Александр ФЕДЧЕНКО, Фото Максима ЛЮКОВА и из архива «КП». (20 января 2009)
Эскалаторы могут покалечить сотни киевлян?

Эскалаторы могут покалечить сотни киевлян?

Комментарии: 4
- Когда бываю в столице, стараюсь обходить метро стороной!

Оказывается, в метро стоит бояться не старых вагонов и закрытого пространства, а эскалаторов! Да-да, на первый взгляд безобидные подъемники могут забрать десятки человеческих жизней. Об этом наша беседа с инженером Александром БЕЛКИНЫМ, который более тридцати лет трудился над созданием деталей для Киевского метрополитена, в частности для эскалаторов.

СТОЛИЧНАЯ ПОДЗЕМКА В ОПАСНОСТИ 

- Сегодня в Киеве очень велика вероятность техногенной катастрофы, - рассказывает наш собеседник. - Настоящую опасность несет в себе не сама подземка, а эскалаторы. Точнее, опасность кроется в изготовлении деталей для эскалаторов. Я как инженер, проработавший 30 лет на Крюковском вагоностроительном заводе, который занимался изготовлением эскалаторов, могу утверждать: эту продукцию готовят с технологическими ошибками. Самое страшное то, что халатность технолога может стоить человеческих жизней. 

- В чем же опасность?

- Речь идет о цепи, которая тянет ступеньки эскалатора. Что такое цепь? Это втулка, в которую вставляется валик, а по бокам все это закрепляется. Поскольку втулка постоянно трется о валик, ее поверхность должна быть зеркально гладкой. Если там будет шероховатость, сразу же возникнут мелкие разрушения. Со временем появятся микротрещины, которые перерастут в переломы. В итоге вся эта система в один момент разлетится на куски. Чтобы не произошло мгновенного и быстрого разрушения, поверхность деталей должна быть сверхпрочной, а сами детали изготавливаться из мягкого металла. За весь процесс ответственность несет конструктор. Вот тут-то и начинаются проблемы.

- Вы хотите сказать, что конструктор ошибся с прочностью деталей?

- В самом техпроцессе заложена грубейшая ошибка. По мнению технолога, простым наждаком можно подгонять размер детали вручную. Это все равно, что на машине с дорогой покраской нацарапать гвоздем ее марку. Все знают, что наждак делает заусеницы и ямки. Эта поверхность становится настоящим напильником. Кроме того, внутрь втулки попадают мелкие частицы. А теперь представьте: такие цепи на всех столичных эскалаторах! От большой нагрузки и трения шероховатая поверхность быстро разрушается, что однозначно приведет к ее разрыву. А это чревато трагедией. Сотни людей могут свалиться вниз и погибнуть. Всем, кому я показывал эти бумаги, не верили своим глазам. Как можно сделать зеркальную поверхность, а потом ее поцарапать? К сожалению, это не все претензии, я нашел около двух десятков неточностей. Например, чтобы проверить на прочность цепи, им дают семикратную нагрузку. Но это категорически запрещено, ведь срок службы цепи тут же уменьшается в два, а то и в три раза.

Такие двигатели установлены под каждым подъемником.
Такие двигатели установлены под каждым подъемником.

«АВАРИЯ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЕВРО-2012»

- А что может произойти при обрыве цепей на эскалаторе?

- Вы знаете, как рвется цепь на велосипеде? То же самое может случиться и с эскалатором.  

Порыв цепи может произойти при максимальной загруженности подъемника. Очень вероятно, что пик износа придется как раз на 2012 год, когда тысячи болельщиков Евро-2012 приедут в Киев смотреть футбол. Представьте, какую массу будут поднимать моторы, сколько тяги идет в такой момент, это колоссальная сила. И тут цепи обрываются. Весь поток людей резко поедет вниз - жертв не избежать. Это не выдумки, история знает подобные случаи. Скажем, в 1982 году в Москве на станции метро «Авиаторная» погибли 10 человек и 30 с различными ранениями попали в больницу. Второй случай был в Баку. После обрыва цепи погиб мужчина. Еще нескольким людям оторвало руки и ноги. И это еще не все. В 2003-м в Риме та же история: погибла женщина и двое мужчин остались инвалидами.  


