Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Начальник Главного управления образования и науки КГГА Лилия Гриневич: Регистрацию для внешнего тестирования продлили до 1 марта.

Начальник Главного управления образования и науки КГГА Лилия Гриневич: Регистрацию для внешнего тестирования продлили до 1 марта.
Фото: - А я для тестов еще маленький!

Пошли навстречу выпускникам минувших лет

- Добрый день, Лилия Михайловна! Меня зовут Аня, я из Киева. Скажите, пожалуйста, сегодня утром где-то по радио слышала, что якобы продлили крайний срок регистрации выпускников школ, подлежащих тестированию. Это правда? И если да, то до какого срока?

- Здравствуйте! Действительно, это так: регистрация продлена до 18.00 1 марта. Регистрироваться вам надо в Киевском региональном центре оценки качества образования. Он находится в городе Бровары (потому что обслуживает не только столицу, но и всю Киевскую область), его адрес: улица Независимости, дом № 14-Б. Работает с 9.00 до 18.00. Добираться к центру лучше всего от остановки метро «Лесная» 330-й, 332-й, 402-й, 403-й маршрутками – до остановки «Училище».

Министерство образования и науки Украины приняло решение продолжить этот срок, чтобы абсолютно все выпускники школ, собирающиеся поступать в вузы (но самое главное – выпускники прошлых лет, чья попытка поступить ранее оказалась безуспешной), все-таки успели зарегистрироваться. Ведь тем, кто сейчас учится, было легче – их проинформировали о сроках регистрации педагоги. А вот те, кто оказался уже за стенами учебных заведений, могли узнать об этом только из СМИ. И, естественно, кое-кто из этих молодых людей мог и пропустить сообщение о регистрации. Но, вот, в последний день регистрации – 20 февраля – об этом сообщили уже буквально по всем теле- и радиоканалам, в каждой газете. И мы надеемся, что тут уж они никак не могли не услышать, и обязательно зарегистрируются.

- Здравствуйте, Лилия Михайловна! Меня зовут Андрей Михайлович. Мой сын учится в механико-металлургическом техникуме и хочет поступать в КПИ. Нужно ли ему в этом случае сдавать тестирование?

- Если ваш сын учится в техникуме и хочет поступать на первый курс КПИ, то ему нужно сдавать внешнее тестирование. У нас есть договоренность с техникумами, чтобы они зарегистрировали всех своих студентов, которые будут поступать в вузы на первый курс. И они уже должны были это сделать.

Но лучше всего поговорите с директором этого техникума. Потому что если ваш сын поступает в КПИ на так называемый сокращенный срок обучения и уже имеет определенный уровень образования после техникума – тогда он сдает экзамены или проходит собеседование в этом вузе. Если же он поступает на первый курс на полный срок обучения на другую специальность – тогда надо проходить тесты.

 

В любом случае отвечайте на все тесты!

- Добрый день! Это Ирина, Бровары. Насколько сложным будет в этом году тестирование?

- Тестирование проводится на основе учебных программ, которые сегодня действуют в общеобразовательной школе. В тестах предусмотрены задания от очень простых до самых сложных, на которые смогут ответить лучшие ученики.

Причем, я рекомендую вам постараться решить все задания теста (закрытые – когда надо выбрать готовый ответ, открытые – когда нужно вписать короткий ответ, открытые с развернутым ответом – когда надо написать творческое задание, например, по украинскому языку и литературе). Сделайте это, даже если вы рискуете ошибиться.

- Лилия Михайловна, а хватит ли у нашей образовательной системы ресурсов, чтобы провести в этом году поголовное тестирование выпускников?

- Насколько мне известно, в госбюджет отдельной статьей заложены средства на проведение внешнего тестирования. Исходили из того расчета, что 500 тысяч украинских выпускников будут сдавать по три теста. Специально подготовленных для этой кампании педагогов тоже хватит.

- Кроме того, должны же и правоохранительные органы следить за тем, чтобы не было коррупции?

