Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Может ли в Киеве повториться московская трагедия

Может ли в Киеве повториться московская трагедия
Фото: Свидетели ЧП в столичном ресторане IL PITTORE, где ранены 36 человек, трое погибли: «От взрыва трехэтажное здание подпрыгнуло!»

Взрыв в ресторане 

IL Pittore, от которого погибли трое человек и 36 ранены, случился 9 января на юго-западе Москвы. Причиной взрыва стало халатное использование запрещенных в ресторанном бизнесе газовых баллонов. Корреспонденты "КП" решили выяснить, может ли подобное произойти в Киеве.

Опаснее всего в зонах отдыха и возле рынков

Оказалось, что в столичных ресторанах с баллонами все строго. Мы обошли около пяти известных заведений в центре Киева - там используют только электричество.

- Работа газовых баллонов в помещениях запрещена. Практически все рестораторы сегодня стараются использовать электрическое оборудование, - рассказала нам президент Ассоциации ресторанов Украины, директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. - В нашей стране только два процента ресторанов подключены к централизованному газоснабжению (не путать с газовыми баллонами). Этот небольшой процент обусловлен прежде всего тем, что газ в ресторанном бизнесе использовать опасно. И серьезные рестораторы не будут рисковать репутацией. К тому же профессионального газового оборудования для ресторанного бизнеса не так уж и много. А если у владельцев хватает денег на большой ресторан, то хватит и на электричество...

По словам эксперта, потенциально опасные газовые баллоны во многом используют в так называемых "стритфудах" - небольших кафешках, а также в киосках по продаже кур гриль, хот-догов, шаурмы и пр.

- Многие кафешки зачастую расположены в местах, где сложно подключиться к электричеству, чаще на окраинах, поэтому их владельцы используют в работе как раз газовые баллоны, - продолжает Ольга Насонова. - Делается это незаконно. И зачастую подобные заведения работают нелегально, поэтому их владельцам терять нечего. Таких "дельцов" достаточно много возле рынков или в зонах отдыха. И там существует реальная опасность…

Бомбы замедленного действия

Также газовые баллоны используют кофейни на колесах, которые в последнее время  часто можно встретить возле метро и в других людных местах по всему Киеву. И тут дело в том, что закон не запрещает их использование. 

- Обустройство газобаллонных установок в киосках и кофейнях на колесах нормативными актами не предусмотрено. Но однозначно они составляют большую опасность для людей, - подтвердили нам в пресс-службе Госгорпромнадзора.

Автокофейни, по мнению экспертов, потенциально взрывоопасны.

Интересно, знают ли сами сотрудники автокофеен об опасности?

- Неужели тут установлены газовые баллоны?! Я и не знал, - удивляется работник автокофейни на Крещатике Юрий (или, может, притворяется?). - А если и есть - ну и что? Ведь случаев, чтобы автокофейни взрывались, не было.

Продавец прав - взрывов кофеен на колесах не было. Но, как говорят эксперты Госгорпромнадзора, если нарушать правила безопасности - жертвы будут. Большинство же работников автокофеен, как нам удалось узнать, не знакомы с правилами безопасности. Как мы уже выяснили, они даже не все знают, что там используются газовые баллоны! Вот и получается, что кофейни на колесах - бомбы замедленного действия.

Кстати, инспекторы Госгорпромнадзора еще с декабря начали проверку всех этих объектов, ведь газовые баллоны могут быть установлены в автомобилях неправильно. Пока нарушителей штрафуют. Правда, как обычно, нашими штрафами никого не напугаешь - 850 гривен, которые автокофейня зарабатывает менее чем за день.

В ближайшее время собираются принять закон об увеличении размера штрафа в 4 раза. Но кто знает, научит ли это владельцев тех же автокофеен и киосков с шаурмой внимательно следить за своим взрывоопасным оборудованием?

