Чем больше времени сотрудник проводит в конторе, тем выше его шансы стать забулдыгой.
Пятница, вечер. Центр города. Ловлю такси. Водитель сразу предупреждает: «Дальше Бульварного кольца не поеду. Сегодня - «пьяная пятница». Работать буду только в центре!» Мне как раз на Петровку.
«Я помню о тебе, сынок!»
В машине разговорились. Таксиста зовут Иван Юрьевич. В прошлом - профессиональный водитель. Сейчас подрабатывает извозом. Но редко.
- Я по пятницам работаю «трезвым водителем», - рассказывает Иван Юрьевич, - эта ночь меня на неделю вперед кормит. Забираю из офисов «манагеров». Тех, кто давно уже с машиной, но пока без личного водителя. Выпивают эти ребята крепко. Особенно по пятницам. Виски очень любят.
Одно время Иван Юрьевич таксовал у московских ночных клубов. За полгода набрал кучу визиток среди постоянных клиентов. Теперь не бомбит. Рассылает утром в пятницу своим клиентам SMS-сообщения: «Я помню о тебе, сынок. Пьянство за рулем убивает. Когда тебе будет хорошо, позвони, и я отвезу тебя домой в твоей же машине».
У клуба или офиса Иван Юрьевич бросает свою машину. Просит гуляку подписать рукописную доверенность на управление его авто, грузит тело на заднее сиденье и отвозит домой.
Лизнуть полтинник
- Офисная алкоголизация - очень серьезная проблема, - считает психиатр-нарколог Лев ЭПОВ.
И этот доктор знает, что говорит, - за плечами двадцатилетний опыт, наработанный на посту заведующего отделением одного из психоневрологических диспансеров столицы.
- Пять лет назад среди пациентов наркологов была публика попроще, рабочий класс, попадалась интеллигенция, - отмечает Эпов. - Сейчас чаще приходится работать с вполне преуспевающими, прилично зарабатывающими людьми, «белыми воротничками».
Причина простая: в Москве более пяти тысяч корпораций с численностью свыше 300 человек. Все чаще руководство практикует там перемещения не только вверх по карьерной лестнице, но и по горизонтали. Получается, что через год-полтора человек знает почти всех сотрудников. Со многими дружит. Естественно, в таком большом коллективе поводов лизнуть полтинник предостаточно.
- Алкоголь всегда был самым надежным средством коммуникации, - отмечает психолог Инна ИГОЛКИНА, - многие выпивают не столько из-за того, что хочется, а из-за того, чтобы пообщаться в неформальной обстановке. Установить более тесные контакты, которые потом помогут в дальнейшей работе.
В этой тенденции психологов и наркологов успокаивает лишь то, что в одиночку одному человеку - например, имениннику - сложно накрыть стол с таким количеством алкоголя, чтобы коллеги напились до состояния лицом в салат. На брата выходит по 100 - 150 граммов, а то и меньше. Отсюда и пошло народное: «Пойдем поздравим Иван Иваныча, лизнем по полтиннику».
Алкоголь при этом качественный, закуска - сытная, с точки зрения обывателя - ничего страшного. Наркологи лишь вздыхают в ответ: опасность не в количестве, а в частоте корпоративных застолий.
Пьют от трудовых успехов
Выпивают в офисах по такой схеме: либо по чуть-чуть, но регулярно, либо раз в неделю, но много - в пятницу, прозванную клерками тяпницей или днем больших идей.
- Оба графика опасны, - отмечает Лев Эпов, - при первом режиме со временем усиливается влечение к алкоголю. Если человек ежедневно выпивает более 75 миллилитров спирта, то это уже вариант злоупотребления. Часто среди таких людей есть наши будущие пациенты с клинической картиной второй стадии алкоголизации.
Первая стадия - у членов клуба пятничных выпивох. Наш консультант не осуждает тех, кто изредка уходит в пятничный загул. Дело житейское, лишь бы напиток при этом был качественным. Его пугают те, кто ждет этого загула уже с понедельника.
