Владимир ЛАГОВСКИЙ (6 февраля 2008)
Ученые повторили трюк Господа Бога?

Крейг Вентер взломал код операционной системы, управляющей живыми существами.

Впервые в мире сконструирована искусственная хромосома. До создания искусственной жизни остался один шаг.

По образу и подобию

На днях биолог и предприниматель Крейг Вентер опубликовал в авторитетном журнале Science  статью, в которой объявил о создании синтетических генов. Их удалось собрать в лаборатории из химических соединений. Иными словами, ученые скопировали механизм наследственности, благодаря которому все живые организмы воспроизводят себя. Включая нас - людей.

В 1990-е годы  Вентер участвовал в проекте по расшифровке генома человека. Ныне вместе с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом он трудится в собственном институте J Craig Venter Institute (JCVI) в Мэриленде  (США).

Ученые начали эксперименты еще в 2002 году, когда на искусственную жизнь  американское правительство выделило более 3 миллионов долларов. Шли к заветной цели ступенчато, взявшись копировать микоплазму (Mycoplasma genitalium)  - паразитическую бактерию, живущую на слизистых оболочках половых органов. Она приглянулась своей относительной простотой и жизнестойкостью.

В прошлом году Вентер и Смит создали гибридный организм, пересадив гены одной бактерии в другую. Та жила и размножалась. После этого исследователи и занялись синтезом искусственной ДНК. В результате получилась цепочка, состоящая из 582 тысяч звеньев. И воспроизводящая  485 генов бактерии - полный ее геном. Если верить Вентеру, то это крупнейшая из когда-либо созданных искусственных цепочек -  по длине она превышает предыдущие достижения более чем в 20 раз.

Вторжение в операционную систему природы

Теперь ученым предстоит сделать последний шаг. Они намерены ввести синтетическую хромосому в клетку, чтобы она воспроизвела себя и превратилась в новую форму жизни - искусственную.

Смит сравнивает свое достижение с завершением работы над компьютерной операционной системой.

- По сути, мы создали аналог компьютерной операционной системы, - говорит ученый. - Ведь геном - это операционная система для клетки. «Загрузив» ее, можно управлять развитием и делением клетки.

Кто знает, не идут ли  генетики по стопам Господа Бога? Вдруг и он не создавал человека целиком и сразу. А сотворил сначала нечто попроще - какой-нибудь микроорганизм. Потом «загрузил» операционной системой - генами, соответствующими его «образу и подобию», -  делящиеся и развивающиеся клетки довершили процесс.

Ученые, кстати, полагают, что создать программу гораздо проще, чем производимый ею продукт. Тем же генетикам, к примеру, никогда бы не удалось собрать из отдельных элементов целую бактерию. А толково загруженный «живой компьютер» на такое способен.

Микоплазма, вызывающая венерическое заболевание, станет первым искусственным организмом, созданным по образу и подобию своего природного аналога.

Если не кошмар, то светлое будущее

Противники «синтетической биологии», естественно, пугают опасностями, которыми грозит вмешательство в божьи дела. Мол, новую технологию можно использовать для создания биологического оружия. А если искусственный организм вдруг окажется за пределами лаборатории? Не поведет ли он себя непредсказуемо, «общаясь» с живой природой? Не нарушит ли экологическое равновесие? А вдруг он еще и станет причиной новых, неизвестных медицине болезней?

Однако Вентер грядущего кошмара не видит. Наоборот, предрекает выход на новый уровень развития биологии. Рисует перспективы создания «хромосом заданного типа для выполнения конкретных задач». В планах ученого искусственные микробы, способные производить топливо.

- Они станут первыми организмами, за которые будут давать миллиарды и триллионы долларов, - уверяет он.

Можно жить в 10 раз дольше

Пока ученые превратили в долгожителя дрожжевой грибок. Но подобные манипуляции с человеком позволили бы не умирать до 800 - 1200 лет

Лишив грибок всего двух генов и ограничив его в пище, Валтер Лонго  из университета Южной Калифорнии увеличил срок жизни крошечного существа в 10 раз. Это - мировой рекорд.

Конечно, разница между дрожжами и человеком огромна. Они близки лишь по процессам метаболизма. Но это не помешало Лонго и его коллегам заявить, что их исследования имеют непосредственное отношение к продлению жизни людей.

- Мы заложили основы для перепрограммирования организма, - говорит Лонго, - и когда-нибудь это приведет к тому, что и человек будет жить минимум до 800 лет.

