Сегодня 24 февраля +6°C
Игорь ВЛАДИМИРОВ. (4 января 2008)

Мы отмечаем Рождество не в то время?

Иисус родился вовсе не в декабре

Доктор Роуэн Уильямс - авторитет и в Великобритании, и вообще в мире. Он предводитель англиканской церкви. И совершенно не понятно, зачем ему понадобилось посягать на устои. Католический народ уже как-то привык отмечать Рождество 25 декабря (православные празднуют 7 января, по новому стилю). На Западе устраивают милые представления с участием Девы Марии, младенца Иисуса и мудрецов-волхвов, которые принесли ему дары. Делают композиции, дополняя их фигурками домашних животных, яслями. Иисус ведь, по Библии, родился в хлеву. Как сказано в Евангелии от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. «И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Архиепископ Кентерберийский же заявил, что «доказательства существования волхвов практически отсутствуют». Не факт и то, что они приходили втроем. По его словам, единственное упоминание о мудрецах с востока встречается в Евангелии от Матфея. Да и там описание очень туманное.

- В Евангелии от Матфея говорится, - объяснил доктор Уильямс, - что они были звездочетами, мудрецами, священнослужителями откуда-то из-за пределов Римской империи, вот и все. Это очень похоже на легенду.

На самом деле архиепископ даже прихвастнул. От Матфея известно только вот что: «...пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока». Но уже много веков это не является поводом для сомнений.

Как пишет английская газета The Telegraph, Уильямс развеял и другие детали рождественской истории, добавив, что, возможно, в хлеву не было ослов и волов. А популярные открытки, на которых изображена Дева Мария, укачивающая младенца Иисуса в окружении пастухов и мудрецов, недостоверны.

И под конец доктор Уильямс сказал, что, возможно, Иисус родился вовсе не в декабре. Иными словами, люди празднуют это событие не в то время.

Так решил Дионисий Малый

Архиепископ, наверное, проверял прочность веры своей паствы. И, может быть, не догадывался, что его откровения способны разжечь давние споры об истинном времени рождения Иисуса. В Библии-то дата не указана - там одни намеки.

Заветные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры. Античные ученые, производя сложные  вычисления, получали очень разные результаты - от 8 года до нашей эры до 6 года нашей (по новому летосчислению). В конце концов всех устроила дата - 1 год н. э. Ее «определил» один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.


 

На картине Джотто «Вифлеемская звезда» изображена в виде кометы (вверху в круге).
На картине Джотто «Вифлеемская звезда» изображена в виде кометы (вверху в круге).

Разъяснения по поводу дня - 25 декабря - дал в свое время святой

Иоанн Златоуст. Мол, можно определить, что Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября. На шестой месяц после этого произошло Благовещенье Деве Марии о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А  через девять месяцев, 25 декабря, родился Иисус Христос.

Однако некоторые историки уверяют, что дело было иначе. И приводят довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании Рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, когда светило «поворачивает» с зимы на лето. И есть гипотеза, что праздник был введен церковью для того, чтобы вытеснить приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

На дворе уж 2020 год

И все же намеки на дату рождения Христа, имеющиеся в Библии, не дают покоя современным ученым. Из священных текстов известно: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что «...Иисус родился в Вифлееме». И добавляет: «...во дни царя Ирода...»

Десятки специалистов проанализировали все мыслимые источники - кто-где-когда правил и переписывал. Однако, пользуясь лишь информацией об исторических личностях, сойтись на какой-нибудь одной дате не удалось. Выходил разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей.

Тогда за дело взялись астрономы. Волхвы ведь говорили, что «видели звезду Его на востоке...» «И се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матфей). Это - знаменитая «путеводная звезда», она же - Вифлеемская, символ которой ныне украшает рождественские елки.

Можно предположить, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. На роль «звезды» после долгих споров научный мир отобрал комету Галлея.

Кстати, именно в виде кометы изобразил «Вифлеемскую звезду» итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса.

Специалисты  отыскали и более надежные источники - например,  наблюдения древнекитайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и Рождество надо передвинуть.

Правильный месяц - сентябрь

Комета  была видна по утрам в созвездии Близнецов и двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она  обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была в итоге 63 дня. Но никак не до декабря.

Волхвы предположительно направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. «Звезда», она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, вероятно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус.

Из современных расчетов следует, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - «маленький царь». Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и  заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена», то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового «царя иудейского».

Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е.

Похоже, что архиепископ верит именно в это. Однако вряд ли весь остальной мир готов к нему присоединиться. Впрочем, может быть, и наступит время, когда мы будем праздновать Рождество в сентябре - по-научному. Или два раза.

КСТАТИ

Почему на Рождество украшают елки

Существует множество легенд о появлении этой традиции. Одни говорят о Древе Жизни, другие - о Древе познания Добра и Зла. Самой традиции свыше 2000 лет. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили домой зеленые пальмовые ветви как символ победы жизни над смертью. А римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий.

Древние люди считали, что в деревьях живут добрые духи, и старались их задобрить, развешивая на ветвях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала особое место: она была священным центром, «мировым древом», символизирующим вечную жизнь и новое возрождение.

Христиане вначале вместо игрушек вешали яблоки - символ плодородия, орехи - непостижимость божественного промысла, расписные яйца - символ развивающейся жизни, благополучия. А вот о появлении серебряной мишуры рассказывает такая легенда. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она поставила елку, но у нее не было украшений. Ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

По церковным канонам, украшение ветвей елок фонариками и сладостями показывает, что наша природа, как и срубленное еловое дерево, на самом деле бесплодная и безжизненная ветвь, и только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, милосердие, веру.

загрузка...
загрузка...

Политика

Вадим Рабинович раскритиковал министра соцполитики за предложение лишить работающих пенсионеров пенсии
Вадим Рабинович раскритиковал министра соцполитики за предложение лишить работающих пенсионеров пенсии 16

Лидер партии "За життя" Вадим Рабинович раскритиковал предложение министра социальной политики Андрея Ревы о лишении работающих пенсионеров права на пенсию в рамках разработанной правительством концепции пенсионной реформы.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт