Александр БОЧКАРЕВ (22 декабря 2010)
Батый «завещал» киевлянам ворота, гору и сильную церковь

Батый «завещал» киевлянам ворота, гору и сильную церковь

Киевляне оказали завоевателям отчаянное сопротивление.?После битвы за Киев основные силы монголов были подорваны.

БОЙ НА МАЙДАНЕ ОРДА ВЫИГРАЛА БЛАГОДАРЯ КИТАЙЦАМ

Что собой представлял Киев средины XIII века? По меркам того времени, это был мегаполис (больше Лондона и Парижа). Город защищали высокие бревенчатые стены с земляным валом и глубокий ров. Если врагу и удавалось проникнуть через стены, его ждало тройное разочарование, так как в Киеве было еще три укрепленных города-крепости. Казалось, взять мать городов русских невозможно…

…Зима 1240 года. Покорив северо-восточную Русь, хан Батый двинул свои войска к Киеву. Татары несколько дней стояли под стенами, высматривая слабые места в обороне. Богатство города, ослепительная красота златоверхих соборов ошеломила завоевателей. Батый не хотел уничтожать Киев и направил к его жителям послов с предложением сдаться. Однако послы вызвали у киевлян подозрение, поэтому их предпочли сбросить с городских валов. Это вывело Батыя из себя.

- У монголо-татар было правило: если их послов убивали, они никого не оставляли в живых, - говорит вице-президент клуба «Некоторые киевские тайны» кандидат физико-математических наук Алексей Стеклов. - Кочевники атаковали город, нанеся главный удар по Лядским воротам, которые находились на территории нынешнего Майдана. 

Татары во много раз превосходили численностью защитников Киева. «От скрипа повозок, рева верблюдов, топота копыт и ржания лошадей киевляне с трудом могли слышать друг друга», - пишет летописец. 

Чтобы проникнуть в город, кочевники приказали инженерам-китайцам подготовить метательные машины, с помощью которых день и ночь долбили по воротам, пока те не рухнули. Поняв, что внешние стены не удержать, киевляне отошли под защиту трех крепостных городов: Изяслава, Ярослава и Владимира, где продолжали сражение. Последним оплотом защитников Киева стала Десятинная церковь в городе Владимира. Но из-за большого количества людей стены церкви не выдержали, и здание рухнуло, погребя под собой участников обороны.  

РАЗОРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

После ухода монголо-татар на месте Киева еще многие годы стояли развалины. Даже спустя четыреста лет были видны следы разрушений. В 1651 году центральным въездом в Киев служили полуразрушенные Золотые ворота, которые за четыре века, прошедших после набега Батыя, так никто и не восстановил. Кстати, после нашествия в Киеве существенно сократилось население. Из пятидесяти тысяч жителей в живых осталось не более двух тысяч. Вернуться к прежнему количеству горожан Киев смог лишь через шестьсот (!) лет. 

Сто с лишним лет монгольского ига тяжело сказались на дальнейшем развитии Киева и Украины в целом. Хотя объективности ради надо сказать, что нашествие принесло не только разрушения - местные жители перенимали культуру и быт завоевателей. Изменилась одежда: белые длинные славянские рубахи сменились кафтанами, позолоченными у состоятельных людей, штаны - цветными шароварами, из обуви знать предпочитала сафьяновые сапоги. Местное население знакомилось с секретами азиатских технологий. Например, развивалось литейное искусство, которое кочевники сами переняли у завоеванных ими китайцев. Как ни парадоксально, но монголо-татары помогли возродиться православной церкви, которая сильно страдала от междоусобных княжеских войн. 

- Завоеватели заигрывали с церковью, так как понимали, что в противном случае будут восстания, поэтому были религиозно толерантны, - говорит доктор исторических наук, профессор Института истории НАН Украины Владимир Рычка. - От уплаты дани было избавлено только духовенство.  

Десятинная церковь не спасла горожан от Батыя.
Десятинная церковь не спасла горожан от Батыя. 

БРАТСКИЕ МОГИЛЫ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

О нашествии батыевых орд красноречиво рассказывают многие археологические находки. Например, не так давно археологи обнаружили братскую могилу, в которой были похоронены защитники города. Она расположена неподалеку от гостиницы «Континенталь».

- Под землей были найдены сотни человеческих останков. Все они принадлежали защитникам Лядских ворот, а также князьям, - говорит Алексей Стеклов. - Другая братская могила находится возле Десятинной церкви. Там похоронены защитники города Владимира. При захоронении на дно могилы положили деревянный крест.

Может показаться странным, но, несмотря на все невзгоды, которые принесли киевлянам набеги татар, некоторые местности в Киеве носят имена завоевателей. Например, Батыевы ворота - второе название разрушенных Софийских ворот. Это сооружение ранее служило входом в город Владимира и находилось на территории нынешней улицы Большая Житомирская в районе дома №6/11. Сейчас о воротах напоминает памятник, а их развалины давно ушли под землю. Также именем Батыя названы курганы в Протасовом Яру - Батыева гора. Существует легенда, что отсюда хан наблюдал за взятием Киева. Впрочем, историки относятся к этому предположению скептически. Единственное, что они допускают, - здесь были сожжены трупы монгольских воинов, погибших при взятии Киева. Отсюда, по их мнению, и название - Батыева гора. 

В ТЕМУ

Татары - первые жители Татарки

Считается, что первыми аборигенами городского района с таким названием были 60 татарских семей, которые переселились сюда в XIX веке. На то время местность была необжитой и находилась далеко от центра. Местные жители зарабатывали на жизнь в основном торговлей и мыловарением. Впрочем, некоторые историки считают, что район был заселен татарами еще во времена Киевской Руси. После Батыева нашествия некоторые захватчики остались жить в Киеве и предпочли осесть на территории рядом с нынешней Лукьяновкой. Отсюда и название - Татарка.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт