Владимир ЛАГОВСКИЙ (6 февраля 2008)
Ученые повторили трюк Господа Бога?

Крейг Вентер взломал код операционной системы, управляющей живыми существами.

Впервые в мире сконструирована искусственная хромосома. До создания искусственной жизни остался один шаг.

По образу и подобию

На днях биолог и предприниматель Крейг Вентер опубликовал в авторитетном журнале Science  статью, в которой объявил о создании синтетических генов. Их удалось собрать в лаборатории из химических соединений. Иными словами, ученые скопировали механизм наследственности, благодаря которому все живые организмы воспроизводят себя. Включая нас - людей.

В 1990-е годы  Вентер участвовал в проекте по расшифровке генома человека. Ныне вместе с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом он трудится в собственном институте J Craig Venter Institute (JCVI) в Мэриленде  (США).

Ученые начали эксперименты еще в 2002 году, когда на искусственную жизнь  американское правительство выделило более 3 миллионов долларов. Шли к заветной цели ступенчато, взявшись копировать микоплазму (Mycoplasma genitalium)  - паразитическую бактерию, живущую на слизистых оболочках половых органов. Она приглянулась своей относительной простотой и жизнестойкостью.

В прошлом году Вентер и Смит создали гибридный организм, пересадив гены одной бактерии в другую. Та жила и размножалась. После этого исследователи и занялись синтезом искусственной ДНК. В результате получилась цепочка, состоящая из 582 тысяч звеньев. И воспроизводящая  485 генов бактерии - полный ее геном. Если верить Вентеру, то это крупнейшая из когда-либо созданных искусственных цепочек -  по длине она превышает предыдущие достижения более чем в 20 раз.

Вторжение в операционную систему природы

Теперь ученым предстоит сделать последний шаг. Они намерены ввести синтетическую хромосому в клетку, чтобы она воспроизвела себя и превратилась в новую форму жизни - искусственную.

Смит сравнивает свое достижение с завершением работы над компьютерной операционной системой.

- По сути, мы создали аналог компьютерной операционной системы, - говорит ученый. - Ведь геном - это операционная система для клетки. «Загрузив» ее, можно управлять развитием и делением клетки.

Кто знает, не идут ли  генетики по стопам Господа Бога? Вдруг и он не создавал человека целиком и сразу. А сотворил сначала нечто попроще - какой-нибудь микроорганизм. Потом «загрузил» операционной системой - генами, соответствующими его «образу и подобию», -  делящиеся и развивающиеся клетки довершили процесс.

Ученые, кстати, полагают, что создать программу гораздо проще, чем производимый ею продукт. Тем же генетикам, к примеру, никогда бы не удалось собрать из отдельных элементов целую бактерию. А толково загруженный «живой компьютер» на такое способен.

Микоплазма, вызывающая венерическое заболевание, станет первым искусственным организмом, созданным по образу и подобию своего природного аналога.

Если не кошмар, то светлое будущее

Противники «синтетической биологии», естественно, пугают опасностями, которыми грозит вмешательство в божьи дела. Мол, новую технологию можно использовать для создания биологического оружия. А если искусственный организм вдруг окажется за пределами лаборатории? Не поведет ли он себя непредсказуемо, «общаясь» с живой природой? Не нарушит ли экологическое равновесие? А вдруг он еще и станет причиной новых, неизвестных медицине болезней?

Однако Вентер грядущего кошмара не видит. Наоборот, предрекает выход на новый уровень развития биологии. Рисует перспективы создания «хромосом заданного типа для выполнения конкретных задач». В планах ученого искусственные микробы, способные производить топливо.

- Они станут первыми организмами, за которые будут давать миллиарды и триллионы долларов, - уверяет он.

Можно жить в 10 раз дольше

Пока ученые превратили в долгожителя дрожжевой грибок. Но подобные манипуляции с человеком позволили бы не умирать до 800 - 1200 лет

Лишив грибок всего двух генов и ограничив его в пище, Валтер Лонго  из университета Южной Калифорнии увеличил срок жизни крошечного существа в 10 раз. Это - мировой рекорд.

