«Но вот появилась огромная груда - тарелок летающих рать»

«Но вот появилась огромная груда - тарелок летающих рать»

Песню «Летающая тарелка» Борис Гребенщиков включил в свой знаменитый альбом «История Аквариума. Т. 2. Электричество».

КАРЛ ЮНГ: «ЛЮДИ ЧТО-ТО ВИДЯТ…»

Накануне этого удивительного праздника мы встретились с человеком, который впервые в России избрал НЛО темой своей докторской диссертации - поэтом Олегом Столяровым. 
Вообще, если заглянуть в историю, можно вспомнить: автором самой первой научной работы, посвященной «предметам, видимым в небе», был знаменитый швейцарский психолог Карл Юнг. В 1902 году он поставил феномен НЛО в один ряд с мифами индейцев майя и символикой коллективного бессознательного. А спустя полвека вернулся к теме в статье «НЛО как предмет слухов». 

- Моя позиция сформулирована в следующей фразе: «Люди что-то видят, но что именно - неизвестно», - объяснял Юнг суть своего исследования, оставляя вопрос о природе «видений» открытым. - «Видеть» можно как нечто материальное, так и нечто, относящееся к области психического. И то и другое - реальности, но реальности различного рода.

Позже, начиная с 1974 года, когда в США под руководством профессора Джозефа Аллена Хайнека был создан научно-исследовательский Центр по изучению НЛО, по этой тематике защитили докторские диссертации еще несколько человек. Но в России писать докторскую о «тарелках» никому и в голову не приходило.

Поэтому, когда я на недавних XXXIV Зигелевских чтениях (см. на сайте kp.ua) услышала тему доклада «НЛО в русской поэзии ХХ века. Подготовка докторской диссертации «Феномен необъяснимого в русской литературе ХХ века», то очень удивилась.

ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА

- Мало кому известно, - объяснил докладчик, кандидат филологических наук Олег Столяров, - что поэты были первыми, кто вслед за учеными откликнулся на «летающие тарелки». И отнюдь не только частушкой: 

«Над Москвой фигня летала
Серебристого металла.
Очень много в наши дни
Неопознанной фигни!» 

- Еще благополучно здравствуют многочисленные свидетели, готовые подтвердить под присягой, что были дни, когда про НЛО говорили заговорщицким шепотом, передавая друг другу в величайшем секрете самиздатовские материалы по этой теме, - продолжает Олег Олегович. - А имена «отцов русской уфологии» - офицера-подводника Владимира Ажажи и преподавателя МАИ Феликса Зигеля - служили паролем для пропуска в круг посвященных. И неудивительно, что деяния поэтов, осмелившихся упомянуть в своих произведениях НЛО, превозносились как подвиги разведчиков. 

Когда на одной из игр КВН 1960-х годов, к примеру, прозвучало: «Но вот появилась огромная груда -/Тарелок летающих рать./Затем в магазинах пропала посуда,/И не на чем стало летать», - многие не поверили собственным ушам: такая темка, мягко говоря, - жди последствий.

Итак, о чем же говорится в будущей докторской диссертации Олега Столярова?

ВЫСОЦКИЙ - САМЫЙ СМЕЛЫЙ

- В 1960-е годы немногие поэты находили в себе силы и мужество говорить об аномальных явлениях, пусть даже иронично, - говорит мой собеседник. - Первым, пожалуй, в этой когорте поэтов-уфологов стал Владимир Высоцкий. Песни «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное - невероятное» из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи» и не менее колоритная «Тау Кита» уже давно стали классикой. А между тем именно в них впервые публично раскрыта тема НЛО. Всем, безусловно, знакомы ставшие хрестоматийными строки: «Уважаемый редактор!/Может, лучше - про реактор?/Про любимый лунный трактор?!/Ведь нельзя же! Год подряд:/То тарелками пугают -/Дескать, подлые, летают…» И из другого произведения: «Вот, двигаясь по световому лучу/Без помощи, но при посредстве,/Я к Тау Кита этой самой лечу,/Чтоб с ней разобраться на месте…»

Тема внеземного разума решается Высоцким неожиданно искрометно и в «Пришельцах в космосе», и в «Балладе о летающих тарелках».

ИНОМИРЦЫ И МАРСИАНЕ

Поэт-фронтовик Юрий Левитанский грустно пишет: «Что-то случилось, нас все покидают./Старые дружбы, как листья, опали./Что-то тарелки давно не летают./Снежные люди куда-то пропали/...Лучик зеленой звезды на рассвете,/Красной планеты ночное сиянье./Как мне без вас одиноко на свете,/О недоступные мне марсиане!» 

Легенда русской поэзии Юрий Влодов в произведении «Иномирец» вообще смело вплел НЛО в хрестоматийные образы: 

«Над Иудеей, прокаженной и святой,/Над человечьей срамотой и суетой,/Зависло корабля мерцающее дно/И тучей грозовой окуталось оно».