Станция метро «Арсенальная» в начале 60-х. Эскалатор считался настоящим развлечением для взрослых и детей.
Станция метро «Арсенальная» в начале 60-х. Эскалатор считался настоящим развлечением для взрослых и детей.
- Но ведь эскалатор должен как-то быть защищен от подобных ЧП? 

- Если подъемник оборвется и начнет лететь вниз, должен сработать тормоз. Но в Москве, например, он не сработал…

- Дорого обойдется метрополитену замена цепей?

- Намного дороже обходится эксплуатация бракованных деталей - это очень дорогое удовольствие. Но, по всей видимости, кому-то это выгодно. Вот и повышают стоимость проезда, покупая брак за наши деньги. После трагедии всегда можно показать пальцем на какого-то рабочего, обвинив его во всех бедах. А проверять и ремонтировать оборудование наши чиновники не любят, дело-то невыгодное.

«ЕДУ НА ПОДЪЕМНИКЕ И ДУМАЮ, В КАКУЮ СТОРОНУ ПРЫГНУТЬ»

- Скажите, а почему вам в голову пришла идея так тщательно изучить изготовление цепей? 

- Толчком послужила телевизионная программа об аварии в Москве в 1982 году. Долгое время передо мной были лица этих людей. Я просто не мог спать. Тогда вот всерьез решил проверить всю технологию. 

- Много ушло времени?

- Достаточно много. Сутками смотрел на технологический процесс и не мог понять, что в нем не так. Там много документов, указаний и цифр.  

- Сами в метро ездите?

- Когда я осознал всю опасность, тут же прилетел из Кременчуга в Киев поделиться с чиновниками своим открытием. Это был 2004 год. Тогда зашел в метро на станции «Университет», ступил на эскалатор... и стало страшно - на полпути подъемник начал постукивать, у меня аж затряслись ноги! Ехал и думал, в какую сторону мне прыгнуть. 

- Как отнеслись чиновники к вашему предостережению? 

- Обошел все инстанции: Госнадзор, Госстандарт, мэрию, МЧС, Киевский метрополитен, районную прокуратуру, даже к самому президенту обращался! Но все зря… Несмотря на то что было назначено несколько комиссий, ничего никто не решил. Теперь нужно собрать все отказы и обращаться в Генпрокуратуру.   

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

15 марта 1892 года американский изобретатель Рено запатентовал право на изобретение эскалатора. В 1896 году в Нью-Йорке появился первый подъемник в универмаге. 

В 1911 году установили первый в мире эскалатор в метрополитене. Заработал он в Лондоне, на линии Пикадилли.

Самая большая горизонтальная «движущаяся дорожка» в мире - длиной 225 м - запущена в 1970 году в торговом центре Дюссельдорфа (Германия).

Самый длинный в мире вертикальный 4-секционный эскалатор установлен в Оушн-парке (Гонконг). Его общая длина - 227 м, вертикальный подъем - 115 м.

Наиболее длинный эскалатор в Киеве установлен на ст. метро «Крещатик». Так как глубина станции 93 м, эскалатор состоит из двух частей: 65 и 28 метров.

ЗВОНОК В МЕТРОПОЛИТЕН

А вот в самом Киевском метрополитене успокаивают: трагедия на эскалаторах невозможна. 

- Могу с уверенностью сказать: с цепями все нормально, - говорит Павел БРАЖКО, начальник отдела эскалаторной службы столичного метрополитена. - Мы неоднократно получали письма от Александра Белкина с претензиями. Проводили комиссии. Фрагменты цепей отправляли в институты на проверку. Никаких нарушений нет. Цепи, которые устанавливают на киевских эскалаторах, выдерживают нагрузку, в 7 раз превышающую возможности самого эскалатора. Как они могут порваться? Если даже представить себе такой сценарий, то у эскалатора есть много систем защиты. Он сразу же заблокируется и остановится.

загрузка...
загрузка...

Политика

Яценюк призвал польскую власть угомонить украинофобов
Яценюк призвал польскую власть угомонить украинофобов 49

Бывший глава правительства считает, что Украину и Польшу пытаются поссорить в угоду России.

