Валерий ЖЕВАЧЕВСКИЙ, Николай ЛЕЩУК, Наталья МАЛКИНА (4 июля 2009)
Директор Центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК: «Выпускники должны иметь равный доступ к высшему образованию»

Директор Центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК: «Выпускники должны иметь равный доступ к высшему образованию»

«ХОРОШАЯ ШКОЛА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО КОВРОВЫЕ ДОРОЖКИ И КРАСНАЯ ИКРА НА ОБЕД!»

- Здравствуйте! Елена звонит из Днепропетровска. А вам не кажется, что проводить одинаковые тесты в Киеве и, к примеру, в каком-то селе не совсем правильно? Ведь дети учатся по разным методикам, у них разные учителя… 

- Я считаю, что независимо от того, где человек живет и какие образовательные заведения он оканчивает, все должны иметь равный доступ к высшему образованию. Исходя из этого, все получают одинаковые задания. 

- Это Инна, Киев. Как отличаются результаты тестов в этом году от прошлогодних? Выпускники стали умнее? 

- Я никогда не сравниваю результаты тестов по годам или по регионам. Дело в том, что результат, который показывает человек во время тестирования, - его личный результат. То есть этот результат мог быть приобретен как следствие настойчивой самостоятельной работы, работы со своими педагогами, как результат обучения в школе. То есть сегодня не столь важно, каким образом он получил этот результат, важно то, что этот результат есть. Во-вторых, контингент тех, кто проходит внешнее тестирование, совершенно различен в разные периоды: в 2007 году был один круг молодых людей, совсем другой - в 2008-м и так же - в 2009-м. Например, в 2009 году было много тех, кто окончил общеобразовательную школу несколько лет назад. 

Кроме того, хочу отметить, что в Украине насчитывается около 7 тыс. школ, в которых ни один ученик не сдавал тесты, - они просто не захотели этого делать. Поэтому люди даже не регистрировались. 

- Меня зовут Юля, мой сын в этом году идет в школу. Вопрос: действительно ли гимназии и лицеи демонстрируют более высокий уровень знаний? 

- К нам постоянно обращаются родители с таким вопросом письменно: «Мой ребенок идет в первый класс, подскажите мне школу в Киеве, где лучше всего сдали тесты, чтобы я туда отдала ребенка». Я понимаю, общество хочет знать объективный показатель работы образовательного заведения. Я рад тому, что нашим показателям доверяют. Но нельзя делать свой выбор, основываясь лишь на результатах тестирования. Ведь каждый школьник демонстрирует свой личный результат, а не баллы школы или лицея. 

Выбор нужно делать осознанно, предварительно разузнав, что представляет собой это образовательное заведение: не ковровые дорожки, не питание с икрой, не стоимость обучения должно определять уровень заведения, а то, какие выпускники выходят из его стен. 

ПОДАТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО

- Это Александр из Одессы. Говорят, 90% работ проверяет компьютер, а на бланке даже фамилии нет - только штрихкод. Распознать, чья работа, человеку невозможно. А если «искусственный разум» ошибся?

- В этом году наши компьютеры проверили 1 млн 114 тыс. работ, и на сегодня у нас нет ни одной жалобы относительно того, что какая-то работа не распознана, не идентифицирована. Была лишь одна апелляция - во время кодирования работы инструктор ошибочно наклеила другой штрихкод. Так что подвел как раз «человеческий фактор». Я очень рад тому, что наши компьютерные системы работают в таком режиме, и это уже не первый год. 

Кроме того, так называемую открытую часть тестов у нас проверяют педагоги. Причем сразу 3 человека - чтобы достигнуть максимальной объективности. И если их оценки не совпадают, они приходят к общему решению путем консенсуса. Тем не менее именно на этом этапе многие участники внешнего оценивания подают апелляции. И, думаю, это очень хорошо. Без людей все равно не обойтись - ведь есть вопросы, которые компьютер просто не в силах оценить. Например, полностью ли раскрыта тема сочинения, верный ли выбран путь решения математического задания или он слишком сложный… Привлекать педагогов-практиков к проверке тестов довольно дорого, и это несколько затягивает процесс получения результатов, но мы все же настаиваем на том, чтобы люди и компьютеры проверяли разные части тестов: качество оценивания не должно теряться. 

- Звонит Дмитрий, Киев. Что делать тем, кто категорически не согласен с результатами тестов? 

 - Нужно подать апелляцию и прийти на заседание апелляционной комиссии. И попробовать доказать ей, что вы правы. Адрес комиссии - ул. Чорновила, 24.

- До какого числа можно подавать апелляцию?

- До 15 июля. Комиссия собирается 2 раза в неделю. 

- Маша, Киев. Моя младшая сестра сдавала тесты. Говорит, что половина ответов прямо противоречит тому, что написано в учебнике. Это правда? И что делать в таком случае?