- Считается, что спиваются неудачники, - рассказывает нарколог. - Это не так. К нам обращаются те, кто проводит на работе по 10 - 12 часов. Это успешные люди: в дорогих костюмах, употребляющие премиумные напитки. Сперва они работают сутками напролет и получают от профессиональных успехов настоящее удовольствие, не замечая, что со временем из их жизни уходит много очень интересных и важных сфер: друзья, семья, увлечения. У такого человека в день выпадает от силы час свободного времени: в спортзал идти сил нет, с собакой жена погуляла, дети уже спят, лучший друг в это время тоже еще сидит в офисе. Остается коллега - с ним можно зайти в ближайший бар или достать бутылочку хорошего виски. И под рюмку опять же завести разговор о работе.
Губит клерков не пиво
В стандартном офисе можно найти весь ассортимент приличного бара: хорошее сухое вино, премиумная водка, текила, виски и коньяк. Большая половина - подарки партнеров. А те за ценой не постоят!
Пиво в офисах почему-то непопулярно, вина выпивают в меру. А вот спиваются крепкими напитками. В первую очередь - виски.
- У него опасная аура напитка для «избранных», - отмечает Эпов, - оно дорогое, рекламируется в престижных журналах. Это своеобразный интеллектуальный спорт и ритуал: купить напиток восемнадцатилетней выдержки, выпускающийся многовековой династией. С упоением читают этикетки. Фляжка с виски у многих лежит в тумбочке стола. Одно дело, когда человек хлебнет из нее пару глотков и пойдет домой. Но многие превращают потребление этого напитка в ежедневный ритуал и при этом уверены: алкоголиков среди потребителей виски не бывает. Бывает, еще как!
Воскресенье - день тяжелый
Нелюбовь нарколога Льва Эпова к виски разделяют и его коллеги в одной из частных служб скорой наркологической помощи Москвы. Именно к ним на условиях анонимности и обращаются загулявшие «белые воротнички». Ведь частнику наплевать на ваше имя-отчество - год рождения - полис, а методы отрезвления у наркологических бригад схожие.
- Напрасно считают, что понедельник - день тяжелый, - шутят в наркологической скорой. - Тяжелый день - это воскресенье, когда не оклемавшиеся с помощью народ-ных методов после пятничного загула клерки понимают: завтра на работу! А еще народ приходит в себя после выездных корпоративок, которые сейчас часто проводят по субботам за городом.
Каждый второй частный вызов - к любителям именно виски.
В одной из таких фирм нам рассказали про ночной аврал в престижной западной корпорации. Там откачивали целую команду аудиторов.
- В этой среде популярный презент - дорогое виски, - рассказал сотрудник бригады, ездившей на тот вызов. - Шефу подарили большую сувенирную бутыль этого напитка. Он ее раскупорил, угостил коллег и улетел в отпуск. Подчиненные, пока его не было, периодически подходили к ней. За два дня до возвращения шефа заметили: бутыль пуста наполовину. Запаниковали: что делать? И тут пришло извещение: мистер Петров больше не вернется, мол, переводится в Гамбург. Ну они и допили эту бутылку «за здоровье мистера Петрова». Вышло по пол-литра на брата. Заснули прямо за столами. Оказалось, что это была провокация службы безопасности. Она нас и вызвала. Пока мы откачивали этих бедолаг, охрана паковала их вещи, а отдел кадров разрывал их контракты. Так и вышли вместе: мы со своим чемоданчиком и не протрезвевшие до конца эти ребятки с трудовыми книжками в зубах.
- Подобные провокации популярны на Западе, - подтверждает Лев Эпов, - там часто собирают корпоративную вечеринку, накрывают стол, наливают вино. Смотрят, кто и как выпивает. А на следующий день с половиной сотрудников, выпивших больше одного бокала вина или пива, разрывают контракт. Там есть такое правило: бокал с вином - атрибут праздника. Он просто стоит на столе - как часть сервировки. Из него отпивают небольшими глотками. А второй бокал так и не должен быть налит. Иначе ищи себе другую работу.
Трудоголики - кандидаты в алкоголики
Во Франции на рабочих компьютерах стоят таймеры - они автоматически выключают машины через десять минут после окончания рабочего дня. Чтобы человек не перерабатывал.
Но у нас все по-другому. Начальство смотрит исподлобья на тех, кто напоминает про оплату сверхурочных. В Германии сотрудника, не желающего своевременно отправиться в отпуск, грозятся уволить. У нас то же предлагают тому, кто заикается о том, чтобы уйти в отпуск на три недели, а не на десять дней. В итоге человеку ничего не остается, как снимать стресс на рабочем месте с коллегами-собутыльниками.