У Порошенко опровергли информацию, что он тайно общается и шутит с Путиным
У Порошенко опровергли информацию, что он тайно общается и шутит с Путиным 86

В российских СМИ опубликовали материал, в котором утверждалось, что президенты стран часто общаются по телефону и даже шутят.

После операции Насиров оказался в реанимации
После операции Насиров оказался в реанимации 253

После операции на эндокринном органе, глава ГФС проведет сутки в кабинете интенсивной терапии.

Происшествия

Во Львове директора ритуального бюро поймали на взятке
Во Львове директора ритуального бюро поймали на взятке 109

Подозреваемый задержан. За что именно он получил деньги, не уточняется.

В Одессе подрались под генконслуством России:  Они пели гимн, он показал палец
В Одессе подрались под генконслуством России: "Они пели гимн, он показал палец" [видео] 334 3

Несколько активистов пели гимн Украины под российским ведомством, а мимо проезжал мужчина, который показал средний палец и непристойно выругался.

В Краматорске на трассе для мотокросса нашли тайник с гранатометами
В Краматорске на трассе для мотокросса нашли тайник с гранатометами 237 2

Соревнования запланированы на 8 мая. Предварительно трассу еще раз проверят.

Экономика

Что будет с долларом и евро после праздников
Что будет с долларом и евро после праздников 895

По прогнозам аналитиков FOREX CLUB, курс гривны на наличном рынке в мае может находиться в диапазоне 26–27,5 грн. за доллар.

Когда возобновится доверие к гривне
Когда возобновится доверие к гривне 480 1

В МВФ считают, что достаточные международные резервы являются движущим элементом макроэкономической стабильности, а, следовательно, и доверия к национальной валюте.

Журналистское расследование про газовых нелегалов
Журналистское расследование про газовых нелегалов 189

Киевские власти завершили демонтаж практически всех газозаправочных станций, которые были установлены в столице нелегально.

Общество

 Эйнштейн vs Хокинг :  физики создали математическую модель рабочей машины времени
"Эйнштейн vs Хокинг": физики создали математическую модель рабочей машины времени 175

Работает она, естественно, пока только в теоретических выкладках в виде сложных формул.

В Косачевке вернувшиеся реабилитанты кормят животных и пашут огород
В Косачевке вернувшиеся реабилитанты кормят животных и пашут огород 278

В село вернулись более 25 человек, которые следят за целостностью территории реабилитационного центра, в котором их избавляли от наркомании и алкоголизма.

 ВКонтакте  ввел платную подписку на музыку
"ВКонтакте" ввел платную подписку на музыку 578

Сохранять музыку можно будет в том случае, если пользователь имеет подписку, а прослушивание будет доступно лишь онлайн

Светская хроника и ТВ

Группа  Gorillaz  выпустила первый альбом за последние семь лет
Группа "Gorillaz" выпустила первый альбом за последние семь лет 87

Пластинка содержит 26 треков.

Фоззи, участницы  Голос страны  и другие артисты сыграют на вечеринках в честь  Евровидения
Фоззи, участницы "Голос страны" и другие артисты сыграют на вечеринках в честь "Евровидения" [фото] 246

Танцы до утра: в Киеве пройдет неделя дэнс-пати, посвященная песенному конкурсу.

Суд отказался признавать авторские права украинского поэта на песню Лолиты
Суд отказался признавать авторские права украинского поэта на песню Лолиты 404 1

Федор Марун утверждает, что подписать документ его убедил концертный директор Милявской Эдуард Хруцкий.

Спорт

За место главы ФФУ поборется один человек
За место главы ФФУ поборется один человек 144

За место руководителя федерации будет бороться только ее действующий председатель.

Ярослав Ракицкий останется в  Шахтере  до 2022 года
Ярослав Ракицкий останется в "Шахтере" до 2022 года 130

27-летний защитник подписал с донецким клубом новое пятилетнее соглашение

Джошуа победил Кличко на весах
Джошуа победил Кличко на весах [видео] 430

В Лондоне состоялась официальная процедура взвешивание перед супербоем британского и украинского тяжеловесов, который состоится 29 апреля