Александр ФЕДЧЕНКО, Фото автора. (30 июня 2010)
Скоростной трамвай на тот свет

Скоростной трамвай на тот свет

Комментарии: 120

Если год назад большинство вопросов у специалистов были к креплениям, которые удерживают стальные брусья, сейчас опасения вызывают сами рельсы. И дело тут не в ржавчине, которая уже второй год их разъедает, а в самих рельсах, по которым киевляне должны быстро доехать из центра на Борщаговку.

Год назад «Комсомолка» уже проводила расследование по «гоночной линии» (см. сайт kp.ua). Результаты шокировали не только читателей, но и руководство страны. Мало того что технологии, по которым производили рельсы, не известны специалистам, так они еще и опасны для пассажиров! Проверяющие органы тут же запретили эксплуатацию и строительство такого пути. И что видим год спустя? Вячеслав Николаенко, главный государственный технический инспектор городского электротранспорта при МинЖКХ, который первым на всю страну заявил об опасности, - уволен. Отстранены от работы и те, кто не побоялся на страницах «КП» подтвердить слова инспектора. А сама линия по-прежнему строится с нарушениями всех правил и все равно готовится к запуску…

СТРОИТЕЛИ - ДАЛЬТОНИКИ?

- Каждый рельс имеет свою маркировку, по которой можно определить, к какому сорту он относится, - рассказывает Игорь Бучко, президент транспортной компании Trans Road Group, которая занимается исследованиями в области железнодорожных перевозок. - В зависимости от категории срез рельса окрашивают в разные цвета. К примеру, рельсы 1-го сорта обозначают зеленым. Такие кладут на линии для пассажирского потока поездов. Если на срезе красная краска, это - 2-й сорт, для дизельных перевозок, где скорость ниже. Ну и, наконец, синей маркировкой обозначают промышленный брак. Именно такие рельсы укладывали для нашего скоростного трамвая. В этом может убедиться каждый, кто способен отличить красный цвет от синего. 

Еще один показатель бракованных рельсов - их длина. Для скоростного трамвая укладывали рельсы марки Р-65, они выпускаются исключительно по 12 и 24 метра. Если рельс бракуется, его режут на 6-метровые куски, на срезе ставят синюю пометку и отправляют на промышленные предприятия. По ним ездят дрезины и товарные вагоны со скоростью не больше 15 км/час. Так вот на скоростном укладывают именно шестиметровые кусочки.

Можно ли поверить в то, что гоночный трамвай от центра на Борщаговку будет ходить по бракованным рельсам? А ведь руководство «Киевпастранса» обещало, что вагончики смогут разгоняться до 80 км/час. Выходит, сесть в такой трамвай - все равно что сыграть в русскую рулетку. Чтобы лично убедиться в этом, мы отправились на скоростную линию.

Все больше специалистов уверены, что скоростную линию на Борщаговку эксплуатировать нельзя.
Все больше специалистов уверены, что скоростную линию на Борщаговку эксплуатировать нельзя.

НАВАР НА АВАРИИ

Возле Воздухофлотского моста строительство линии обрывается, что позволяет каждому убедиться в правдивости слов экспертов. Срез рельсов окрашен в ярко-синюю краску, а сами они порезаны на кусочки не более 6 метров. Что же это: преступление против киевлян, непростительная халатность или желание заработать на человеческих жизнях?

Стоимость брака на порядок ниже качественных рельсов. И есть огромные сомнения, что подрядчик преследовал цель сэкономить денежки городского бюджета.

За объяснениями обращаемся к Леониду Збарскому, заместителю директора Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства. Кому как не специалистам знать все нюансы железнодорожного строительства.

- Эти рельсы не приспособлены для скоростной линии, а годятся исключительно для промышленного использования, - утверждает Леонид Збарский. - Так как это скоростная линия, рельсы должны быть сваренными между собой. Но по своей длине и конструкции они предназначены исключительно для сборки, а не для сварки. Для этого у них есть специальные отверстия для болтов, это значительно снижает их прочность.

