Георгий АНДРЕЕВ. Рис. Николая ВОРОНЦОВА. (13 июня 2009)
Кто в космосе сказал «Вау»?

Комментарии: 2

Наука может многое, но не все. Журнал New Scientist сделал подборку фактов, при упоминании которых специалисты разводят руками и качают головой.

1.  ПУСТЫШКА,  А ЛЕЧИТ

Об эффекте плацебо слышали многие. Это когда человека несколько дней подряд поят нужным лекарством и он ощущает, как его самочувствие улучшается. Однако если потом вместо лечебного средства дать ему какой-нибудь абсолютно безвредный нейтральный раствор, то он все равно будет убеждать всех, что продолжает выздоравливать.

Самый известный исследователь этой проблемы профессор Фабрицио Бенедетти из Университета Турина (Италия) проводил сей циничный эксперимент с больными, которым ежедневно требовалось сильное болеутоляющее средство. И когда он подсовывал им вместо морфия отнюдь не обезболивающие средства, боль все равно отступала. Это не единичный эксперимент - о подобных случаях знают врачи по всему миру. Основная гипотеза объяснения - мозг каким-то образом может влиять на состояние организма. Но как - неизвестно. Кстати, замечен этот эффект у мышей и обезьян, так что плацебо не выдумка мнительных людей.

- Нам сейчас необходимо понять, действует ли этот эффект лишь при определенных видах болезней или для всех недугов работает общий механизм, - говорит профессор Бенедетти. - И в случае успеха для медицины откроются невиданные перспективы.

2.  ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ  ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ

Маленький урок астрономии: все галактики в нашей Вселенной с большой скоростью вращаются вокруг одного центра. Но когда ученые подсчитали общие массы галактик, то оказалось, что они слишком легкие. И по законам физики вся эта карусель давно бы сломалась. Однако не ломается. Чтобы объяснить происходящее, ученые придумали гипотезу, будто есть во Вселенной некая темная материя, которую невозможно увидеть. Но вот что она  собой представляет и как бы ее пощупать, астрономы пока не представляют. Известно лишь, что ее масса составляет 90 процентов массы Вселенной. А это означает, что мы знаем, что за мир нас окружает всего на одну десятую часть.

3.  ПОЧЕМУ РЕШИЛИ, ЧТО НА МАРСЕ НЕТ ЖИЗНИ

Поиски органики на Красной планете начались в 1976 году - там приземлился американский аппарат «Викинг». Он должен был провести три эксперимента, которые должны были четко подтвердить или опровергнуть утверждение о его обитаемости. Но все три дали неоднозначные результаты. В итоге специалисты решили, что жизни там все-таки нет. А странные итоги экспериментов списали на химический состав грунта. Однако автор экспериментов Габриел Левин с ними не согласился. И, опираясь на результаты исследований «Викингов», разработал целую теорию о том, как марсианские простейшие организмы на молекулярном уровне отличаются от земных. Прав ли он? Пока неизвестно.

4.  КТО  ТОРМОЗИТ  «ПИОНЕРОВ»

Американские зонды «Пионер-10» и «Пионер-11» были запущены соответственно в 1972 и 1983 годах. К нынешнему моменту они уже должны были вылететь за пределы Солнечной системы. Однако и один, и второй по непонятным причинам начали менять траекторию, словно неведомая сила не выпускает их за пределы системы. «Пионер-10» отклонился уже на четыреста тысяч километров от рассчитанной траектории. «Пионер-11» в точности повторяет путь собрата. Есть множество версий: влияние солнечного ветра, утечка топлива, ошибки программирования. Но все они не слишком убедительны, поскольку оба корабля, запущенные с интервалом в 11 лет, ведут себя одинаково.

Если не принимать в расчет козни инопланетян или божественный замысел не выпустить людей за пределы Солнечной системы, то, возможно, тут как раз проявляется влияние загадочной темной материи, о которой говорилось выше. А может, тут действуют какие-то неизвестные нам гравитационные эффекты? Сейчас специалисты разрабатывают специальный зонд, который повторит путь «Пионеров» и попробует раскрыть загадку.

5.  СУЩЕСТВУЕТ ЛИ 10-Я ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Далеко-далеко за карликовой планетой Плутон есть загадочный астероид Седна - один из самых крупных в нашей системе. К тому же Седна считается самым красным объектом в нашей системе - она даже краснее Марса. Почему - неизвестно. Но главная загадка в другом. Полный виток вокруг Солнца он делает за 10 тысяч лет. Причем обращается по очень вытянутой орбите. То ли этот астероид прилетел к нам из другой звездной системы. А может быть, так считают некоторые астрономы, с круговой орбиты его сбило гравитационное притяжение какого-то крупного объекта. Какого? Например, загадочной планеты Нибиру - планеты, которая якобы существует на самой границе Солнечной системы, но астрономам обнаружить ее пока не удается.