- Какая удивительная мощь! - восхищается Олег Олегович.

Феномен НЛО не оставлял равнодушными не только поэтов, но и художников. Картина XV века «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» - самое известное произведение Средневековья, где изображены как будто бы корабль-матка с тремя разведывательными зондами и дискообразный аппарат. Хотя ученые считают, что это обычные древние христианские символы.


ПОЧЕМУ ЖЕ ПЛОХО С ВОДКОЙ НА ЛУНЕ?

В начале 1980-х ситуация коренным образом изменилась. О феномене НЛО заговорили повсеместно. Публикации, теле- и радиопередачи росли, подобно снежной лавине. Вокруг НЛО начался настоящий информационный бум. Из-за него многие авторитетные ученые на какой-то период времени даже перестали серьезно воспринимать это явление. 

Перед поэтами 1980-х годов возникла дилемма: либо говорить о НЛО серьезно и пафосно, но быть непонятыми современниками, либо осмыслить его в ироническом ключе, продолжив традицию, заложенную еще Высоцким. 

Александр Еременко, создатель и глава «школы метаметафористов» (была такая в начале перестройки), пошел по пути Высоцкого: «Неопознанный летающий объект,/Ты зачем летаешь, неопознан,/Над народом, без того нервозным/По причине скверных сигарет?»

Вслед за Еременко иронизировать на все лады по поводу НЛО принялись известные барды. Вот, например, как выглядит «тарелочка» и ее пилоты в песне известного дуэта Алексея Иващенко и Георгия Васильева: 

«А из-за облаков, сквозь дождик мелкий/Глядит на двор в подзорную трубу/Бортинженер летающей тарелки,/Немножечко похожей на судьбу».

А разговорная интонация Петра Вегина очень точно передает тот ажиотаж и нездоровую атмосферу, которая окружала в 1980-х феномен НЛО. Из «Письма сантехника Арк. Голикова кандидату технических наук В. Г. Ажаже»: «Уважаемый товарищ В. Г. Ажажа,/я прошу ответить вас по сути -/можно жить нормально или жить дрожа/с этою летающей посудой?/Все-таки вы бывший командир-подводник,/все-таки держите кое-что в уме.../Может быть, они летают к нам за водкой?/Почему же плохо с водкой на Луне?»

«ЗАВИСАЯ НАД ЗЕМНОЮ ЖИЗНЬЮ...»

- Поэты, ставшие впоследствии классиками русской литературы ХХ века, подошли к раскрытию уфологической темы со всей серьезностью, я бы даже сказал философски, - продолжает Олег Олегович. - Это Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Вот строки из стихотворения Рождественского «НЛО»: 

«…Утверждают очевидцы, что видали/Неопознанный летающий объект…/Зависая над земною жизнью бренной,/Как в лесу над муравейником склоняясь,/Неопознанные странники Вселенной/Скрупулезно изучают нас./

Кто мы им?/Хочу узнать, пока не поздно./Кто мы им? Хочу узнать наверняка./Чья-то тема в диссертации межзвездной?/Чей-то опыт по системам из белка?»

ГРЕБЕНЩИКОВ ЛЮБИЛ ТАКУЮ «ПОСУДУ»

Тема «зеленых человечков» не оставила равнодушными и отечественных рок-музыкантов. Впервые наиболее полно эту тему раскрыл в своей песне «Летающая тарелка», навеянной событиями 1977 года в Петрозаводске (тогда тысячи людей увидели в небе странную «медузу», впоследствии оказавшуюся следом от запуска спутника с Плесецка. - Ред.), Борис Гребенщиков. Музыкант включил ее в свой знаменитый альбом «История «Аквариума». Т. 2. Электричество» (1981): 

«Видел ли ты летающую тарелку/Над домом своим, над крышей своей?/Тарелка приносит в наш быт/Забвенье душевных обид,/И темой для светских бесед/Мы обязаны ей./Я очень люблю этот разряд посуды./Они украшают квартиры моей экстерьер...»

А Юрий Шевчук включил в свой хит о Питере следующее: «Разбивались глаза о проспект,/В коммуналках тонули тела,/Неопознанный сбили объект -/Я живой, да в чем мать родила...»

- Олег Олегович, а сами-то вы какие стихи про братьев наших зеленых сочиняете - лирические или гражданские? - спрашиваю я поэта-ученого. 

- Я продолжаю традиции Владимира Высоцкого, - признался Столяров, - иронизирую так же, как и он. 

Песню «Летающая тарелка» Борис Гребенщиков включил в свой знаменитый альбом «История Аквариума. Т. 2. Электричество».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Олег СТОЛЯРОВ - первый вице-президент Русского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА), поэт, член Союза писателей Москвы, кандидат филологических наук, доцент Московского государственного открытого университета.

Песню «Летающая тарелка» Борис Гребенщиков включил в свой знаменитый альбом «История Аквариума. Т. 2. Электричество».

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт