Александр БОЧКАРЕВ (5 ноября 2010)
«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

Первые машины «ЛК» (Лазарь Каганович) не отапливались.

На смену трамваю

Осенью 1935-го, через год после того, как Киев вновь стал столицей Украины, киевляне с удивлением наблюдали за странной машиной, движущейся на электромоторе, подобно трамваю, но не по рельсам. В городе открыли первый троллейбусный маршрут. 

Историки говорят, что первый троллейбус мог появиться в Киеве еще в 1914 году, на двадцать лет раньше, чем в Москве. Одна английская фирма предлагала городскому голове построить систему «безрельсовой электрической дороги». Она была в пять раз дешевле трамвая, поскольку не требовала укладки рельсов. Но грянула война, и запуск троллейбусов отложили. Работы начали лишь в 30-х годах. Нужно сказать, что к тому времени на Западе уже массово вводили в эксплуатацию этот вид городского транспорта, и, чтобы не отставать от «моды», руководство Киева постановило - убрать трамвай и заменить его троллейбусом. 

Правда, сделали это поспешно, руководствуясь принципом «сначала ломай, а потом думай». Трамвайные пути, соединяющие Европейскую площадь, Крещатик и железнодорожный вокзал, сняли, но троллейбус в срок не запустили, и киевляне почти год, чертыхаясь, вынуждены были покрывать это расстояние пешком. 

В феврале-марте 1935 года развернули подготовительные работы, и открытие первого троллейбусного маршрута назначили на ноябрь,  аккурат к годовщине Октябрьской революции. Первый маршрут провели от площади III Интернационала (сейчас - Европейская площадь) до площади Дзержинского (метро «Лыбедская»). Там же построили и первое депо.

«5 ноября в 17 часов состоялось торжественное открытие первого в Украине троллейбуса, - пишет один из авторов книги «Киевский троллейбус» Стефан Машкевич. - На трассу выпустили четыре машины. Они проходили маршрут за десять минут с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (сейчас - Саксаганского), Красный cтадион, угол Красноармейской и Зарудного (сейчас - Федорова), Владимирский базар, Красноармейская, 119. Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек, на другой день - 5096». 

«Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов», - писала газета «Бiльшовик» через несколько дней. 

Дальше едешь - больше платишь

По словам историков, первые киевские троллейбусы были далеки от совершенства. Они оказались неповоротливы, плохо слушались руля. Зимой в машине гуляли сквозняки и отсутствовало отопление. Зато в них практически не было «зайцев» - троллейбусы были маловместительны, число пассажиров четко регламентировалось: 45 мест (35 сидячих и 10 стоячих). Это облегчало задачу кондуктору, которому было несложно вычислить безбилетника. Чего не скажешь о его коллеге в трамвае - там в вагон набивалось более сотни пассажиров. Кстати, штрафы никто не платил. Если кондуктор обнаруживал «зайца», он обращался к милиционеру - служители закона тогда стояли чуть ли не на каждой остановке. 

Стоимость проезда в троллейбусе была значительно выше, чем в трамвае. 

- В 30-е годы цена зависела от количества остановок, - рассказывает начальник пресс-службы общественной организации «Киевляне за общественный транспорт» Ярослав Щербаков. - Короткие расстояния в несколько остановок на троллейбусе стоили дешевле, чем на трамвае. Но дальние обходились в несколько раз дороже. Например, проезд от Европейской площади до площади Дзержинского на трамвае стоил где-то 60 копеек, а на троллейбусе - 1 рубль 30 копеек! 

На некоторых предприятиях выдавали своим рабочим проездные, которые в 30-е годы больше походили на удостоверение личности с вклеенной фотографией и несколькими мокрыми печатями. Пассажиры, не имеющие проездных, предпочитали добираться на работу пешком - зачем деньги на проезд тратить?

До войны в Киеве успели построить три троллейбусные линии: площадь III Интернационала - площадь Дзержинского, железнодорожный вокзал - площадь Дзержинского и вокзал - площадь III Интернационала. Запуск последних двух затянулся ровно на два года. Работа над запуском новых маршрутов прервалась вместе с приходом в Киев фашистов в 1941 году. Движение троллейбусов возобновили 6 ноября 1944 года, ровно через год после освобождения Киева.

Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру!
Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру! 

 

 

Фото автора.

КСТАТИ

Сегодня в Киеве действует 43 троллейбусных маршрута, общая длина которых составляет 774 км. Перевозят пассажиров 403 машины, они базируются в 4 депо.

загрузка...
загрузка...

Политика

ООН отреагировала на прекращение поставок электроэнергии в Донбасс
ООН отреагировала на прекращение поставок электроэнергии в Донбасс 126

В организации требуют не подвергать местное население еще большим страданиям, т.к. они и так оказались в эпицентре боевых действий.

Эрдоган заявил, что Путин  немного поменял мнение по Сирии
Эрдоган заявил, что Путин "немного поменял мнение по Сирии" 135

По словам турецкого лидера, его российский коллега не считает себя "адвокатом Эрдогана".

Лукашенко и Порошенко посетят Чернобыль
Лукашенко и Порошенко посетят Чернобыль 155

После этого у глав государств запланированы переговоры в Беларуси.

Происшествия

В Киеве неизвестный расстрелял троих человек, опубликовано видео
В Киеве неизвестный расстрелял троих человек, опубликовано видео [видео, фото, обновляется] 65

В центральном районе столицы трое мужчин получили проникающие ранения из травматического пистолета, стрелявший скрылся.

В доме, где умерла женщина от отравления, отключили газ
В доме, где умерла женщина от отравления, отключили газ 510

"КП" в Украине" пообщалась с жителями дома по улице Кирилло-Мефодиевской, где на днях произошло ЧП.

На трассе в Лос-Анджелесе загорелись несколько легковушек и грузовик
На трассе в Лос-Анджелесе загорелись несколько легковушек и грузовик [фото, видео] 86

В результате аварии пострадали девять человек, некоторые находятся в критическом состоянии. Один человек скончался.

Общество

Google примет радикальные меры для борьбы с фейковыми новостями
Google примет радикальные меры для борьбы с фейковыми новостями 11

Из результатов поиска будут исключаться все фейковые новости с неясными источниками, а также содержащие в себе экстремистские высказывания.

Мусорная блокада Львова позади?
Мусорная блокада Львова позади? 36

Принимать отходы согласились 19 полигонов области, хотя ранее в помощи отказывали не только ближайшие соседи, но и крупные города практически по всей стране.

 Жидкий  бронежилет сделан из сот, но в них не мед
"Жидкий" бронежилет сделан из сот, но в них не мед 360

Школьник из Александрии разработал вариант "броника", в котором пули останавливает хитроумный гель.

Светская хроника и ТВ

Дмитрий Ступка стал отцом и опубликовал фото из роддома
Дмитрий Ступка стал отцом и опубликовал фото из роддома [фото] 962

А молодая мам - телеведущая Полина Логунова, описала свои ощущения и эмоции после родов. По ее словам - "чуть не сдохла".

Том Харди поймал мотоциклиста, который пытался сбежать с места ДТП
Том Харди поймал мотоциклиста, который пытался сбежать с места ДТП 228

Задержанный подозревается в угоне.

Оля Полякова:  Мне пишут в соцсетях ребята из Ровно - извиняются
Оля Полякова: "Мне пишут в соцсетях ребята из Ровно - извиняются" [видео] 1152 3

На следующий день после попытки срыва концерта, когда эмоции уже отхлынули, певица прокомментировала ситуацию "КП" в Украине".

Спорт

Штангист Дмитрий Чумак:  Допинг-контроль меня абсолютно не пугает
Штангист Дмитрий Чумак: "Допинг-контроль меня абсолютно не пугает" 99

Обладатель полного комплекта наград ЧЕ-2017 по тяжелой атлетике рассказал "КП" в Украине", сколько нужно работать, чтобы добиться успеха.

Панеттьери перед поединком Кличко ходит на бои без правил
Панеттьери перед поединком Кличко ходит на бои без правил 291

Уже в субботу американской актрисе предстоит поддерживать мужа у ринга на стадионе "Уэмбли".

У Ракицкого родилась Ярослава Ярославовна
У Ракицкого родилась Ярослава Ярославовна 411

Футболист донецкого "Шахтера" и сборной Украины впервые стал отцом