Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Начальник нам и царь, и бог, и гуру!

Начальник нам и царь, и бог, и гуру!
Фото: - А мне плевать, что уже три часа ночи! Работа мне приносит радость круглосуточно!

Многие крупные компании Москвы превращаются в деловые «секты».

Мечтаешь о повышении? Делай тату с логотипом фирмы. При появлении босса  - встать! На ночь читать Библию, которую он сам и написал. Все это называется «укрепление корпоративного духа». Его «укрепляют» повсеместно. «Комсомолка» попыталась разобраться, в чем тут дело. Начальники - самодуры или это такой прогрессивный стиль управления?

«К цели мы с тобой дойдем любой ценой»

Продуктовый супермаркет «Паутинка»*. Все спешат на планерку - и я туда же. Грузчики, кассиры, уборщицы встали в кружочек. Взялись за руки и замерли со значительным видом. Начальница чуть заметно кивнула, и народ взревел:

- Работа нас сплотила, в команде наша сила! И к цели мы с тобою дойдем любой ценою, сияй, зари восход! Страна нас ждет! Вперед!

Фальшивят от души. Особенно стараются грузчики-таджики. Я тоже стою, надрываюсь.

Такая вот планерка...

На самом деле весело - не ожидала. Работаю я в «Паутинке» всего два дня. Должность солидная - оператор зала. Раскладываю йогурт и кефир. Устроилась из любопытства. Посмотрела передачу по телику про корпоративную культуру, и там сказали, что она у нас есть везде. Даже в киоске. А особенно - в сетевых магазинах. Я  с дуру  засомневалась.

- Книжку отксерила? - прервала мои размышления товаровед Наталья.

- Ага, - говорю. - Сейчас принесу.

Книжку мне выдали сразу при устройстве на работу. Там написаны гимн, принципы и заповеди компании. Все это надо знать назубок. Вообще-то занимательное чтиво, с успехом заменяет сборник анекдотов. Например, один из принципов: «Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе либо с мыслями о работе. Мы избраны для реализации великой цели».

То есть, получается, уборщица избрана для великой Цели - мытья полов, а я - для раскладывания йогуртов?

Странная логика.  Но зато, как написано в книжке: «Наш коллектив обладает внутренним знанием. Его неизбежно и постоянно теряют, уходя из Компании!!!» Прямо хоть до пенсии теперь тут работай - страшно увольняться. Но, с другой стороны, и задерживаться тут опасно - корпоративная культура все мозги проест. Даже в туалете нельзя расслабиться - весь сортир обклеен плакатами: «Думай о цели!»

- А вы как? - спрашиваю у товароведа Натальи, которая   уж больно проникновенно исполняла гимн. -Уже зомби?

- Да ладно тебе, - отмахнулась женщина. - Надо петь  - пою! Иначе выговор. Раньше у нас это каждый день было, а теперь репетируем только перед приездом руководства. У начальства на этих заповедях пунктик. Они, кстати, прописаны в паспорте Партнера компании. В Партнеры посвящают тех, кто отличился за год работы. Паспорт я видела у начальницы. Маленькая книжечка, бордовая обложка. А там по-латыни золотым тиснением (!): Memento finis - «Думай о цели».

- О как! - говорю, чуть не выронив от восхищения пакет с молоком. - А в том паспорте отметки о браке и рождении ребенка ставят?

Наталья не ответила. Наверное, не знает.

«Все послушно кивали, а я написал заявление»

- Это еще что! - выслушав мою историю, смеется Алексей КОЛЫШЕВСКИЙ (он когда-то работал в головном офисе «Паутинки», а потом посвятил этому главу в своей книге «Откатчики»). - В магазинах народ зомбируют больше для проформы. А «белым воротничкам» мозги промывают по полной программе. Каждому выдают «Свод правил жизни». Не работы, а жизни вообще! Там меня шокировало несколько правил. Например: «Помните, что придумать ничего нового вы не в состоянии. Все придумано до вас». Читаю дальше: «Сотрудник компании должен выполнять свой супружеский долг раз в неделю, но не чаще - это влияет на трудоспособность». Абзац! Но такой мерзостью нас накачивали каждое утро. Многие послушно кивали, а я написал заявление.

Подумав на досуге, Алексей пришел к выводу, что современным шефам просто зарабатывать деньги скучно.

- Без собственного гимна, флага и барабана эти люди не чувствуют себя личностью, - уверен Алексей Колышевский. - А сотрудники - шахматные фигурки, которыми они играют для забавы. Корпоративная культура, униформа - все это я понимаю, но зачем унижать меня своими идиотскими правилами?

На форуме сайта http://www.rabota.ru/. в разделе «Черно-белые работодатели» народ задает друг другу те же самые вопросы.

Доброжелатель:

- Я работала в компании «Инопланетяне»* (они продают и покупают землю). Там полный финиш с этой «культурой»! Больше всего меня бесило то, что при появлении начальства все должны вставать. И пока шеф не выйдет из кабинета, садиться нельзя. При появлении зама та же процедура. По пятницам - постоянно действующее религиозное шоу. Собирали весь офис. И приносили клятву верности «Инопланетянам». Улизнуть из зала нельзя - стоит охрана, выпускают только в туалет и то под присмотром. По-моему, там секта!