Конечно, разница между дрожжами и человеком огромна. Они близки лишь по процессам метаболизма. Но это не помешало Лонго и его коллегам заявить, что их исследования имеют непосредственное отношение к продлению жизни людей.

- Мы заложили основы для перепрограммирования организма, - говорит Лонго, - и когда-нибудь это приведет к тому, что и человек будет жить минимум до 800 лет.

Ученый вообще не считает смерть неизбежной. И предполагает, что она не просто побочный эффект изнашивания тела, но и генетически  запрограммированное явление, призванное ликвидировать пожилых членов популяции, чтобы освободить дорогу молодым. А раз так, то смерть можно перехитрить, перепрограммировав гены. Что Лонго и показал на примере дрожжевого грибка. А те самые заветные гены есть и у людей.

Черновецкий:  Мне до сих пор не предъявлено подозрение
Черновецкий: "Мне до сих пор не предъявлено подозрение" 90

Бывший глава украинской столицы не понимает, в чем его обвиняют.

Первая леди Франции Брижит Макрон встретилась с Рианной
Первая леди Франции Брижит Макрон встретилась с Рианной [фото] 233

Певица получила приглашение посетить официальную резиденцию президента Франции.

На учения в Грузию прибыла американская военная техника
На учения в Грузию прибыла американская военная техника 147

Тренировки начнутся 30 июля и продлятся до 12 августа.

Дети в бердянском санатории отравились гречневой кашей
Дети в бердянском санатории отравились гречневой кашей 622

Во время исследования продукта медики обнаружили инфекцию.

Бывший топ-менеджер Volkswagen признал свою вину в  дизельном скандале
Бывший топ-менеджер Volkswagen признал свою вину в "дизельном скандале" 223

Обвиняемому грозит до 169 лет тюрьмы.

На Мали разбился вертолет ООН
На Мали разбился вертолет ООН 90

На борту находился экипаж из Германии.

Суд в Лондоне между  Нефтегазом  и  Газпромом : теперь – апелляция
Суд в Лондоне между "Нефтегазом" и "Газпромом": теперь – апелляция 566

Высокий суд принял решение в пользу позиции Украины относительно полной остановки выполнения решения до завершения рассмотрения апелляционной жалобы Украины.

Что будет с евро и долларом к концу лета
Что будет с евро и долларом к концу лета 1524

Евро дорожает за счет улучшения экономической ситуации в еврозоне, а вот безвиз влияет на курс европейской валюты незначительно.

В Украине снова хотят повысить налоги: сколько каждый украинец платит в казну
В Украине снова хотят повысить налоги: сколько каждый украинец платит в казну 2605 2

Мы посчитали, сколько кровно заработанных гривен отбирает у каждого из нас государство.

Омелян: МАУ задолжали в бюджет 400 миллионов 170

В министерстве не одобрили реакцию компании на контракт с Ryanair.

Японка разбила коллекцию скрипок бывшего мужа стоимостью миллион долларов
Японка разбила коллекцию скрипок бывшего мужа стоимостью миллион долларов [видео] 405

Любимая женщина может разбить не только сердце, но и дорогущую коллекцию музыкальных инструментов.

В Киев прибыло 11 чудотворных икон Пресвятой Богородицы

Голограмма Ронни Джеймса Дио отправится в мировой тур
Голограмма Ронни Джеймса Дио отправится в мировой тур 70

Первый концерт проведут в Финляндии, к весне 2018 запланированы "выступления" в США.

Ким Кардашьян и Канье Уэст станут родителями в третий раз
Ким Кардашьян и Канье Уэст станут родителями в третий раз 192

Ребенка для звездной четы родит суррогатная мать.

Джоли рассказала о жизни после развода:  Мы с Брэдом заботимся друг о друге
Джоли рассказала о жизни после развода: "Мы с Брэдом заботимся друг о друге" [фото] 333

Актриса пытается сделать все возможное, чтобы ее дети вернулись к нормальной жизни.

Главный тренер  Янг Бойз :  Нельзя сравнивать  Динамо  и  Шахтер