Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Осторожно, кусаюсь!» - написал на двери своего харьковского кабинета Лев Ландау

«Осторожно, кусаюсь!» - написал на двери своего харьковского кабинета Лев Ландау
Фото: Таким Ландау был в 1958 году.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого физика, лауреата Нобелевской премии.

В начале тридцатых годов 22-летний физик Лев Ландау вернулся на родину из Европы. Два года он провел в Копенгагене, где постигал науки под руководством легендарного Нильса Бора, встречался с Эйнштейном, который, к слову, высоко оценил способности молодого советского ученого.

Дома, в Ленинграде, Ландау хотел создать институт теории физики, но его идею не оценили. Почувствовав свою ненужность и проведя некоторое время без работы, профессор с удовольствием откликнулся на предложение переехать на работу в Украинский физико-технический институт в Харькове.

Оставил на второй год 99 студентов из 100

Весть о переезде Ландау быстро облетела вуз. Студенты в аудиториях и преподаватели на кафедрах бурно обсуждали это событие.

- Ландау появился в сентябре 1932 года и сразу занял должность руководителя теоретического отдела, - рассказывает директор Института теоретической физики имени Ахиезера Николай Шульга. - Вскоре он также возглавил кафедру теоретической физики Харьковского механико-машиностроительного института. В свои двадцать с лишним лет Ландау был очень жестким, требовательным преподавателем и беспощадным критиком по отношению к коллегам.

При этом к своей грозной репутации профессор относился с улыбкой. Однажды даже прибил к двери кабинета табличку: «Осторожно, кусаюсь!». Кстати, редкое чувство юмора Дао (так его называли близкие) отмечают многие. Одна из шуток крепко срослась с биографией ученого. Первого апреля коллега Ландау по институту получил телеграмму от Нильса Бора: «Нобелевский комитет заинтересовался вашим научным открытием. Срочно просим выслать четыре экземпляра работы, фото и другие соответствующие документы для присвоения премии».

Только после того, как радостно возбужденный сотрудник, запыхавшись, к вечеру собрал документы и успел рассказать о телеграмме всему институту, Ландау поздравил его с первым апреля. Оказывается, он попросил своего учителя Бора, с которым сохранил теплые отношения, разыграть знакомого.

- С чувством юмора великого ученого могла соперничать разве что крутость его нрава, - продолжает Николай Шульга. - Известный факт: как-то в университете по вине Ландау разразился скандал. Он перевел на четвертый курс всего одного студента, а 99 остались на второй год! Сам Затонский, министр просвещения Украины, приезжал из Киева, чтобы уладить конфликт. Но даже он не смог переубедить молодого педагога в том, что студенты, не знающие тригонометрии, способны стать физиками. Ландау тогда чуть не уволили из института, а двоечникам пришлось проучиться лишний год.

Ходили и такие слухи, будто однажды расстроенные «неудами» ученики поколотили в темном переулке неуступчивого преподавателя.

Любовь со вкусом шоколада

Всего через год после прибытия в Харьков о чудачествах и необычайном уме Ландау в городе уже слагали легенды. Аспиранты набивались ему в друзья, а барышни мечтали женить на себе перспективного ученого. Повезло лишь одной: Лев Ландау влюбился в студентку химического факультета Кору Дробанцеву. Она станет его женой, родит сына и будет ухаживать за больным супругом после тяжелой аварии до конца его дней.

В 1934 году счастливые Кора и Дао гуляли по улицам Харькова, не замечая вокруг никого и ничего. Он - профессор университета, она - студентка химфака, а по вечерам еще и работница шоколадной фабрики.

- Часто после второй смены, которая заканчивалась в полночь, мы с девчонками наблюдали, как высокий подтянутый юноша с букетом роз или гвоздик ждет Кору у проходной, - вспоминает пенсионерка, бывшая работница фабрики Елена Рыженко. - И радовались за подругу. А она сияла, точнее, оба сияли от счастья!

Но любовь не оттеснила науку на второй план. Даже наоборот - Ландау стал работать с еще большим энтузиазмом.

- Именно в Харькове он начал писать свой знаменитый курс теоретической физики, который сейчас пользуется громадной популярностью в мире и переведен на десятки языков, - говорит Шульга. - В 1934-м Академия наук СССР присвоила Ландау ученую степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации, а в следующем году он получил звание профессора. В тот период Лев Давидович опубликовал свои труды на различные темы: происхождение энергии звезд, дисперсия звука, передача энергии при столкновениях, рассеивание света, магнитные свойства материалов, сверхпроводимость, фазовые переходы веществ из одной формы в другую и движение потоков электрически заряженных частиц. Они создали ему репутацию необычайно разностороннего теоретика.

Пророческие слова

Ландау покинул Харьков в 1937 году. В институте принялись искать иностранных шпионов, и он как ученый, имевший связи за границей, попал в «черный» список. Ночью, не сказав никому ни слова, физик уехал в Москву. На вокзале его провожала только Кора. Правда, избежать тюрьмы ученому так и не удалось (см. «ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА»).

Уже после войны, когда Ландау купался в лучах мировой славы, он снова стал наведываться в Харьков.

- Я встречался со Львом Давидовичем раза четыре, разговор всегда шел о науке, - вспоминает академик Сергей Пилипнинский. - Помню, как он приехал в Харьков в 1956-м, и мой учитель, ученик Ландау Александр Ахиезер, поручил мне прочесть доклад о наших разработках, связанных с магнетизмом.

Я тогда очень переживал, волновался, удастся ли все хорошо изложить. Но не успел и абзаца озвучить, как Лев Давидович вскочил и резко меня прервал, крикнув: «Что за ерунда?!» И дальше даже слушать не захотел. Тогда вмешался Александр Ахиезер и объяснил, что выводы сделаны на основании исследований Гольдштейна. Ландау смягчился, улыбнулся, сказал: «Гольдштейн не Эйнштейн» - и очень доступно начал объяснять, как лучше решить нашу задачу. Тогда мы были обескуражены и подавлены, но спустя несколько лет поняли, что его слова были пророческими. Я и сегодня поражаюсь необычайной прозорливости этого человека. Его без преувеличения можно назвать одним из самых великих людей ХХ века. Когда читаешь некоторые статьи в научных журналах, понимаешь, что Ландау говорил об этом более 40 лет назад!

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908 года в Баку. В четырнадцать лет поступил в Бакинский университет, где обучался одновременно на двух факультетах: физико-математическом и химическом. Вскоре перевелся в Ленинградский университет.

С 1927-го по 1929-й работал и учился в Европе. После харьковского периода (1931-1937) Ландау принял приглашение Петра Капицы работать в Институте физических проблем в Москве. Но вскоре был арестован за антисоветскую деятельность. Около года ученый провел в тюрьме. Освобождению Ландау содействовал тот же Капица. Выйдя на свободу, физик продолжил работу под его руководством.

В 1962-м Лев Давидович попал в автомобильную катастрофу, от последствий которой не смог оправиться до конца своих дней. В том же году ему присвоили Нобелевскую премию за «Основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия».

Академик Лев Ландау скончался в 1968 году. Похоронен в Москве.

КСТАТИ

Сейчас в Харькове идут съемки фильма о великом ученом с рабочим названием «Дао». По заказу «Мосфильма» над картиной работает московский режиссер Илья Хржановский. В основу сценария положены воспоминания Коры Ландау.