Что может произойти, если по техническим рельсам будет гонять вагон с пассажирами? Очевидно - авария. Кто же в таком случае давал команду закупать брак? Неужели этот человек не думал ни о последствиях, ни об ответственности?

Впрочем, к нам в руки попали чертежи проекта скоростной линии. Как оказалось, даже в них есть масса несоответствий. В главном документе указано, якобы в строительстве применяются рельсы Р-65 согласно ГОСТу 8161-75. Простому человеку эти цифры ничего не скажут. Но стоило обратиться к специалистам, как стало известно: этот ГОСТ разработан в 1974 году и был отменен в нашей стране в 2004 году. На его место введен новый - ДСТУ 4344. Это четко прописано в Государственных строительных нормах «Трамвай и троллейбусные линии» от 2007 года.

СКОРОСТНАЯ ЛИНИЯ - ЭТО ФАЛЬСИФИКАТ

А теперь поговорим о креплениях «ИМЕТ», которые должны прочно удерживать рельсы на скоростной линии. Уже два года эта конструкция вызывает много споров у специалистов. «Комсомолка» сообщала, что сделаны эти крепления по невиданным доселе стандартам. Следовательно, никто не может сказать, насколько долго эти пружины смогут удерживать рельсы на одном месте. Можно ли исключить вероятность, что рано или поздно такое крепление не удержит рельс и трамвай пойдет под откос? Ведь согласно государственным строительным нормам линия скоростного трамвая должна быть температурно-напряженая. А значит, крепления должны быть сверхнадежными.

- Температурно-напряженный режим рельсов - это обязательное условие для строительства линий скоростного трамвая, - рассказывает техник со стажем Геннадий Боржевой. - Этот режим должен не дать рельсам смещаться.

Можно ли говорить о надежности, если речь идет о креплениях «ИМЕТ»? Ведь не иначе как год назад специалисты хором заявляли: на таких пружинах о температурно-напряженной линии можно только мечтать.

- Эти крепления - самый настоящий фальсификат, который к тому же может натворить беды в Киеве, - уверен Олег Бучко, президент транспортной компании Trans Road Group. - Могу со всей ответственностью заявить, что эти крепления рельсы не удержат! Но и это еще не все, их гарантийный срок всего лишь два года. Следовательно, когда трамвай поставят на рельсы, весь путь нужно будет заменить, ведь строительство уже идет больше двух лет.

 

Согласен с мнением своего коллеги и один из самых авторитетных транспортников страны Леонид Збарский. По мнению ученого, если администрация решится произвести запуск линии, катастрофа неизбежна.

- Крепление «ИМЕТ» - аналог разработки 70-х годов, - отметил Леонид Владимирович. - Оно давно снято с производства. Но предприятие «Механика», которое и поставляет на линию эти крепления, поступило недобросовестно. Там взяли английский патент 1973 года и получили патент украинский 2009 года. Причем даже картинки никто менять не стал. Просто перерисовали их один к одному. То, что эту конструкцию нельзя применять в таком виде, совершенно точно. Ведь по линии трамвай еще не ходил, а крепления уже разваливаются. А значит, рано или поздно рельс «выстрелит» и произойдет страшная авария. Когда это случится - сразу после запуска или через год, сказать трудно, но что это произойдет, я не сомневаюсь. 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Вячеслав НИКОЛАЕНКО, бывший главный государственный технический инспектор городского электротранспорта при Министерстве ЖКХ:

- Меня не только отстранили от должности, на мои замечания все махнули рукой. Проезжая мимо скоростной линии, я внимательно смотрю на стройку: нарушений не устраняли. Марафет, который сегодня наводят на скоростной линии, совершенно не касается технических условий рельсов. Если начать все переделывать, нужны громадные затраты. Возникает вопрос: а что же делали раньше?