Ученый вообще не считает смерть неизбежной. И предполагает, что она не просто побочный эффект изнашивания тела, но и генетически  запрограммированное явление, призванное ликвидировать пожилых членов популяции, чтобы освободить дорогу молодым. А раз так, то смерть можно перехитрить, перепрограммировав гены. Что Лонго и показал на примере дрожжевого грибка. А те самые заветные гены есть и у людей.

Суд по делу Насирова продолжат утром, после того как его прооперируют
Суд по делу Насирова продолжат утром, после того как его прооперируют 10

Заседание перенесли, т.к. было уже слишком поздно. Таким образом, защите не удалось сегодня оспорить меру пресечения.

В деле Насирова заменили судью, Бобровник заболел
В деле Насирова заменили судью, Бобровник заболел 28

Адвокаты главного налоговоика Украины попытаются оспорить меру пресечения. Прошлый раз отстраненного главу ГФС отпустили под залог в 100 миллионов гривен.

Стивен Сигал попал в  черный список  сайта  Миротворец
Стивен Сигал попал в "черный список" сайта "Миротворец" [дополнено] 58

В вину ему вменили такие определения как: "пособник российских оккупантов и пророссийских террористов", "незаконное пресечения границы Украины" и прочее.

Что из себя представляет  шпионская  программа  Стахановец , которую ищет СБУ
Что из себя представляет "шпионская" программа "Стахановец", которую ищет СБУ 246

На официальном сайте говорится, что софт создавался для оптимизации работы компаний, однако правоохранители уверены, что действие ПО нарушает закон.

Вслед за  Dragon Capital  СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта
Вслед за "Dragon Capital" СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта 355

Предполагается, что компании следили за своими сотрудниками при помощи специальных программ. ПО позволяет даже определить, пьют ли сотрудники на работе.

В Харькове пассажир избил водителя трамвая: женщина продолжила работу, хулиган уснул [фото] 663

Пьяному не понравилось что-то в женщине-водителе и он с силой ударил ее в лицо кулаком, после чего вышел и уснул на остановке.

В Чернобыле начали строить новую электростанцию
В Чернобыле начали строить новую электростанцию 1058

На этот раз будет создана солнечная станция. Финансировать проект взялся украинский инвестор, имя которого пока не называется.

Три новшества при расчете субсидий: что изменилось?
Три новшества при расчете субсидий: что изменилось? 2208

С 1 мая 2017 года государственную помощь будут рассчитывать по-новому.

ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора  Тедис Украина
ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора "Тедис Украина" 401

Компанию подозревают в подкупе должностных лиц, выводе средств заграницу через фиктивные фирмы и финансировании терроризма.

В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход
В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход 714

Корабль атаковала советская авиация. Около суток его пытались буксировать, но он все равно ушел на дно.

Покажи свою  задницу  на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб
Покажи свою "задницу" на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб [фото] 1087 1

Фотографий подобного характера становится все больше. Инициаторы данной затеи призывают "делать мир счастливее при помощи своих ягодиц".

Кому нужна в паспортах граждан Украины  графа  национальность
Кому нужна в паспортах граждан Украины графа "национальность" 1276 1

Эксперты и известные в стране люди поделились с "КП" в Украине" своими мнениями.

Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе
Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе 719

Половинка популярного поп-эротического дуэта NIKITA объявила о начале сольной карьеры.

Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии
Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии [видео] 313

Евгений Хмара соединил свою музыку с видеорядом, который не оставит равнодушным никого.

Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья
Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья [фото, видео] 7230

Певица поделилась романтическими фото со своим мужем во время свадебной фотосессии.

Полный провал: Украина проиграла четвертый матч ЧМ-2017 и скатилась в низший дивизион [видео] 56

Наши хоккеисты уступили сборной Казахстана и досрочно потеряли даже теоретические шансы остаться в Дивизионе 1А

Шахтер  и  Динамо  встретятся в финале Кубка Украины
"Шахтер" и "Динамо" встретятся в финале Кубка Украины 145

Лидеры чемпионата Украины выиграли свои полуфинальные матчи в Кубке и теперь нас ждет еще одно классическое противостояние

ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы
ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы 318 1

Предварительно систему протестировали на клубном чемпионате мира.

вакансии оценщик в ломбард Одессадожди в МарганцеЕлена Кутырева