Георгий АНДРЕЕВ. Рис. Николая ВОРОНЦОВА. (13 июня 2009)
Кто в космосе сказал «Вау»?

Комментарии: 2

Наука может многое, но не все. Журнал New Scientist сделал подборку фактов, при упоминании которых специалисты разводят руками и качают головой.

1.  ПУСТЫШКА,  А ЛЕЧИТ

Об эффекте плацебо слышали многие. Это когда человека несколько дней подряд поят нужным лекарством и он ощущает, как его самочувствие улучшается. Однако если потом вместо лечебного средства дать ему какой-нибудь абсолютно безвредный нейтральный раствор, то он все равно будет убеждать всех, что продолжает выздоравливать.

Самый известный исследователь этой проблемы профессор Фабрицио Бенедетти из Университета Турина (Италия) проводил сей циничный эксперимент с больными, которым ежедневно требовалось сильное болеутоляющее средство. И когда он подсовывал им вместо морфия отнюдь не обезболивающие средства, боль все равно отступала. Это не единичный эксперимент - о подобных случаях знают врачи по всему миру. Основная гипотеза объяснения - мозг каким-то образом может влиять на состояние организма. Но как - неизвестно. Кстати, замечен этот эффект у мышей и обезьян, так что плацебо не выдумка мнительных людей.

- Нам сейчас необходимо понять, действует ли этот эффект лишь при определенных видах болезней или для всех недугов работает общий механизм, - говорит профессор Бенедетти. - И в случае успеха для медицины откроются невиданные перспективы.

2.  ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ  ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ

Маленький урок астрономии: все галактики в нашей Вселенной с большой скоростью вращаются вокруг одного центра. Но когда ученые подсчитали общие массы галактик, то оказалось, что они слишком легкие. И по законам физики вся эта карусель давно бы сломалась. Однако не ломается. Чтобы объяснить происходящее, ученые придумали гипотезу, будто есть во Вселенной некая темная материя, которую невозможно увидеть. Но вот что она  собой представляет и как бы ее пощупать, астрономы пока не представляют. Известно лишь, что ее масса составляет 90 процентов массы Вселенной. А это означает, что мы знаем, что за мир нас окружает всего на одну десятую часть.

3.  ПОЧЕМУ РЕШИЛИ, ЧТО НА МАРСЕ НЕТ ЖИЗНИ

Поиски органики на Красной планете начались в 1976 году - там приземлился американский аппарат «Викинг». Он должен был провести три эксперимента, которые должны были четко подтвердить или опровергнуть утверждение о его обитаемости. Но все три дали неоднозначные результаты. В итоге специалисты решили, что жизни там все-таки нет. А странные итоги экспериментов списали на химический состав грунта. Однако автор экспериментов Габриел Левин с ними не согласился. И, опираясь на результаты исследований «Викингов», разработал целую теорию о том, как марсианские простейшие организмы на молекулярном уровне отличаются от земных. Прав ли он? Пока неизвестно.

4.  КТО  ТОРМОЗИТ  «ПИОНЕРОВ»

Американские зонды «Пионер-10» и «Пионер-11» были запущены соответственно в 1972 и 1983 годах. К нынешнему моменту они уже должны были вылететь за пределы Солнечной системы. Однако и один, и второй по непонятным причинам начали менять траекторию, словно неведомая сила не выпускает их за пределы системы. «Пионер-10» отклонился уже на четыреста тысяч километров от рассчитанной траектории. «Пионер-11» в точности повторяет путь собрата. Есть множество версий: влияние солнечного ветра, утечка топлива, ошибки программирования. Но все они не слишком убедительны, поскольку оба корабля, запущенные с интервалом в 11 лет, ведут себя одинаково.

Если не принимать в расчет козни инопланетян или божественный замысел не выпустить людей за пределы Солнечной системы, то, возможно, тут как раз проявляется влияние загадочной темной материи, о которой говорилось выше. А может, тут действуют какие-то неизвестные нам гравитационные эффекты? Сейчас специалисты разрабатывают специальный зонд, который повторит путь «Пионеров» и попробует раскрыть загадку.

5.  СУЩЕСТВУЕТ ЛИ 10-Я ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Далеко-далеко за карликовой планетой Плутон есть загадочный астероид Седна - один из самых крупных в нашей системе. К тому же Седна считается самым красным объектом в нашей системе - она даже краснее Марса. Почему - неизвестно. Но главная загадка в другом. Полный виток вокруг Солнца он делает за 10 тысяч лет. Причем обращается по очень вытянутой орбите. То ли этот астероид прилетел к нам из другой звездной системы. А может быть, так считают некоторые астрономы, с круговой орбиты его сбило гравитационное притяжение какого-то крупного объекта. Какого? Например, загадочной планеты Нибиру - планеты, которая якобы существует на самой границе Солнечной системы, но астрономам обнаружить ее пока не удается.