К тому же у нас уже стало чуть ли не нормой, что когда в то же кафе или ресторан приходят проверяющие и находят серьезные нарушения, им хозяева просто платят деньги, а проблема зачастую остается. И что страшно - продолжает угрожать жизням посетителей и работников заведения. Видимо, не зря у нас в ходу поговорка: "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится".

Фото Михаила ФРОЛОВА и  Максима ЛЮКОВА. 

КОМПЕТЕНТНО 

Почему же в погоне за прибылью предприниматели подпольно используют в торговле газовые баллоны, зная, что это смертельно опасно для окружающих?

- В нашем обществе существует большая проблема, связанная с законопослушностью, - объясняет кандидат психологических наук, заместитель директора Института социальной и политической психологии Любовь Найденова. - Она имеет исторические корни, связанные с ломкой менталитета, которая неоднократно проходила в течение последнего столетия. В результате таких коллизий психика украинцев получала серьезные удары, человеку то и дело приходилось обходить законы, которые насаждали сверху. Наши деды и отцы проходили через этот опыт, и в поколениях накопился потенциал двойной законопослушности: с одной стороны, мы осознаем, что нужно следовать закону, но с другой - понимаем, что порой закон лучше обойти, для того чтобы выжить. Этот стереотип живет в психике наших людей и требует специальных программ по его преодолению, и государство должно уделять ему большое внимание. 

БЫЛ СЛУЧАЙ

Газовые баллоны в кафе и киосках уже взрывались

Ровно три года назад, 13 января 2009 года, в городе Вышгород Киевской области в помещении пищеблока частного кафе "Веселі Хатки" произошел взрыв газового баллона с последующим горением. Тяжелые ожоги получили 8 человек.

В июне 2009 года рядом с метро "Лукьяновская" взорвался киоск по продаже сигарет. Пострадало несколько человек, чудом никто не погиб.

В 2008-м из-за взрыва газового баллона в киоске с шаурмой рядом с метро "Святошин" двое человек погибло и около десяти получили травмы. 

ДЕНЕЖКИ 

Теплая зима сэкономила городу кучу денег

Только на уборку улиц коммунальщики отложили песка, соли и горючего почти на 15 миллионов гривен.

На дворе середина января, а жители столицы почти не видели снега. Для любителей санок, лыж и других зимних развлечений это плохо, а вот для руководства города - настоящий праздник.

Всего на подготовку к зимнему сезону потрачено было 20 миллионов. Сюда входит закупка песка, соли, горючего, подготовка снегоуборочной техники. Из-за отсутствия осадков дорожники вместо уборки снега и посыпки дорог занимались работой, которая более свойственна для осени: мойка отбойников, очистка ливнестоков. 

- Сейчас можно говорить про экономию около 15 миллионов гривен, - рассказал "Комсомолке" Георгий Глинский, глава "Киевавтодора". - Из них осталось соли более чем на 8 миллионов и горючих материалов - на 3,2 миллиона.

Для сравнения: если в декабре 2010 года на плавление снега на киевских улицах ушло 19 тонн соли, то этой зимой разбросали всего одну тонну.

Экономия, как говорится, налицо. Правда, закупленные материалы, естественно,  продавать никто не будет, и в бюджет эти 11 миллионов не вернутся. Зато соль, песок и горючее пролежат на складах до следующего ноября, и к будущей зиме не придется их столько покупать.

Если же к этим 15 миллионам прибавить экономию на отоплении, то получится и вовсе сумма в несколько десятков миллионов, ведь затраты энергетиков из-за аномально теплой зимы снизились в разы.

 

СЧИТАЛКА "КП"

Что можно сделать на 15 миллионов

купить три трамвая киевского производства,

отремонтировать самый большой плавучий кран в стране - "Захарий", который упал в середине ноября,

на эти деньги целый год может существовать Киевский зоопарк (и еще останется на расширение), l построить 5 фонтанов, l отремонтировать 3 тысячи подъездов.