Александр БОЧКАРЕВ (5 ноября 2010)
«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

Первые машины «ЛК» (Лазарь Каганович) не отапливались.

На смену трамваю

Осенью 1935-го, через год после того, как Киев вновь стал столицей Украины, киевляне с удивлением наблюдали за странной машиной, движущейся на электромоторе, подобно трамваю, но не по рельсам. В городе открыли первый троллейбусный маршрут. 

Историки говорят, что первый троллейбус мог появиться в Киеве еще в 1914 году, на двадцать лет раньше, чем в Москве. Одна английская фирма предлагала городскому голове построить систему «безрельсовой электрической дороги». Она была в пять раз дешевле трамвая, поскольку не требовала укладки рельсов. Но грянула война, и запуск троллейбусов отложили. Работы начали лишь в 30-х годах. Нужно сказать, что к тому времени на Западе уже массово вводили в эксплуатацию этот вид городского транспорта, и, чтобы не отставать от «моды», руководство Киева постановило - убрать трамвай и заменить его троллейбусом. 

Правда, сделали это поспешно, руководствуясь принципом «сначала ломай, а потом думай». Трамвайные пути, соединяющие Европейскую площадь, Крещатик и железнодорожный вокзал, сняли, но троллейбус в срок не запустили, и киевляне почти год, чертыхаясь, вынуждены были покрывать это расстояние пешком. 

В феврале-марте 1935 года развернули подготовительные работы, и открытие первого троллейбусного маршрута назначили на ноябрь,  аккурат к годовщине Октябрьской революции. Первый маршрут провели от площади III Интернационала (сейчас - Европейская площадь) до площади Дзержинского (метро «Лыбедская»). Там же построили и первое депо.

«5 ноября в 17 часов состоялось торжественное открытие первого в Украине троллейбуса, - пишет один из авторов книги «Киевский троллейбус» Стефан Машкевич. - На трассу выпустили четыре машины. Они проходили маршрут за десять минут с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (сейчас - Саксаганского), Красный cтадион, угол Красноармейской и Зарудного (сейчас - Федорова), Владимирский базар, Красноармейская, 119. Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек, на другой день - 5096». 

«Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов», - писала газета «Бiльшовик» через несколько дней. 

Дальше едешь - больше платишь

По словам историков, первые киевские троллейбусы были далеки от совершенства. Они оказались неповоротливы, плохо слушались руля. Зимой в машине гуляли сквозняки и отсутствовало отопление. Зато в них практически не было «зайцев» - троллейбусы были маловместительны, число пассажиров четко регламентировалось: 45 мест (35 сидячих и 10 стоячих). Это облегчало задачу кондуктору, которому было несложно вычислить безбилетника. Чего не скажешь о его коллеге в трамвае - там в вагон набивалось более сотни пассажиров. Кстати, штрафы никто не платил. Если кондуктор обнаруживал «зайца», он обращался к милиционеру - служители закона тогда стояли чуть ли не на каждой остановке. 

Стоимость проезда в троллейбусе была значительно выше, чем в трамвае. 

- В 30-е годы цена зависела от количества остановок, - рассказывает начальник пресс-службы общественной организации «Киевляне за общественный транспорт» Ярослав Щербаков. - Короткие расстояния в несколько остановок на троллейбусе стоили дешевле, чем на трамвае. Но дальние обходились в несколько раз дороже. Например, проезд от Европейской площади до площади Дзержинского на трамвае стоил где-то 60 копеек, а на троллейбусе - 1 рубль 30 копеек! 

На некоторых предприятиях выдавали своим рабочим проездные, которые в 30-е годы больше походили на удостоверение личности с вклеенной фотографией и несколькими мокрыми печатями. Пассажиры, не имеющие проездных, предпочитали добираться на работу пешком - зачем деньги на проезд тратить?

До войны в Киеве успели построить три троллейбусные линии: площадь III Интернационала - площадь Дзержинского, железнодорожный вокзал - площадь Дзержинского и вокзал - площадь III Интернационала. Запуск последних двух затянулся ровно на два года. Работа над запуском новых маршрутов прервалась вместе с приходом в Киев фашистов в 1941 году. Движение троллейбусов возобновили 6 ноября 1944 года, ровно через год после освобождения Киева.

Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру!
Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру! 

 

 

Фото автора.

КСТАТИ

Сегодня в Киеве действует 43 троллейбусных маршрута, общая длина которых составляет 774 км. Перевозят пассажиров 403 машины, они базируются в 4 депо.

загрузка...
загрузка...

Политика

Пять вопросов о  компромате Онищенко
Пять вопросов о компромате Онищенко 269

Народный депутат начал обнародовать тайные записи с известными и влиятельными людьми, которые, по его словам, в будущем могут иметь серьезные политические последствия.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт