Владимир ЛАГОВСКИЙ (6 февраля 2008)
Ученые повторили трюк Господа Бога?

Крейг Вентер взломал код операционной системы, управляющей живыми существами.

Впервые в мире сконструирована искусственная хромосома. До создания искусственной жизни остался один шаг.

По образу и подобию

На днях биолог и предприниматель Крейг Вентер опубликовал в авторитетном журнале Science  статью, в которой объявил о создании синтетических генов. Их удалось собрать в лаборатории из химических соединений. Иными словами, ученые скопировали механизм наследственности, благодаря которому все живые организмы воспроизводят себя. Включая нас - людей.

В 1990-е годы  Вентер участвовал в проекте по расшифровке генома человека. Ныне вместе с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом он трудится в собственном институте J Craig Venter Institute (JCVI) в Мэриленде  (США).

Ученые начали эксперименты еще в 2002 году, когда на искусственную жизнь  американское правительство выделило более 3 миллионов долларов. Шли к заветной цели ступенчато, взявшись копировать микоплазму (Mycoplasma genitalium)  - паразитическую бактерию, живущую на слизистых оболочках половых органов. Она приглянулась своей относительной простотой и жизнестойкостью.

В прошлом году Вентер и Смит создали гибридный организм, пересадив гены одной бактерии в другую. Та жила и размножалась. После этого исследователи и занялись синтезом искусственной ДНК. В результате получилась цепочка, состоящая из 582 тысяч звеньев. И воспроизводящая  485 генов бактерии - полный ее геном. Если верить Вентеру, то это крупнейшая из когда-либо созданных искусственных цепочек -  по длине она превышает предыдущие достижения более чем в 20 раз.

Вторжение в операционную систему природы

Теперь ученым предстоит сделать последний шаг. Они намерены ввести синтетическую хромосому в клетку, чтобы она воспроизвела себя и превратилась в новую форму жизни - искусственную.

Смит сравнивает свое достижение с завершением работы над компьютерной операционной системой.

- По сути, мы создали аналог компьютерной операционной системы, - говорит ученый. - Ведь геном - это операционная система для клетки. «Загрузив» ее, можно управлять развитием и делением клетки.

Кто знает, не идут ли  генетики по стопам Господа Бога? Вдруг и он не создавал человека целиком и сразу. А сотворил сначала нечто попроще - какой-нибудь микроорганизм. Потом «загрузил» операционной системой - генами, соответствующими его «образу и подобию», -  делящиеся и развивающиеся клетки довершили процесс.

Ученые, кстати, полагают, что создать программу гораздо проще, чем производимый ею продукт. Тем же генетикам, к примеру, никогда бы не удалось собрать из отдельных элементов целую бактерию. А толково загруженный «живой компьютер» на такое способен.

Микоплазма, вызывающая венерическое заболевание, станет первым искусственным организмом, созданным по образу и подобию своего природного аналога.

Если не кошмар, то светлое будущее

Противники «синтетической биологии», естественно, пугают опасностями, которыми грозит вмешательство в божьи дела. Мол, новую технологию можно использовать для создания биологического оружия. А если искусственный организм вдруг окажется за пределами лаборатории? Не поведет ли он себя непредсказуемо, «общаясь» с живой природой? Не нарушит ли экологическое равновесие? А вдруг он еще и станет причиной новых, неизвестных медицине болезней?

Однако Вентер грядущего кошмара не видит. Наоборот, предрекает выход на новый уровень развития биологии. Рисует перспективы создания «хромосом заданного типа для выполнения конкретных задач». В планах ученого искусственные микробы, способные производить топливо.

- Они станут первыми организмами, за которые будут давать миллиарды и триллионы долларов, - уверяет он.

Можно жить в 10 раз дольше

Пока ученые превратили в долгожителя дрожжевой грибок. Но подобные манипуляции с человеком позволили бы не умирать до 800 - 1200 лет

Лишив грибок всего двух генов и ограничив его в пище, Валтер Лонго  из университета Южной Калифорнии увеличил срок жизни крошечного существа в 10 раз. Это - мировой рекорд.

Конечно, разница между дрожжами и человеком огромна. Они близки лишь по процессам метаболизма. Но это не помешало Лонго и его коллегам заявить, что их исследования имеют непосредственное отношение к продлению жизни людей.