Burkanov:

- Вашей так называемой секте еще расти и расти. Есть фирмы и покруче. С этими я знаком не понаслышке и ненавижу их всех со страшной силой. Когда подрабатывал в одном отеле в Дюссельдорфе, регулярно наблюдал (обычно по субботам) собрания этих... не знаю таких ругательств... К примеру... ммм... кто там у нас собирался? Advanced Metal Construction - контора производит всякую посуду, электроплиты и т. д. В 10 утра в субботу съезжаются «партнеры», и начинается шоу. Звучит ГИМН КОМПАНИИ. Все поют стоя. У некоторых на глазах слезы. По окончании гимна обнимаются с соседями и рассаживаются опять. Затем ГЛАВА в течение получаса рассказывает о том, «как хорошо у нас работать». Это надо видеть и слышать: человек беснуется, кричит, срывается на хрип и визг, заламывает руки, каждый логический блок завершает криком «AMC!!! AMC!!! AMC!!!». Это первые буквы названия компании - для тех, кто не понял. К середине речи вместе с ним кричит уже весь зал. Если у них за прошедшую неделю появился новый продукт, его помпезно выносят на БАРХАТНОЙ ПОДУШКЕ и ставят на столик. За этим следует тишина, все с горящими (действительно!) глазами рассматривают ЭТО ЧУДО, затем начинается шепот, переходящий в гул и крики: «Я хочу это! Я ХОЧУ ЭТО!! Я!!! ХОЧУ!!! ЭТО!!!».

Глория:

- У вас тоже контора - не дай Бог! Я работала начальником, поэтому знаю. Нам главный все время талдычил, что мы работаем по принципу: взял - отжал - выбросил. Мы должны требовать от сотрудников подвигов. Типичный «подвиг»: у человека  температура +39, а он все равно пришел и сделал отчет. Ему стало хуже, он чуть не умер, но больничный не взял.

Как сделать из сотрудников фанатиков

- Секта? - удивляется старший консультант департамента кадрового консалтинга компании «Евроменеджмент»  Ольга ЕРОШЕНКОВА. - Не думаю. Возможно, это просто корпоративная религия. Это сейчас самый прогрессивный способ управления персоналом. Другие методики себя не оправдали.

А было их по большому счету три.

В 40 - 60-х годах прошлого века у нас действовали советские нормативы труда: столько-то часов работать, столько отдыхать. Основная задача: сотрудник должен протянуть на рабочем месте как можно дольше.

Потом в 60 - 80-е годы появилась теория звезд. Принцип прост: берем на работу самых талантливых. Остальных, примерно 80% коллектива, увольняем за ненадобностью. Долгое время этот метод считался идеальным, пока не зашел в тупик. Звезды не имели права на ошибки и, как следствие, их замалчивали. В итоге контора трещала по швам.

Сейчас кадровики внедрили так называемую обучающую систему. В корпорации создаются такие условия, при которых любая посредственность  благодаря курсам и тренингам в конце концов превращается в профессионала. Но тут своя проблема: «серость» часто не хочет учиться. Заставить ее нельзя - уволится. Получается, что сотруднику необходимо внушить, что работа - это главное в его жизни. Тогда семья и друзья сдвинутся на второй план, и «зомби» будет стучать по клавишам круглосуточно. Его кпд повысится в несколько раз.

- Методику религии разработал шведский гуру маркетинга Йеспер Кунде, - продолжает Ольга Ерошенкова. - Он написал об этом книгу, которая стала учебником для многих бизнесменов.

Читаю Кунде: «Чтобы продуктивно управлять своей корпорацией, вам необходимо стать Богом».

«Чего-чего?» - думаю, возвращаясь к уже прочитанному абацу.

«Вот именно - стать духовным лидером - не унимается  автор. - Как это сделали лидеры «Майкрософта» и «Макдоналдса».

Дальше - круче. По мнению Кунде, раз уж вы «не от мира сего», то стоит написать собственную Библию и позаботиться о том, чтобы работники ее цитировали. В каждой религии есть ритуалы. Значит, они должны быть и в корпорациях (гимны, клятвы, собрания-мессы). То есть получается, что культура - это инструмент корпоративной религии. Кстати, брать на работу Йеспер Кунде советует не того, кто талантлив, а того, кто готов верить. Конечная цель: сотрудник  превращается в фанатика компании.

- Идет подмена ценностей, - говорит старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ диакон Андрей КУРАЕВ. - Веру превращают в инструмент бизнеса, и это меня пугает. Получается, сколько корпораций, столько и лжерелигий? Абсурд.

И тем не менее... Если этот метод управления себя оправдает и каждый шеф подастся в «проповедники», то нам придется волей-неволей стать адептом какой-нибудь религии. Останется лишь выбрать более «удобную».


КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

«Это комплекс неполноценности!»

- Создание местечковой религии - это компенсация чувства собственной неполноценности, - говорит психолог Инна ШИФАНОВА. - Как правило, сексуальной. Типичные примеры: Гитлер, Ленин, Наполеон. К тому же у людей с таким комплексом повышенное чувство тревожности. Отсюда и стремление к тоталитаризму. Они боятся, что все пойдет не так. Но, установив жесткие правила внутри компании, успокаиваются.

- Так, может, эти правила всего лишь корпоративная культура, а вовсе не религия?

- Они используют атрибуты именно религии, а уж как им удобно ее называть - дело каждого.

- Но почему люди не бегут толпами из таких корпораций?

- Каждому из нас хочется быть хорошим, оправдать ожидания. Когда ты превратился в зомби, то тебя на фирме хвалят, дают дипломы. Нам это нравится, и мы соглашаемся жить «на коротком поводке».


КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Государственная инспекция труда в Москве

115582, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3.

Тел. (495) 343 -91-90, в будни с 10.00 до 17.00.


ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Можно ли приструнить эксплуататоров Инспектор Государственной инспекции труда в Москве Сергей ПЕТРОВ:

- Никто не может вас заставить петь гимн компании. Даже Гимн РФ граждане петь не обязаны. Вставать при появлении  руководства нет необходимости. Допустим, когда Путин выступал перед Советом Федерации, несколько человек приветствовали его сидя. Что уж тут говорить о каких-то начальниках отделов. Кстати, если вас заставляют строиться при виде босса, то нарушения Трудового кодекса тут нет. Другое дело, если вас за такую «провинность» оштрафовали или уволили. Тогда жалуйтесь нам. Мы устроим проверку. Докажем вину руководителя - возьмем с него штраф в сумме до 50 тысяч рублей. Повторный штраф - и вашего босса уже не выпускают за границу на протяжении 2 - 5 лет. На такой же срок по решению суда его можно отстранить от руководящих постов.


МНЕНИЯ

ПРОТИВ

Артемий ЛЕБЕДЕВ, руководитель дизайнерской студии Артемия Лебедева:

- Мы существуем так, как нам нравится. Я в гробу видал все корпоративные ценности вместе взятые. Все наградные доски предлагаю вешать в туалете. У меня и у моих коллег аллергия на словосочетание «оптимизация бизнес-процессов». Это не мешает нам быть самой крупной дизайн-студией в России, иметь самое большое портфолио и совершенно не переживать по поводу конкурентов.

ЗА

Дмитрий АГАРУНОВ, основатель медиакомпании Gameland:

- Культуру нельзя пускать на самотек. Необходимо управлять этим процессом: разработать ценности и стратегию компанию. Конечно, на работу берем только «правильных» сотрудников. То есть только таких, кто разделяет ценности компании. Чужакам, которые пришли просто заработать денег, тут делать нечего. И, кстати, результаты внедряемой нами религии очевидны. Во-первых, наблюдается быстрый рост компании. Во-вторых, гораздо проще найти общий язык с персоналом и запустить в дело какие-то новые технологии.


ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Эта религия не для нас?

В советские времена был такой лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Теперь другие времена, но лозунги, по сути, те же:  «Сначала думай о компании, а потом о себе!» И чем фанатичнее ты поклоняешься боссу, брэнду, чем рьянее поешь корпоративный гимн, тем значимее твоя фирма, контора... И твоя собственная значимость как работника растет на глазах...

Когда-то, лет десять назад, когда российский капитализм еще только укоренялся, было не до брэндов и корпоративных гимнов. Главное - не разориться, выстоять. Получилось. Стали оглядываться по сторонам. А тут ручкой машут всякие консалтинговые компании: мол, это еще не весь капитализм. Мол, мы тут такие технологии управления придумали - закачаетесь. Сразу половина рынка ваша. И именно эта корпоративная «библия» поможет выстоять в конкурентной борьбе. И опять мы как в омут всей толпой кинулись жить по новым правилам.  

Но получился эффект сгоревшей яичницы. То есть если яйца жарить на маленьком огне, то нормально. А если сразу на большом - результат плачевный. Ведь то, что там, на Западе, принимается на ура, у нас может вызвать совсем другие чувства. Потому что мы сами другие. Вот, допустим, в Америке считается, что менять работу каждые три года - это нормально. Они думают, что в противном случае человек перестает расти как профессионал. И «религия» придумана для того, чтобы за эти три года успеть выжать из сотрудника максимум. То есть таким образом они используют текучку кадров себе во благо. А у нас же наоборот - корпоративная религия породила текучку кадров. Существование этого явления оправдывает только одно. Бизнес у многих развивается - открываются филиалы, сетевые магазины растут как грибы. А на местах начинают чудить, гнуть свою линию. Короче - забывают «политику партии». И вот, чтобы помнили, надо работнику внушить. Главное - не перегнуть палку.

Мария ПОТАПОВА

* Название магазина и компании изменено по этическим соображениям.