- Обязательно! За этим будут следить и СБУ, и МВД. Они будут следить за тем, чтобы не было утечки информации, чтобы накануне тестирования в Интернете не появлялись тексты заданий. Ведь это фактически перечеркивает весь процесс внешнего оценивания – его придется переносить, печатать новые задания и т. д. Предусмотрено и сопровождение доставки и обработки материалов тестирования.

- А какое будет наказание, если кто-то украдет содержание тестов?

- Насколько мне известно, Комитет по вопросам науки и образования Верховной Рады работает над соответствующим нормативным актом, определяющим уголовную или административную ответственность за разглашение информации по тестам, либо вообще – за любые злоупотребления, связанные с внешним оцениванием.

 

Охранник-профи – в каждой школе

- Расскажите, пожалуйста, как у нас обстоят дела с охраной школ? С ужасом читаем там и сям, что маньяки всякие могут воровать детей прямо из школы!

- Нас, конечно же, волнует эта тема. Именно поэтому в Киеве на охрану школ выделены бюджетные деньги. Как правило, наши школы стерегут сотрудники Государственной службы охраны. Но вообще каждая райгосадминистрация уполномочена проводить тендер по привлечению для этих целей охранных фирм. Средства рассчитаны таким образом, чтобы в каждой школе находилось не менее одного профессионального охранника. А по ночам эти учебные заведения подключены к «тревожной» сигнализации – для быстрого реагирования в случае если кто-то туда ворвется.

Кроме того в столичных школах еще предусмотрено дежурство учителей. Так что в реальности проникнуть посторонним лицам в школы весьма сложно.

Просим также и родителей содействовать такому режиму охраны школ: прислушиваться к просьбам администраций не входить внутрь, а дожидаться своих детей в вестибюле, предварительно договариваться с классным руководителям о том, чтобы пообщаться с ребенком во время занятий и т. д.

В двух столичных школах уже есть системы пропуска только по магнитным карточкам. В этом году собираемся оборудовать такими же системами еще несколько школ.

Подчеркну: общая охрана у нас есть в каждой киевской школе.

- Надеюсь, это ж не какая-нибудь старушка-«божий одуванчик»?

- Нет, конечно! Там сидят профессиональные охранники – с лицензией и т. д.

 

До 5 класса – питание бесплатное

- Мне в этом сентябре отдавать свое чадо в школу, вот и скажите, пожалуйста, что у нас будет с питанием?

- Дети 1-4 классов во всех школах обеспечены бесплатным горячим питанием. Для старших классов – по всей столице – предусмотрены бесплатные соки и булочки. В Киеве на питание школьников выделяются значительные средства из местного бюджета.

Что касается конкретных цен школьных обедов для детей старше 4 класса – они колеблются от 4 до 7 гривен. В зависимости от того, в каком районе находится школа. Потому что каждая районная госадминистрация, которая и ведает этим вопросом, заключает договора на закупку продуктов и обеспечение питания (на тендерной основе) не с одним, а с разными предприятиями общепита.

Для малообеспеченных семей у нас также предусмотрена возможность бесплатного питания и после 4 класса (если есть соответствующие справки от родителей). Увы, к большому сожалению, сегодня у нас есть много детей, которые полноценно питаются только в школах…

- А что входит в меню первоклассника?

- Меню разрабатывается на основании норм питания в учебных заведениях, утвержденных Постановлением Кабмина. За качество такого питания несет ответственность санитарно-эпидемиологическая служба. А вот образец примерного меню с ценами в школах Оболонского района столицы (по состоянию на 22 января этого года):

Сніданок 1-11 класів на 2,15 грн. (пільговики)

Загальний стіл:

Назва блюда – Вихід – ціна

- Сосиска відварна – 50 г – 2,02 грн.

- Чай з цукром – 200 г – 0,13 грн.

Дієта:

- Сосиска відварена – 50 г – 2,02 грн.

- Чай з цукром – 200 г – 0,13 грн.

* * *

Сніданок 1-4 класів на 4,50 грн.

Загальний стіл:

- Огірки солоні – 30 г – 0,12 грн.

- Плов із відвареною яловичиною – 135 г – 3,13 грн.