- Мы заложили основы для перепрограммирования организма, - говорит Лонго, - и когда-нибудь это приведет к тому, что и человек будет жить минимум до 800 лет.

Ученый вообще не считает смерть неизбежной. И предполагает, что она не просто побочный эффект изнашивания тела, но и генетически  запрограммированное явление, призванное ликвидировать пожилых членов популяции, чтобы освободить дорогу молодым. А раз так, то смерть можно перехитрить, перепрограммировав гены. Что Лонго и показал на примере дрожжевого грибка. А те самые заветные гены есть и у людей.

Суд устал бороться с Януковичем. Подготовительное заседание снова перенесли
Суд устал бороться с Януковичем. Подготовительное заседание снова перенесли 18

Эксперт считает, что защита перебрала меру с ходатайствами, а обвинение продемонстрировало плохое знание процессуальных норм.

Путин и Макрон обсудили Украину, Сирию и санкции
Путин и Макрон обсудили Украину, Сирию и санкции 191 1

Стороны нашли общий язык в борьбе с терроризмом, однако по снятию экономических ограничений договориться не удалось.

Власть хочет под патриотические крики дограбить Украину , — Вадим Рабинович
"Власть хочет под патриотические крики дограбить Украину", — Вадим Рабинович 260

Выстрелил в лицо : в Ивано-Франковске застрелился акушер-гинеколог
"Выстрелил в лицо": в Ивано-Франковске застрелился акушер-гинеколог 692

Врач долгое время боролся с онкологией. Возможно, состояние здоровья и стала причиной фатального поступка.

СБУ - о деле против  Яндекса :  Передавали данные украинцев российским спецслужбам
СБУ - о деле против "Яндекса": "Передавали данные украинцев российским спецслужбам" [видео] 500 2

Служба безопасности прокомментировала утренние обыски в офисах компании "Яндекс.Украина".

Ураган в Москве: погибли 11 человек,  досталось  резиденции Медведева
Ураган в Москве: погибли 11 человек, "досталось" резиденции Медведева [фото, видео, обновлено] 1776

В социальных сетях показали разрушительные последствия погоды: перевернутые остановки, вырванные с корнем деревья.

Витамины будут золотыми
Витамины будут золотыми 583

Майские заморозки убили треть урожая ягод и фруктов.

Плюсы и минусы купюры в 1000 гривен
Плюсы и минусы купюры в 1000 гривен 1707 3

Несмотря на то, что Нацбанк пока опровергает информацию о выпуске новой банкноты, эксперты говорят о необходимости ее введения из-за обесценивания национальной валюты.

В Украине может появиться японский автозавод
В Украине может появиться японский автозавод 893 6

Эксперт рассказал,что нужно сделать, чтобы привлечь в страну инвесторов.

Компания Rolls-Royce выпустила самый дорогой автомобиль в мире
Компания Rolls-Royce выпустила самый дорогой автомобиль в мире 183

Его цена составляет 13 млн долларов.

Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна
Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна 149

Астрономы указали место, где наш мир соприкоснулся с иным - соседним.

Появились ответы на ВНО по английскому языку
Появились ответы на ВНО по английскому языку [фото ответов] 231

Свои результаты можно проверить уже сейчас.

Победительница  Зваженi та щасливi-4  впервые стала мамой
Победительница "Зваженi та щасливi-4" впервые стала мамой 513

Юлия Фомина во второй раз вышла замуж и родила дочку.

Фильмы, победившие в Каннах-2017: сатира на современное искусство и семейные нелады [видео] 168

"КП" в Украине" выясняла, о чем эти картины, награжденные "пальмовыми ветвями" Каннского кинофеста.

Регина Тодоренко - о бойфренде:  У нас настоящая испано-итальянская семья - тарелки летают, бьются зеркала
Регина Тодоренко - о бойфренде: "У нас настоящая испано-итальянская семья - тарелки летают, бьются зеркала" 1034

Ведущая трэвел-проекта "Орел и решка" побывала в гостях у "КП" в Украине" и рассказала нам о жизни вне путешествий.

Бетис  не рассчитывает на Зозулю и намерен его продать