- К сожалению, ваша сестра, видимо, не очень хорошо подготовилась к тестированию и не так досконально знает материал. Потому что ответы на все вопросы, которые есть в тестах, утверждены. Например, закончилось тестирование, садится группа специалистов и говорит: «На этот вопрос правильным ответом является такой-то из предложенных». А то, что ваша сестра считает по-другому, - это уровень ее знаний. 

- То есть все тесты полностью соответствуют школьной программе?

- Это не только я утверждаю. Вы можете зайти на наш сайт, там есть абсолютно все вопросы из тестов. И под каждым из них указан учебник, страница, раздел школьной программы - вся информация, которая подтверждает, что разногласий здесь нет. 

- Списать, похоже, не удастся...

- Списать, похоже, не удастся...


К БЛАНКАМ ПРИКРЕПЛЯЛИ КУПЮРЫ И ДАЖЕ КОНВЕРТЫ С ДЕНЬГАМИ

- Это Оля из Симферополя. Не получали ли вы угроз от так называемых власть имущих, чьи дети не справились с тестами? И действительно ли, по-вашему, такая система может побороть коррупцию?

- Я не буду рассказывать об угрозах и других действиях людей, которых вы назвали власть имущими, это будет не совсем корректно с моей стороны. Скажу только, что введение внешнего оценивания проходит очень непросто. В Украине уже выросло поколение людей, которые привыкли, что все можно купить за деньги, - место в детсаду, аттестат, диплом вуза, диплом доктора или кандидата наук, права и т.д. Кстати, нам многие говорили: «Мы права можем купить, а ответ у вас купить не можем». Вполне реально предположить, что критика системы внешнего оценивания со стороны некоторых политических партий и некоторых народных депутатов возникает именно потому, что сегодня они просто не могут решить вопрос поступления в вуз так, как привыкли решать все другие проблемы. 

Сегодня нет такого понятия - «устроить в вуз». Теперь и сын нардепа, и внучка министра, и простой школьник приходят в аудиторию, садятся рядом и пишут тесты.

Что же касается коррупции, то мы не правоохранительная структура и не хотим ею быть - у нас другое задание. Мы не боремся с коррупцией, у нас нет пистолетов, средств оперативного розыска, но зато есть задание - создать равные условия доступа к высшему образованию, чтобы не было потребности и необходимости давать кому-то взятку во время вступительной кампании. 

- Это Марина из Киева. Были ли попытки подкупить комиссию или сфальсифицировать результаты?

- У нас в системе внешнего тестирования в Украине работают всего 300 человек. Во время сдачи тестов приглашаем еще около 200 тыс. человек, которые нам помогают. Конечно, я не исключаю, что среди 200 тысяч найдутся те, кто попробует улучшить свое материальное положение за счет школьников. Поэтому большое значение имеет то, насколько наша система не допускает подобных вещей. На сегодня ни правоохранительными органами, ни нашей службой безопасности не зафиксировано ни одного подобного факта. Хотя в этом году были вообще беспрецедентные случаи - прямо к ответам были подколоты купюры или конверты с купюрами. Имелись также попытки найти контакты со специалистами, которые непосредственно работают с тестами до их попадания в компьютер. 

С каждым годом мы вынуждены придумывать все больше и больше систем защиты, потому что знаем, что нас, 300 человек, пытается обмануть не одна тысяча человек. Недавно мои знакомые приехали из Франции, где были по обмену классами с одним из французских колледжей. Наши 11-классники были удивлены: там списать считается преступлением, и это аморально, а у нас человек, который таким занимается, мнит себя героем. 

- А что с теми работами, к которым прикалывали купюры? Их аннулируют?

- Мы вызывали опергруппу отдела внутренних дел, они документировали, возбуждали уголовные дела. Это факт попытки дачи взятки. И такие поползновения должны наказываться. Увы, у нас выросло поколение цинично-наглых людей. 

- Меня зовут Анна. Я из Донецка. Можно ли узнать, сколько баллов ребенок получил по тестовой части и сколько - за сочинение?

- Конечно. Для этого необходимо обратиться к нам. Мы вам обязательно отправим копию в электронном варианте. Если такового нет, то бумажную копию бланка ответов. Правда, идти она будет несколько дольше. Обращайтесь по адресу: г. Киев, ул. Чорновила, 24. 

Можно также воспользоваться услугами нашей информационной службы - тел. 503-37-93. Вы оставите по телефону устное заявление, чтобы вам предоставили информацию, свой адрес и через несколько дней получите ответ на все интересующие вас вопросы. 

Фото Максима ЛЮКОВА

загрузка...
загрузка...

Политика

 Джевелин  - в уме, а  Максим  - на передовой
"Джевелин" - в уме, а "Максим" - на передовой 4

Пока в США активно дискутируется вопрос о предоставлении летального оружия, украинское военное руководство разрешило задействовать в зоне АТО все образцы оружия, которые сейчас есть на складах и, судя по всему, в… музеях.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа в Днепропетровске диспетчеромисточникМирослав Кувалдин