Есть и еще один факт в пользу существования таинственной планеты. Седна расположена в поясе Койпера - области пространства, чрезвычайно насыщенного малыми космическими телами. Начиная от Плутона, плотность пояса Койпера нарастает, а потом резко падает до нуля. Так могло бы быть, если бы все объекты, которые расположены дальше, были притянуты гравитационным полем загадочной планеты. Правда, пока ее астрономы обнаружить не могут.

Возможно, загадка разрешится, когда зонд НАСА New Horizonts в 2015 году доберется до Плутона и оттуда попробует рассмотреть неуловимую Нибиру.

6.  СТРАННЫЙ СИГНАЛ ИЗ КОСМОСА

В 1970-х годах в США началась программа по поиску радиосигналов от братьев по разуму. Вдруг они пожелают с нами связаться? Для этого радиотелескоп направляли на разные участи небосвода, и он сканировал эфир на разных частотах, пытаясь обнаружить сигнал искусственного происхождения. Несколько лет астрономы похвастаться хоть какими-то результатами не могли. Но 15 августа 1977 года во время дежурства астронома Джерри Эхмана самописец, регистрирующий все, что попадало в «уши» радиотелескопу, вывел на ленте кривую, напоминающую слово «WOW». Сигнал длился 37 секунд. И шел на частоте 1420 мегагерц. Согласно международным соглашениям ни один земной передатчик не работает в этом диапазоне. Он исходил из направления созвездия Стрельца, где ближайшая звезда расположена на расстоянии 220 световых лет от Земли. Искусственный ли он был? Ответа нет до сих пор. Впоследствии ученые неоднократно обшаривали этот участок неба. Но безрезультатно.

Захарченко допустил возврат в состав Украины на конфедеративных началах
Захарченко допустил возврат в состав Украины на конфедеративных началах 1225 9

Глава "ДНР" отметил, что диалог будет возможен только после смены власти в Украине. По его мнению, нынешняя украинская элита – "жадная и порочная".

В Кривом Роге избиратели отзывают депутатов горсовета, но партия против 248

Петиция в поддержку лишения депутатских мандатов представителей партии "Силы людей" в Кривом Роге набрала необходимое количество подписантов и была одобрена сессией Криворожского городского совета.

Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее
Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее 123

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом. В ходе беседы политики обсудили ядерную угрозу со стороны КНДР.

В Ровно вандал поглумился над мемориальной доской героя Небесной Сотни
В Ровно вандал поглумился над мемориальной доской героя Небесной Сотни [фото] 27 1

Мужчина забросал памятную доску яйцами.

В Израиле 18-летний палестинец ранил четырех человек
В Израиле 18-летний палестинец ранил четырех человек [видео] 125

Полиция сообщает о теракте.

12-летний водитель попытался пересечь Австралию
12-летний водитель попытался пересечь Австралию 196

Мальчик успел проехать 1300 километров, но дальнейшему осуществлению мечты помешали полицейские.

Укрзализныця : билеты на поезда в июне не подорожают
"Укрзализныця": билеты на поезда в июне не подорожают 35

Ранее сообщалось о планах повысить цены на 20% с этого лета.

Украина прекращает поставки электричества в  ЛНР
Украина прекращает поставки электричества в "ЛНР" [видео] 384 2

Сейчас технические службы проводят определенные мероприятия, и с 25 апреля переток должен быть полностью прекращен.

Продажа земли в Украине: аргументы за и против
Продажа земли в Украине: аргументы за и против 1233 1

В правительстве обещают внести законопроект, который запустит рынок сельхозземель в ближайшие месяцы.

Завтра, 25 апреля, почти по всей стране ночью заморозки
Завтра, 25 апреля, почти по всей стране ночью заморозки 119

Без осадков.

Черная пятница  Интернета: самые масштабные компьютерные сбои в истории
"Черная пятница" Интернета: самые масштабные компьютерные сбои в истории 169

25 апреля 1997 года мировая сеть Интернет потерпела самый большой сбой в истории.

NASA показало звезду, затмившую по яркости целую галактику
NASA показало звезду, затмившую по яркости целую галактику [фото] 184

Звезда расположена намного ближе к Земле, чем галактика, поэтому ее свет кажется ярче.

Тренеры  Голоса країни  запостили крутое сэлфи
Тренеры "Голоса країни" запостили крутое сэлфи 751

Судейская четверка вокального шоу сделала фото "без купюр".

Онлайн-конференция: задай вопрос победителю проекта  Голос країни 7
Онлайн-конференция: задай вопрос победителю проекта "Голос країни 7"

На ваши вопросы в понедельник 24 апреля с 12.30 до 13.30 ответит победитель проекта "Голос країни 7" телеканала 1+1 Александр Клименко.

Победитель  Голоса  забрал квартиру себе, а ротацию на радио отдал сопернице по финалу
Победитель "Голоса" забрал квартиру себе, а ротацию на радио отдал сопернице по финалу [фото, видео] 1555

Священник заверил, что продолжит петь и по окончанию проекта.

Владимир Кличко:  В бою против Джошуа хочу впечатлить сам себя