Сегодня 20 августа +23°C
Андрей ЛИТВИНЕНКО. (23 июня 2010)
Киев-Пассажирский: 140 лет спустя

Киев-Пассажирский: 140 лет спустя

ПЕРВЫЕ КОМНАТЫ ДЛЯ VIP-ПЕРСОН

В конце XIX ст. возникла необходимость в железнодорожном сообщении между Киевом и другими городами. Было принято решение выстроить в городе железнодорожный вокзал, который связал бы его с Курском и Одессой. Работы завершили в 1870 году.

Изначальный вариант вокзала соорудили по проекту архитектора Ивана Вишневского: двухэтажное здание из желтого кирпича, очень напоминавшее средневековый замок. Его длина составляла всего лишь 133 м (сейчас -

300 м), а протяженность платформы - 144 м (сейчас - 400 м). У парадного входа была предусмотрена площадка для экипажей. По обе стороны располагались рестораны и залы ожидания - одно помещение с деревянными лавками - для простых смертных и другое, просторное с мягкими диванами, - для, выражаясь современным языком, vip-персон. Дело в том, что после появления железнодорожной станции в Киев стали частенько наведываться августейшие особы, начиная с Александра II и заканчивая Николаем II. По этой же причине станция скоро получила телефонную связь.

Первый поезд прибыл 18 февраля 1870 года. Кстати, в то время между Курском, Одессой и Киевом курсировало лишь семь составов. Но больше их и не требовалось - станция принимала всего около 50 тыс. человек в год (сегодня эта цифра перешагнула за 1 млн пассажиров).

Кстати, тогда о такой штуке, как громкоговоритель, и речи быть не могло - по перрону метались специальные сотрудники - «зазывалы», выкрикивая что есть мочи наименование поезда и маршрут его следования. Кроме того, на станции был смонтирован звонок, дававший по очереди по три сигнала через определенные промежутки времени. Третий означал: состав трогается!

В августе 1877 года на вокзале вспыхнул сильнейший пожар. Спустя некоторое время здание восстановили, но поскольку планировалось расширять железнодорожное сообщение, было принято решение о реконструкции вокзала, так как он был уже маловат для возрастающей армии пассажиров.

ВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕЕЗД… НА 25 ЛЕТ

Занялись реконструкцией в 1899 году. За основу взяли проект петербургского архитектора Владимира Щуко, намеревавшегося сделать грандиозную перестройку здания вокзала в форме буквы «Н». В 1908 году, когда начали снос старого строения, станция временно перекочевала в деревянный дом, напоминавший барак. Еще недавно на этом месте, на улице Старовокзальной, находилась конечная остановка скоростного трамвая.

«Барак-вокзал» должен был принимать пассажиров в течение трех лет. Но затянувшейся реконструкции помешали Первая мировая война и революция. В итоге временное здание прослужило четверть века, а проект Щуко удалось воплотить в жизнь лишь в 2001 году. Именно тогда Центральный вокзал соединили пешеходным переходом с Южным, придав архитектурному ансамблю форму буквы «Н».

НАШ СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

К идее строительства нового вокзала возвратились лишь в 1927 году. Вариантов того, как он должен выглядеть, предлагалась масса - архитекторы слали свои проекты со всей страны. Чиновники остановились на идее киевлян Александра Вербицкого и Павла Алешина.

Началась одна из самых грандиозных на тот момент строек в СССР: ее стоимость составляла баснословную по тем временам сумму - 13 млн руб. И в 1932 году новый вокзал уже принимал первых пассажиров. С того времени архитектура здания практически не менялась.

Впрочем, долго новый вокзал не проработал - началась Великая Отечественная война. При взятии города немецкими войсками Киев-Пассажирский был частично разрушен. Фашисты, оккупировавшие город, пытались его отстроить и для разбора завалов привлекали добровольцев, которым в обмен на работы предлагали вкусно и сытно поесть. Желающих, говорят, было немало, но восстановить здание немцы не успели - Киев освободили советские войска, а сам вокзал отстроили лишь спустя 4 года после окончания войны.

В следующий раз за реконструкцию главных железнодорожных ворот Украины взялись вплотную только в 2001-м.

К ЕВРО-2012 - НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ И ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ

И вот теперь к Евро-2012 руководство «Укрзалізниці» разработало новый проект. Если его воплотят в жизнь, то буквально через несколько лет киевляне и гости города не узнают Киев-Пассажирский. В частности, здесь появятся еще один терминал, информационное табло, камеры видеонаблюдения и электронные справочники.

