Александр БОЧКАРЕВ (5 ноября 2010)
«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

Первые машины «ЛК» (Лазарь Каганович) не отапливались.

На смену трамваю

Осенью 1935-го, через год после того, как Киев вновь стал столицей Украины, киевляне с удивлением наблюдали за странной машиной, движущейся на электромоторе, подобно трамваю, но не по рельсам. В городе открыли первый троллейбусный маршрут. 

Историки говорят, что первый троллейбус мог появиться в Киеве еще в 1914 году, на двадцать лет раньше, чем в Москве. Одна английская фирма предлагала городскому голове построить систему «безрельсовой электрической дороги». Она была в пять раз дешевле трамвая, поскольку не требовала укладки рельсов. Но грянула война, и запуск троллейбусов отложили. Работы начали лишь в 30-х годах. Нужно сказать, что к тому времени на Западе уже массово вводили в эксплуатацию этот вид городского транспорта, и, чтобы не отставать от «моды», руководство Киева постановило - убрать трамвай и заменить его троллейбусом. 

Правда, сделали это поспешно, руководствуясь принципом «сначала ломай, а потом думай». Трамвайные пути, соединяющие Европейскую площадь, Крещатик и железнодорожный вокзал, сняли, но троллейбус в срок не запустили, и киевляне почти год, чертыхаясь, вынуждены были покрывать это расстояние пешком. 

В феврале-марте 1935 года развернули подготовительные работы, и открытие первого троллейбусного маршрута назначили на ноябрь,  аккурат к годовщине Октябрьской революции. Первый маршрут провели от площади III Интернационала (сейчас - Европейская площадь) до площади Дзержинского (метро «Лыбедская»). Там же построили и первое депо.

«5 ноября в 17 часов состоялось торжественное открытие первого в Украине троллейбуса, - пишет один из авторов книги «Киевский троллейбус» Стефан Машкевич. - На трассу выпустили четыре машины. Они проходили маршрут за десять минут с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (сейчас - Саксаганского), Красный cтадион, угол Красноармейской и Зарудного (сейчас - Федорова), Владимирский базар, Красноармейская, 119. Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек, на другой день - 5096». 

«Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов», - писала газета «Бiльшовик» через несколько дней. 

Дальше едешь - больше платишь

По словам историков, первые киевские троллейбусы были далеки от совершенства. Они оказались неповоротливы, плохо слушались руля. Зимой в машине гуляли сквозняки и отсутствовало отопление. Зато в них практически не было «зайцев» - троллейбусы были маловместительны, число пассажиров четко регламентировалось: 45 мест (35 сидячих и 10 стоячих). Это облегчало задачу кондуктору, которому было несложно вычислить безбилетника. Чего не скажешь о его коллеге в трамвае - там в вагон набивалось более сотни пассажиров. Кстати, штрафы никто не платил. Если кондуктор обнаруживал «зайца», он обращался к милиционеру - служители закона тогда стояли чуть ли не на каждой остановке. 

Стоимость проезда в троллейбусе была значительно выше, чем в трамвае. 

- В 30-е годы цена зависела от количества остановок, - рассказывает начальник пресс-службы общественной организации «Киевляне за общественный транспорт» Ярослав Щербаков. - Короткие расстояния в несколько остановок на троллейбусе стоили дешевле, чем на трамвае. Но дальние обходились в несколько раз дороже. Например, проезд от Европейской площади до площади Дзержинского на трамвае стоил где-то 60 копеек, а на троллейбусе - 1 рубль 30 копеек! 

На некоторых предприятиях выдавали своим рабочим проездные, которые в 30-е годы больше походили на удостоверение личности с вклеенной фотографией и несколькими мокрыми печатями. Пассажиры, не имеющие проездных, предпочитали добираться на работу пешком - зачем деньги на проезд тратить?

До войны в Киеве успели построить три троллейбусные линии: площадь III Интернационала - площадь Дзержинского, железнодорожный вокзал - площадь Дзержинского и вокзал - площадь III Интернационала. Запуск последних двух затянулся ровно на два года. Работа над запуском новых маршрутов прервалась вместе с приходом в Киев фашистов в 1941 году. Движение троллейбусов возобновили 6 ноября 1944 года, ровно через год после освобождения Киева.

Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру!
Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру! 

 

 

Фото автора.

КСТАТИ

Сегодня в Киеве действует 43 троллейбусных маршрута, общая длина которых составляет 774 км. Перевозят пассажиров 403 машины, они базируются в 4 депо.

Политика

ГПУ сообщила о подозрении экс-заму Главы Администрации президента Юрию Чмырю
ГПУ сообщила о подозрении экс-заму Главы Администрации президента Юрию Чмырю 13

Чиновник подозревается в подделке и использовании документов, а также декларировании недостоверной информации.

 Порохоботы  и  мартыноботы  поливают грязью НАБУ – нардеп
"Порохоботы" и "мартыноботы" поливают грязью НАБУ – нардеп 59

В Украину прибыл Александр Лукашенко
В Украину прибыл Александр Лукашенко 181

Все переговоры запланированы на завтра.

Происшествия

Индией играл на гитаре, пока хирурги семь часов делали ему операцию на мозге
Индией играл на гитаре, пока хирурги семь часов делали ему операцию на мозге [видео] 227

Медики сами попросили пациента играть на гитаре чтобы контролировать его состояние и результативность хирургических манипуляций.

В Испании убили россиянку и подожгли квартиру с ее телом
В Испании убили россиянку и подожгли квартиру с ее телом 403

Женщина проживала в Валенсии. У нее остался маленький сын.

В Запорожье начались обыски на  Мотор Сичи
В Запорожье начались обыски на "Мотор Сичи" 673 1

Правоохранители также работают в помещениях "Мотор Банка".

Экономика

Последствия вируса "PetyaA": от программы M.E.Doc отказалось Госказначейство 247

Что ждать Украине от сотрудничества с Беларусью
Что ждать Украине от сотрудничества с Беларусью 535

Мы покупаем у соседей втрое больше, чем продаем, и в ближайшем будущем ситуация не изменится.

Мир пугают новым экономическим кризисом
Мир пугают новым экономическим кризисом 932

На этот раз проблемы могут прийти из Китая.

Общество

У матросов нет вопросов. У студентов - их полно
У матросов нет вопросов. У студентов - их полно 311

Как решить некоторые проблемы, с которыми столкнулись абитуриенты-2017, "КП" в Украине" рассказал директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Олег ШАРОВ.

Без донорского сердца не дожила бы до пятилетия
Без донорского сердца не дожила бы до пятилетия 150

Индийские медики провели уникальную операцию по пересадке донорского "мотора" четырехлетней Насте.

Советы женщинам: отличаем пикапера от нормального мужика
Советы женщинам: отличаем пикапера от нормального мужика 331

Как быстро определить, подходит ли вам новоявленный жених.

Светская хроника и ТВ

СМИ: солист Linkin Park совершил суицид
СМИ: солист Linkin Park совершил суицид 1208

По неподтвержденной информации вокалист легендарной рок-группы Честер Беннингтон повесился в своем доме в Лос-Анджелесе.

 Высоцкий прекрасно знал,с кем вась-вась, а с кем кусь-кусь
"Высоцкий прекрасно знал,с кем вась-вась, а с кем кусь-кусь" 645

Вспоминаем великого барда, которого не стало 37 лет назад -25 июля 1980-го.

В новом календаре Pirelli будут только темнокожие модели
В новом календаре Pirelli будут только темнокожие модели [фото] 228

Выпуск за 2017 год посвящен сказке "Алиса в стране чудес".

Спорт

Руни продает себя на вечеринке за 565 евро
Руни продает себя на вечеринке за 565 евро 105

Любому, кто заплатит, будет разрешено обнять Уэйна и пожать ему руку

ПСЖ дает за Неймара рекордные деньжищи
ПСЖ дает за Неймара рекордные деньжищи 242

Французский клуб готовится взорвать трансферный рынок, купив у "Барселоны" бразильского форварда

Срна:  Выходки болельщиков - проблема, которую не могут решить ни я, ни Ярмоленко
Срна: "Выходки болельщиков - проблема, которую не могут решить ни я, ни Ярмоленко" 348 1

Капитан донецкого "Шахтера" ответил на вопросы журналистов накануне матча против киевского "Динамо" в чемпионате Украины