Казалось бы, страховкой от пьянства должно служить личное авто. Человек подумает, прежде чем опрокинуть стопку. Но и здесь есть выход: услуга «трезвый водитель». Я попыталась вызвать такого в пятницу вечером.
- До шести утра все машины заняты, - ответила диспетчер.
В пяти других фирмах - аналогичная ситуация.
- Выход здесь один, - считает Эпов, - по возможности стараться работать не больше восьми часов. И помнить: за стенами офиса тоже есть жизнь и усиленный трудоголизм - начало падения в алкогольную пропасть. Дело за малым - убедить в этом самого «белого воротничка» и его шефа.
Конечно, пожелание хорошее, но его сложно выполнить в нынешнее время всеобщей карьерной гонки. К тому же и люди хотят жить лучше, много зарабатывать и тратить. И бешеный темп жизни от этого только ускоряется.
КСТАТИ
Самые жесткие корпоративки у строителей и врачей
Александр БРУК, руководитель пиар-агентства «3.14 R», занимающегося организацией корпоративных праздников:
- За свою многолетнюю практику я не видел ни одной безалкогольной корпоративной вечеринки. Наверное, это хорошо. Люди общаются, раскрепощаются, снимают стресс. Но выпивают с каждым годом все больше и больше. И пьянеют быстрее. Больше всего, по моим наблюдениям, пьют врачи и строители. Причем не те, кто в этом бизнесе занимается административной офисной работой, а те, чья работа напрямую связана с людьми.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Психолог и бизнес-тренер Инна ИГОЛКИНА: Отвлекитесь от обсуждения трудовых подвигов
- Привычка расслабляться с помощью алкоголя действительно популярна в московских офисах. Особенно в пятницу вечером.
Выпив небольшое количество алкоголя - около 50 граммов, - человек снимает стресс. Но редко кто может вовремя остановиться. Отсюда - офисные интриги и извечные диалоги в стиле «Ты меня уважаешь?». А это не на пользу корпоративному духу. Сплачивающий характер офисное застолье носит не только в том случае, если выпивают «правильные напитки в правильном количестве». На коммуникацию влияет и число выпивающих. Оптимально, если это группа от 5 до 12 человек. Тогда это действительно команда. Компания, в которой больше людей, обычно распадается на несколько более мелких, а группа до 4 человек - это просто междусобойчик, а не коллектив. Для корпоративного духа важно, чтобы сотрудники собрались не просто выпить по 50 граммов и разойтись. Лучше, если «выпивают за победу корпорации» не в офисе, а где-то за стенами конторы. Например, в боулинге, развлекательном центре, ресторане, после игры в пейнтбол. Во-первых, сотрудники будут общаться, а не просто выпивать перед монитором. Во-вторых, они смогут отвлечься на что-то иное, кроме обсуждения офисных проблем. Но лучше пойти на хитрость: подарить сотрудникам абонемент в кинотеатр или спортзал. Важно, чтобы при этом абонемент был на вечернее время или выходные. Тогда сотрудник сто раз подумает: «А может, ну ее, эту пьянку, пойду в бассейне поплаваю! И айтишников с собой позову - они в водное поло хорошо играют!»
ВАЖНО!
Нарколог Лев ЭПОВ советует придерживаться такой тактики:
Предпочитать вино крепким напиткам. Один бокал вина легко растянуть на весь вечер, выпивая небольшими глотками.
Помнить про правило «второго бокала» - он не должен быть налит!
Вино можно на греческий манер разводить водой в пропорции 1:1. Вроде бы вы и в компании выпивающих, но употребите ровно в два раза меньше.
Уметь твердо сказать «нет»! Иногда предложение «еще по 100 и по домам» - банальная провокация.
Никогда не выпивать на голодный желудок!
ФАКТЫ
Больше всего в мире потребляют виски
Журнал The Wall Street Journal опубликовал результаты исследования глобального мирового рынка алкоголя, проведенного в 2006 году маркетинговой компанией «Импэкт».
На первом месте виски. Этого напитка в прошлом году было продано 54,9 млн. ящиков. Немногим меньше по планете разошлось беленькой - 53,7 млн. ящиков.