ОТ РЕДАКЦИИ

Выходит, ситуация, о которой «Комсомолка» писала год назад, усугубилась. В таком случае возникает вопрос: за что же уволили Вячеслава Николаенко, главного государственного технического инспектора городского электротранспорта при МинЖКХ, который первым решился рассказать общественности о проблемах скоростного трамвая? Почему пострадал Николай Янковский, начальник центра механизации путевых работ Юго-Западной железной дороги? Специалист, который не побоялся рассказать на страницах нашей газеты о беспределе на стройке. Почему, если нарушения на линии столь явные, о них говорят шепотом? Ведь речь идет о человеческих жизнях!

 

Политика

Активистку Femen отпустили под личное обязательство
Активистку Femen отпустили под личное обязательство 433 5

Диаш с решением суда не согласна.

В СБУ рассказали о закрытом совещании Путина касательно Украины
В СБУ рассказали о закрытом совещании Путина касательно Украины 2586 8

В ведомстве предотвратили попытки российской стороны организовать акции протеста в Киеве под посольством Польши.

Активистке Femen грозит от двух до пяти лет за решеткой
Активистке Femen грозит от двух до пяти лет за решеткой 619 3

Девушке вручили уведомление о подозрении.

Происшествия

Авдеевка и Донецк остались без воды
Авдеевка и Донецк остались без воды 83

Из-за остановки работы Донецкой фильтровальной станции без воды также остались Ясиноватая, поселки Верхнеторецкое и Красный Партизан, а также села Васильевка и Крутая Балка.

После ядерного взрыва под Харьковом куры перестали нести яйца
После ядерного взрыва под Харьковом куры перестали нести яйца 866 1

Таким радикальным способом 45 лет назад в Украине попытались потушить пожар на газовой скважине.

Экс- беркутовца , который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц
Экс-"беркутовца", который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц 571 6

Сергея Лободу искали полтора года и задержали на выезде из Киева.

Экономика

Пять новшеств этого отопительного сезона
Пять новшеств этого отопительного сезона 962

Платить придется больше, а субсидии станут меньше.

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 1320 3

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 528 8

Нашу страну опередила Мексика.

Общество

Археологи нашли скифское золото во время раскопок в Полтавской области
Археологи нашли скифское золото во время раскопок в Полтавской области 1098

Среди уникальных находок - уцелевшие амфоры, датированные VI век до нашей эры.

В Санкт-Петербурге выпал град, похожий на снег
В Санкт-Петербурге выпал град, похожий на снег [фото] 1250 1

Зато есть что выложить в Инстаграм!

Что делать, чтобы сердце не болело
Что делать, чтобы сердце не болело 1623 3

О том, как оказать первую помощь при сердечных приступах, как изменить в жару рацион и почему у нас не пересаживают донорские сердца, рассказала кандидат медицинских наук, кардиолог института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М. Амосова Елена ГОГАЕВА.

Светская хроника и ТВ

Кристина Асмус и Гарик Харламов перестали скрывать  лицо дочки
Кристина Асмус и Гарик Харламов перестали скрывать лицо дочки [фото, видео]

До этих пор пара тщательно скрывала лицо малышки, снимая ее со спины или стороны.

Названы победители  Одесского кинофестиваля-2017
Названы победители Одесского кинофестиваля-2017 11

Лучшим украинским полнометражным фильмом стал Dixieland.

Пугачева в мини-юбке приехала на фестиваль Лаймы Вайкуле в Юрмале
Пугачева в мини-юбке приехала на фестиваль Лаймы Вайкуле в Юрмале [фото] 2173 5

Однако выступать певица не стала.

Спорт

 Динамо  обыграло  Шахтер  - не обошлось без заварушки
"Динамо" обыграло "Шахтер" - не обошлось без заварушки 1001 1

Подопечные Александра Хацкевича одержали победу во всеукраинском дерби в Харькове

Ольга Харлан стала трехкратной чемпионкой мира
Ольга Харлан стала трехкратной чемпионкой мира 298

Украинка выиграла чемпионат мира по фехтованию на саблях.

Украинские синхронистки заняли второе место на Чемпионате мира по водным видам спорта
Украинские синхронистки заняли второе место на Чемпионате мира по водным видам спорта 379 1

Спортсменки всего на 2,1 балла отстали от китаянок, которые взяли золото.