- Компот із св. яблук – 200 г – 0,50 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

Дієта:

- Салат з відвареного буряка – 50 г – 0,42 грн.

- Плов із відвареної яловичини – 135 г – 3,13 грн.

- Компот із св. яблук – 200 г – 0,50 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

* * *

Сніданок 5-11 класів на 4,80 грн.

Загальний стіл:

- Салат із вареного буряка – 35 г – 0,29 грн.

- Суп селянський з рисом – 250 г – 0,81 грн.

- Шніцель жарений – 50 г – 2,57 грн.

- Вермішель відварена – 100 г – 0,34 грн.

- Компот із сухофруктів – 200 г – 0,45 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

Дієта:

- Салат із вареного буряка – 35 г – 0,29 грн.

- Суп селянський з рисом – 250 г – 0,81 грн.

- Шніцель відварений – 50 г – 2,57 грн.

- Вермішель відварена – 100 г – 0,34 грн.

- Компот з сухофруктів – 200 г – 0,45 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

* * *

Обід груп продовженого дня (ГПД) на 4,30 грн.

Загальний стіл:

- Салат із вареного буряка – 23 г – 0,20 грн.

- Суп селянський з рисом – 250 г – 0,81 грн.

- Шніцель жарений – 50 г – 2,57 грн.

- Вермішель відварена – 100 г – 0,34 грн.

- Чай з цукром – 200 г – 0,13 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

Дієта:

- Салат із вареного буряка – 23 г – 0,20 грн.

- Суп селянський з рисом – 250 г – 0,81 грн.

- Шніцель відварений – 50 г – 2,57 грн.

- Вермішель відварена – 100 г – 0,34 грн.

- Чай з цукром – 200 г – 0,13 грн.

- Хліб – 70 г – 0,25 грн.

* * *

Обід ГПД (за кошти батьків)

Загальний стіл:

- Огірки солоні – 15 г – 0,24 грн.

- Щі із квашеної капусти – 250 г – 1,33 грн.

- Шніцель смажений – 50 г – 3,08 грн.

- Вермішель відварена – 100 г – 0,40 грн.

- Компот з сухофруктів – 200 г – 0,65 грн.

- Хліб – 70 г – 0,30 грн.

(Загалом – 6 грн.)

Дієта:

- Огірки солоні – 15 г – 0,24 грн.

- Суп селянський з рисом – 250 г – 0,97 грн.

Шніцель паровий – 50 г – 3,08 грн.

Вермішель відварена – 100 г – 0,40 грн.

Компот з сухофруктів – 200 г – 0,65 грн.

Хліб – 70 г – 0,30 грн.

(Загалом – 6 грн.)

 

Возврата «в СССР» не будет

- Это Вячеслав, город Киев. Скажите, в связи с введением всеобщего тестирования, не отменят ли систему золотых медалей?

- Внешнее тестирование совсем не влияет на медали. Медаль – это достижения учебы в школе, и она не слишком поможет при поступление в вуз. Согласно с нынешними условиями приема, вузы имеют право предусмотреть в своих правилах приема какие-то дополнительные условия для тех, кто награжден медалями. Но все равно эти молодые люди должны пройти внешнее тестирование.

И еще относительно медалей. В этом году внешнее тестирование будет засчитываться только по желанию и только по трем предметам: украинский язык, математика и история Украины. Другие предметы можно сдавать только в школе. Если же результат внешнего тестирования по указанным трем предметам вас не устраивает, вы можете сдать по ним экзамен в школе. Соответственно, результат школьного аттестата и возможность получить медаль зависит только от ваших результатов государственной итоговой аттестации.

- Скажите, а возврата к 5-бальной системе оценок в школе уже никогда не будет?

- 12-бальная система в отличии от 5-бальной определяет четкие критерии по уровню знаний. И я не думаю, что когда-то произойдет возврат к 5-бальной системе. Как и не будет возврата к 10-летнему образованию в школе. Украина перешла на 12-летнее образование, чтобы наши аттестаты зрелости отвечали европейским стандартам, и наша страна могла интегрироваться в европейское образовательное пространство. Ведь чтобы наших выпускников зачисляли сразу на первый курс зарубежных университетов, им обязательно необходимо получить 12-летне образование – это стандарт.