Есть и еще один факт в пользу существования таинственной планеты. Седна расположена в поясе Койпера - области пространства, чрезвычайно насыщенного малыми космическими телами. Начиная от Плутона, плотность пояса Койпера нарастает, а потом резко падает до нуля. Так могло бы быть, если бы все объекты, которые расположены дальше, были притянуты гравитационным полем загадочной планеты. Правда, пока ее астрономы обнаружить не могут.

Возможно, загадка разрешится, когда зонд НАСА New Horizonts в 2015 году доберется до Плутона и оттуда попробует рассмотреть неуловимую Нибиру.

6.  СТРАННЫЙ СИГНАЛ ИЗ КОСМОСА

В 1970-х годах в США началась программа по поиску радиосигналов от братьев по разуму. Вдруг они пожелают с нами связаться? Для этого радиотелескоп направляли на разные участи небосвода, и он сканировал эфир на разных частотах, пытаясь обнаружить сигнал искусственного происхождения. Несколько лет астрономы похвастаться хоть какими-то результатами не могли. Но 15 августа 1977 года во время дежурства астронома Джерри Эхмана самописец, регистрирующий все, что попадало в «уши» радиотелескопу, вывел на ленте кривую, напоминающую слово «WOW». Сигнал длился 37 секунд. И шел на частоте 1420 мегагерц. Согласно международным соглашениям ни один земной передатчик не работает в этом диапазоне. Он исходил из направления созвездия Стрельца, где ближайшая звезда расположена на расстоянии 220 световых лет от Земли. Искусственный ли он был? Ответа нет до сих пор. Впоследствии ученые неоднократно обшаривали этот участок неба. Но безрезультатно.

Мексиканец  отомстил  избитому россиянину, тайком сделав с ним селфи
Мексиканец "отомстил" избитому россиянину, тайком сделав с ним селфи [видео] 1860

Мужчина проникнул в палату к "блогеру", которого неделю назад пытались линчевать.

Протесты в Венесуэле: количество погибших увеличилось до 60 человек
Протесты в Венесуэле: количество погибших увеличилось до 60 человек 248

Народ вышел на улицы в апреле текущего года. Среди убитых – три правоохранителя и девять подростков. Большая часть погибших – гражданские.

США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле
США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле 365 4

Во время обстрела обрушилось здание, в котором находилось много гражданских.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

В правительстве рассказали, как будут считать пенсионный стаж
В правительстве рассказали, как будут считать пенсионный стаж 229

Чиновники обещают учитывать две составляющих – до 2001 года и после.

В Украину прибыло судно с углем из ЮАР
В Украину прибыло судно с углем из ЮАР 801 4

Из Южной Африки поступило 70 тысяч тонн антрацита.

Сегодня днем, 26 мая, почти по всей стране пройдут дожди
Сегодня днем, 26 мая, почти по всей стране пройдут дожди 75

В пятницу днем, 26 мая, в Киеве пройдет кратковременный дождь, гроза, ветер юго-западный, 5-10 м/с.

Факт. Конкорд банк запустил интернет-банкинг, который без комиссий оплачивает телефон, коммуналку и ставит  мокрую  печать
Факт. Конкорд банк запустил интернет-банкинг, который без комиссий оплачивает телефон, коммуналку и ставит "мокрую" печать 119

С помощью icON25 от Конкорда можно подтвердить любые платежки настоящей "мокрой" печатью и подписью банка, сидя на диване.

Зонд НАСА записал уникальную  музыку  Юпитера и сделал исторические фото
Зонд НАСА записал уникальную "музыку" Юпитера и сделал исторические фото [фото, видео] 450

Космическому аппарату Juno также удалось сфотографировать знаменитые кольца планеты-гиганта.

Фреймут на последних месяцах беременности вышла в свет с возлюбленным
Фреймут на последних месяцах беременности вышла в свет с возлюбленным [фото] 865

Телеведущая посетила церемонию вручения Cosmopolitan Awards, выбрав длинное светлое платье.

В  чистилище  Миротворца попали  Иванушки International
В "чистилище" Миротворца попали "Иванушки International" 665 2

Артистов внесли в базе данных за концертную деятельность в Крыму. В "Чистилище" добавлены данные Андрея Григорьева-Апполонова и Кирилла Андреева.

Харрисон Форд:  Звездные войны ? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда!
Харрисон Форд: "Звездные войны"? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда! 749

Ровно 40 лет назад состоялась премьера самой великой космической сказки.

В форме стадиона : в Испании выпускают гробы за 15 тысяч евро для фанов  Реала  и  Барсы
"В форме стадиона": в Испании выпускают гробы за 15 тысяч евро для фанов "Реала" и "Барсы" [фото] 269

Истинные ультрас даже после смерти могут достойно поддерживать команду в своем последнем деревянном пристанище.

Футболисты  Динамо   плавят  тренера? Чушь!
"Футболисты "Динамо" "плавят" тренера? Чушь!" 504

26 мая в Харькове состоится последнее украинское Класико сезона, которое может стать судьбоносным для Сергея Реброва.

Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта
Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта 958 10

Это означает, что федерации этих видов могут претендовать на господдержку.