Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Причиной ЧП на "Осокорках" стала халатность?

Причиной ЧП на
Фото: На «Осокорках» выгорела иллюминация и закоптился свод. Фото Дмитрия НИКОНОРОВА.

Вопрос, который сейчас волнует миллионы киевлян, пользующихся подземкой: что стало причиной пожара в метро и может ли подобное повториться? В Интернете многие люди, попавшие тогда в эпицентр задымления, даже пишут, что теперь боятся спускаться в подземку.

"Вчера попытался поехать на метро, но когда спустился на платформу, накатили воспоминания того ужаса, который я пережил 14 марта, будучи в вагоне, весь в дыму, а вокруг крики и страх. Страх того, что произошел теракт и мы все погибнем, - пишет в своем микроблоге в Твиттере 35-летний киевлянин Дмитрий Хоненко. - И сейчас, хоть и понимаю, что ничего страшного не произошло, боюсь ездить в метро…"

Руководство же метрополитена с выводами пока не спешит.

- Проводится работа по установлению причин, но она не завершена, поэтому назвать конкретную причину до завершения этой работы я не могу, - сказал и. о. начальника Киевского метрополитена Валерий Гавриленко.

Учитывая такой "исчерпывающий" ответ, корреспонденты "КП" попытались с помощью экспертов выяснить, что же стало настоящей причиной пожара и возможно ли повторение подобного ЧП. Может, киевлянам нечего бояться? 

МНЕНИЕ МЕТРОСТРОЕВЦЕВ

- Во время замыкания на "Осокорках" (напомним, заискрила проводка, после чего загорелись пластиковые плафоны иллюминации) должна была сработать специальная защита, - выразил свою точку зрения Владимир Петренко, гендиректор "Киевметростроя" (эта организация занимается только строительством станций, но не отвечает за их безопасность). - Почему этого не произошло - я не знаю. Разбираться в этом должны проверяющие органы. Но, скорее всего, свою роль сыграл человеческий фактор: либо в свое время электрики освещение сделали некачественно, либо во время проверки не заметили существующие неполадки. 

По мнению Владимира Петренко, на более новых станциях, чем "Осокорки" (ей около 20 лет), применяются невоспламеняющиеся технологии кабеля, негорючие элементы декора.

- Технологии, которые были 20-30 лет назад, сегодня уже не применяют. При оборудовании освещения станций уже не используют световые линии (лампы в один ряд, как это было на "Осокорках". - Авт.). Теперь станции в основном оборудуют отдельными люстрами, - говорит гендиректор "Киевметростроя". - Кроме того, сейчас ведутся разговоры о замене освещения на светодиодное, так как оно не дает высоких температур, его применяют на новых станциях. Вообще, считаю, нужно как можно быстрее провести модернизацию старых станций. Правда, сделать это дороже, чем оснастить новые. 

ДАННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧС

После ЧП на станции "Осокорки" полностью заменили лампы дневного освещения. Оказывается, что по новым правилам пожарной безопасности (они действуют уже много лет) подобные светильники применять в метро запрещено. 

- Подобная иллюминация, кроме "Осокорков", установлена еще на станции "Дружбы народов". На следующей неделе там тоже заменят и лампы дневного освещения, и декоративные плафоны, - рассказал нам Виталий Пшеничный, начальник Главного управления по вопросам контроля чрезвычайных ситуаций. 

По его словам, "Осокорки" уже практически привели в порядок, станцию отмыли, а вместо сгоревших кабелей на своде установили новые провода с несгораемой изоляцией. 

ИСТОЧНИК В МЕТРОПОЛИТЕНЕ

"Выпили с инспектором бутылку коньяка - и все в порядке"

Источник "Комсомолки" в "Киевском метрополитене", попросивший не называть его, рассказал, что после случившегося на всех станциях подземки начались внеплановые проверки по пожарной безопасности.  

- Такие инспекции вообще-то проводятся регулярно. Но проверяющий редко обходит всю станцию, тестирует проводку, заглядывает во все щели… Бывает, инспектор глянул по верхам, распил с начальником станции бутылку коньяка - и подписал акт проверки, - рассказывает наш источник. 

По его мнению, на станции "Осокорки" наверняка был недосмотр со стороны сотрудников метро, отвечающих за безопасность. Во-первых, при коротком замыкании  должен сработать предохранитель. Во-вторых, проводка осветительного прибора по правилам всегда спрятана от элементов декора (они могут быть из пластмассы, пластика, гипсокартона) - либо в гофрированную трубку, либо изоляцией. Что случилось в этот раз с этой защитой - трудно понять. Но очевидна халатность тех, кто должен следить за этим (на всех станциях есть человек, отвечающий за противопожарную безопасность).

- Возможны подобные ситуации и на старых станциях, где все оборудование нужно менять, но нет денег. Поэтому меняют только самое необходимое, - говорит работник метрополитена. - Правда, на пересадочных станциях, где самый большой пассажиропоток, за этим следят тщательно, регулярно чинят и проверяют. А на другие деньги доходят по остаточному принципу.   

На станции метро "Дружбы народов" точно такие же лампы, какие были на "Осокорках". ФотоАнтона ЛУЩИКА. 

КСТАТИ

Где опасней всего 

Проанализировав мнения экспертов и ЧП, которые уже происходили в метро, мы составили два мини-рейтинга - опасных и безопасных станций метро с точки зрения возможности пожара и задымлений.

Самые пожароопасные:

"Дружбы народов" (на станции такие же лампы, как те, что загорелись на "Осокорках". Заменить их обещают через неделю, а пока опасность короткого замыкания существует).

"Славутич" (строилась в 1990-е годы, когда был дефицит качественных материалов и оборудования. К тому же недавно на перегоне через Южный мост остановились поезда из-за короткого замыкания, вызванного попаданием грязи на рельсы).

"Лукьяновская" (построена в 1996 году, а уже через два года в туннеле загорелись провода, из-за чего дымом заволокло станцию).

"Позняки" (строилась в те же 1990-е годы; находится близко к поверхности - летом 2007 года туннель станции пробили строители подземного паркинга).

Наиболее безопасны самые новые: "Выставочный центр", "Васильковская", "Голосеевская", "Демеевская", "Красный Хутор". При их строительстве использовались современные технологии, а также кабели и элементы декора из несгораемых материалов.

Из старых станций в список безопасных можно также внести шесть узловых, где проводятся наиболее тщательные проверки: "Крещатик", "Майдан Незалежности", "Золотые ворота", "Театральная", "Дворец спорта", "Площадь Льва Толстого".