Образование – это очень консервативная сфера, любые изменения тяжело принимаются и долго приживаются. Но вводить их надо. Только спокойно и последовательно, без резких движений. Должен быть эволюционный переход к любым изменениям.

 

В Киеве на образование тратят больше всего

- Каких материальных ресурсов не хватает киевским школам? Когда бытовые условия школ будут соответствовать едиными стандартам?

- Этот вопрос нас очень волнует. Если посмотреть бюджет на образование в Киеве, то на фоне других местных бюджетов по стране он лучший. И он увеличивается из года в год. Например, в 2008 году в столице на образование выделено более 2 млрд. гривен, то есть 12% от всего бюджета. Большие суммы идут на улучшение материальной базы системы образования. Например, 24 млн. гривен в прошлом году было потрачено на ремонты туалетов в школах и дошкольных учреждениях. Идет финасирование компьютеризации школ и целый ряд других программ. Мы обеспечиваем всем необходимым кабинеты химии, физики и биологии. Это такие централизованные программы, но нас интересует, чтобы каждый уголок в школе был ухожен, чтобы родители были уверены, что в школе обеспечены все условия для сохранности здоровья ребенка. И тут очень много зависит от районных госадминистраций, от руководителя школы. В нашем городе сегодня 527 школ и 520 дошкольных учреждений. Это огромная система. Содержателем каждого заведения является районная госадминистрация. Она получает от города средства на содержание учреждений, и районные депутаты к этим средствам должны добавлять средства района. За эти средства и содержаться учебные учреждения.

 

Частники работают не только для богатых

- Это Алексей. Лилия Михайловна! Ни для кого не секрет, что качество обучения в частных школах выше, чем в обычных. Почему бы властям не сделать для частников льготы? Чтобы плата за учебу у них стала меньше, и, соответственно, там смогли учиться не только дети богатых…

- Я считаю, что частное образование должно существовать, как здоровая альтернатива государственному, это улучшает конкурентную среду. В нашем городе среди 520-ти учебных заведений есть 44 частных. Это, казалось бы, немного. Они имеют большие проблемы, и им надо помогать. Потому что если проанализировать, кто в них занимается, то мысль о том, что там учатся одни дети обеспеченных людей, на самом деле – всего лишь стереотип. Только 3% этих учреждений имеют плату за обучение более 1000 евро. А большинство частных учебных заведений столицы стараются иметь какую-то сбалансированную оплату, потому что их клиентами, как правило, являются дети семей служащих, медиков. Примерно плата для них составляет около 1000 гривен в месяц. Учитывая, что сейчас растут цены за аренду, коммунальные услуги, налог на землю увеличился, сложилась такая ситуация, что такие частники просто не могут сводить концы с концами – с такой-то платой за обучение! И мы оказались перед угрозой, что могут исчезнуть частные учебные заведения как раз не элитарные, а те, которые дают возможность учиться детям, которые в массовых школах не могут учиться в связи с теми или другими индивидуальными особенностями.

Что мы сделали? Киевская горадиминстрация провела коллегию на эту тему и рекомендовала районам снижать для них арендную плату, сделать льготы по земельному налогу. За счет этого мы спасли от гибели часть наших частный учебных заведений, которые учат детей не очень богатых, но детей, которым необходимо более индивидуальное обучение, что может позволить именно частное учебное заведение.

Так что в этом вопросе я вас поддерживаю. Но проблема частного образования решится только тогда, когда она будет решена на государственном уровне. Сегодня государство вообще не поддерживает частные учебные заведения. Они не получают ни копейки от государства. Как правило, во всем мире делается так: если нормально работает частное учреждение, имеет лицензию, то туда выделяют минимум средств на одного ребенка – так называемую образовательную корзину каждого ребенка. И тогда, в зависимости от количества детей, они получают какой-то минимум средств от государства. В Украине такого не предусмотрено.

Увы, в Конституции четко сказано, что обучение бесплатное только в государственных учебных заведениях. Но мы работаем с законодательным органом, с Верховной Радой, чтобы вносить изменения и ввести государственную поддержку частных учебных заведений, если они достойно работают, обеспечивают здоровую образовательную альтернативу для детей.

 

На христианскую этику можно не ходить

- Меня зовут Александр. Такой вопрос: что будет в новом учебном году с идеями преподавать в столичных школах христианскую этику? Вот, например, наша семья – не христиане. Должен ли он это изучать?

- Христианская этика, которая преподается как факультативный курс в 1-4 классах, читается детям только при желании их родителей. То есть проходят сначала консультации с родителями, и родители, если желают, чтобы их дети проходили этот предмет, пишут свои заявления о согласии. И только после этого учитель начальной школы проходит соответствующие курсы повышения квалификации и читает данный курс. Я хочу вас уверить, что этот курс межконфессионный, это не религиозный, а культурологический курс, который показывает детям основные христианские ценности и как эти ценности отражаются в украинских народных традициях. Называются эти учебники так: 1 класс – «Дорогой добра», 2 класс – «Дорогой милосердия», 3 – «Дорогой добродетели», 4 – «Дорогой мудрости». То есть это общеизвестные христианские ценности, где на примере жизненных ситуаций, рассказов детям показывают, как отличить добро от зла, как уважать старших и т. д. Но вас никто не может заставить, чтобы ваш ребенок изучал этот курс.

- А если все родители согласны, а родители одного ребенка – против. То этот ребенок будет уходить домой?

- Это зависит от ваших договоренностей с администрацией школы, классным руководителем. Как правило, мы рекомендуем факультативные курсы вести в конце учебного дня, последним уроком, чтобы была возможность ребенку раньше уйти домой. Если такой возможности нет, то для таких детей могут быть организованы другие индивидуальные занятия.

- А если не выполняются все эти условия, куда можно обращаться?

- Вы можете обратится в Главное управление образования и науки киевской мэрии: телефон (044) 279-14-46. Можете подать письменное заявление, позвонить на 051 и сообщить нам о том, что есть факты, когда заставляют идти на это, или не соблюдают ваши права по-другому.

 

Что ждет столичных учителей?

- Лилия Михайловна, скажите: что ожидает столичных учителей в перспективе? Повышение зарплаты, соцпакет и т. д.? И еще: есть ли шанс молодым учителям встать в очередь на квартиру? Ведь перед выборами все партии обещали помогать с этим. А что теперь – после выборов?

- Не может быть хорошего образования без обеспеченного учителя. Мы пытаемся на уровне муниципальной власти работать над этим вопросом. Во-первых, есть общее увеличение зарплаты в государстве – в связи с этим в этом году в среднем зарплата учителей вырастет на 40%. В эту цифру также входит и муниципальная надбавка. Вы знаете, что с 1 августа 2007 года все работники образования Киева имеют 20-процентную муниципальную надбавку, а для руководителей учебных заведений сохранена 20% надбавка. Ясно, что это не решает проблемы. Сегодня средняя зарплата по Киеву у учителей – 1480 гривен. Очевидно, что это не та зарплата, которая может обеспечить достойное существование. Поэтому будем ожидать обещанного повышения зарплаты, и надо ставить вопрос на уровне государства об исполнении статьи 57 «Закона об образовании». Пока не будет выполнена эта статья на государственном уровне, до того времени учительство будет находится в таком неприглядном положении.

Что касается жилья. Без сомнения, жилье могло бы каким-то образом компенсировать малые зарплаты, если бы была жилищная программа. В этом году мы за счет бюджета Киева дали учителям 60 квартир, а в прошлом году по разным льготным программам жилье получило 92 работника образования. Для сравнения: в прошлые годы за средства городского бюджета давалось 10 квартир педагогическим работникам. Но: сегодня на нашей очереди стоит 1360 педагогов. И 60 квартир в год не решают проблемы.

Что мы делаем? Есть распоряжение мэра Киева о выделении земельных участков под строительство жилых домов для учителей. В этом году эти участки уже будут выделены, также уже идет разработка проектно-сметной документации на строительство этих зданий. Мы ожидаем, что до 2010 года такие дома появятся, и тогда у нас будет больше возможностей для обеспечения учителей жильем. Но для этого также необходимо (чего мы с нетерпением ожидаем), чтобы был принят закон о социальном жилье. Сегодня его не существует, поэтому эти квартиры, которые даются из городского бюджета, отдаются полностью данной семье, и больше никто не имеет права на эти квартиры. Сейчас идет речь о социальном жилье для педагогов, которые работают в системе образования Киева. Это дало бы нам возможность привлечь молодых учителей, которые ради жилья будут готовы работать в Киеве.

Я сейчас общаюсь с учителями, когда они приходят ко мне через два года работы брать открепление (они обязаны отработать три года, если они учились за счет бюджета). Я их спрашиваю, почему вы уходите со школы: не можете работать с детьми или есть еще какие-то проблемы? Лишь единицы говорят, что им не нравится эта работа. Как правило, основная причина: «Я не могу заплатить за жилье в Киеве». Поэтому жилищная программа для учителей – это для нас сейчас приоритет, и мы над этим работаем.

- Не совсем понятно, земельный участок выделят, а потом они сами должны будут строится?

- Да, они должны будут сами строить. Это социальное жилье, и оно будет предоставляться по определенным правилам. Человек должен отработать в сфере образования определенное количество лет. То есть это должно сопровождаться нормативным документом, который определяет категорию таких людей. Человек не имеет права приватизировать это жилье сразу, но сможет его приватизировать через определенное количество лет, проведенных в системе образования. То есть должна быть какая-то мотивация для учителя работать в нашей системе.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Лилия Михайловна ГРИНЕВИЧ родилась 13 мая 1965 года во Львове. В 1987 году с отличием закончила Львовский госуниверситет имени Ивана Франка (специальность «биохимик-преподаватель»). Работала учителем, завучем, директором школы, преподавателем в вузе. Защитила кандидатскую диссертацию по вопросу децентрализации управления образования в современной Польше (стажировалась в Варшавском университете). С 2003 года принимала активное участие в создании системы внешнего оценивания в Украине в качестве директора Центра тестовых технологий, а в последствии - директора Украинского центра оценки качества образования. С октября 2006 года – начальник Главного управления образования и науки КГГА.

Замужем, двое детей – сын и дочь.

Любимые занятия: путешествия и чтение научно-фантастической и эзотерической литературы.

ВОПРОС РЕБРОМ

Торговать будут доколе пивом-табаком при школе?

- Добрый день! Лилия Михайловна, вы собираетесь как-то бороться с пристроившимися возле школ ларькам, которые торгуют пивом и сигаретами?

- В радиусе 300 метров вокруг школ не должно быть рекламы алкогольных напитков и табачных изделий. Также в радиусе 100 метров вокруг учебных заведений не должно быть киосков, торгующих этой продукцией. Мы следим за этим, проводим в администрации коллегии по этой проблеме и привлекаем соответственный правоохранительные структуры для борьбы с хозяевами таких киосков и теми, кто вывешивает подобную рекламу в незаконных местах.

Однако бывает: мы приехали – там все сняли. А через неделю все это появляется вновь! Увы, штрафы за это сейчас слишком малы: 50-100 гривен. Кое-кто из ларечников заплатил и опять продолжает – потому что выручка от таких продаж у него намного больше, чем штрафные санкции. Так что проблема эта, на мой взгляд, государственного масштаба и требует решения на законодательном уровне.

Еще просьба ко всем родителям: если вы увидели подобное нарушение, сразу же сообщайте об этом по телефону быстрого реагирования столичной мэрии – 051. Будем сразу же принимать меры.

Скачать видео можно здесь:

Видео 1

Видео 2

Видео 3

Видео 4

Видео 5

Видео 6

Видео 7

Видео 8

Видео 9

Видео 10

Видео 11