Таможенный  терминал, проект которого сейчас разрабатывают, должен будет обслуживать пассажиров, следующих в Москву. Он даст возможность пройти досмотр прямо на вокзале, чтобы не общаться с таможенниками среди ночи на хуторе Михайловском и в Брянске.

- Добавочный терминал разместится там, где находится здание почты (недалеко от входа в помещение Южного вокзала, со стороны улицы Урицкого. - Авт.), - объяснил «КП» начальник Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин. - Сейчас в этом месте разбирают старые помещения. Проект еще необходимо согласовать с таможенной и пограничной службами и лишь затем приступать к строительству. Планируется также перестелить покрытие на платформах и слегка их расширить.

Информационное табло заменят на более современное, на нескольких языках. А чтобы народ не томился часами в очередях за билетами, помещения оборудуют электронными справочниками, благодаря которым каждый сможет выбрать для себя маршрут, узнать стоимость билетов и наличие мест. Система будет централизованной, а информация - отображаться на табло в режиме реального времени.

Что касается видеонаблюдения, то его установят даже в тамбурах поездов.

А вот со вторым выходом со станции метро «Вокзальная» опять придется подождать. Хотя сдать его обещали еще лет 20 назад, сроки снова перенесли - на 2015-й. Причина - реконструкция площади возле центрального выхода. Именно там и будет второй спуск в подземку.

КОМПЕТЕНТНО

Михаил Кальницкий, историк:

- На самом деле можно считать, что вокзал впервые открыли в 1869 году. Тогда через Киев проезжал царский поезд с Александром II. Станция была готова не полностью и простых пассажиров не принимала. Но для государя сделали исключение - здание временно открыли, чтобы Александр разместился в специальных апартаментах. Полноценно же функционировать вокзал начал только спустя год.

Политика

Розенблату продлили арест до 17 октября
Розенблату продлили арест до 17 октября 174

Народному депутату Бориславу Розенблату, которого подозревают в получении взятки в размере 280 тысяч долларов, продлили меру пресечения до 17 октября.

Арестованы трое чиновников  Укрзализныци
Арестованы трое чиновников "Укрзализныци" 495 2

Соломенский районный суд Киева отправил под домашний арест трех чиновников "Укрзализныци", подозреваемых в злоупотреблении служебными полномочиями.

Волкер встретится с представителем РФ, возможно – с Сурковым
Волкер встретится с представителем РФ, возможно – с Сурковым 513 2

Встреча намечена на 21 августа. Политики обсудят украинско-российские отношения.

Экономика

Глуховчане готовят массовый протест из-за подорожания воды на 25% 556 4

В Глухове готовится общегородская массовая акция протеста против поднятия цены на воду на 25%.

Передача ООО  Энергия и Газ Украина  и ПАО  Одесский НПЗ  Фонду госимущества - незаконная
Передача ООО "Энергия и Газ Украина" и ПАО "Одесский НПЗ" Фонду госимущества - незаконная 291 2

Распоряжение Кабинета Министров Украины о передаче имущества ООО "Энергия и Газ Украина" и ПАО "Одесский НПЗ" в ведение Фонда госимущества Украины является незаконным, считают на предприятиях.

Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной
Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной 1234

Там пояснили, что эта валюта не пользуется спросом в местном сегменте рынка.

Общество

Украинский КОРД провел совместные учения с ФБР
Украинский КОРД провел совместные учения с ФБР 85

В тренировках приняли участие 27 взрывотехников и 10 сотрудников спецподразделения.

Украинские пограничники перешли на усиленный режим работы
Украинские пограничники перешли на усиленный режим работы 244

Правоохранительные ведомства готовятся ко Дню независимости.

Япония научилась получать электроэнергию при помощи подводных течений
Япония научилась получать электроэнергию при помощи подводных течений 344

Система показала себя успешно во время испытаний.

Светская хроника и ТВ

Скончался польский писатель Януш Гловацкий
Скончался польский писатель Януш Гловацкий 167

Причины смерти пока неизвестны.

Koktebel Jazz Festival 2017: Зубы Кашпировского, король балканского танцпола и древнее горловое пение
Koktebel Jazz Festival 2017: Зубы Кашпировского, король балканского танцпола и древнее горловое пение [видео] 191 3

"КП в Украине" изучила лайн-ап юбилейного, пятнадцатого по счету Koktebel Jazz Festival, который пройдет в Черноморске с 24 по 27 августа и определилась, ради чего точно нужно ехать в этом году на фестиваль.

Умер  американский писатель и комик Дик Грегори
Умер американский писатель и комик Дик Грегори 293

Дику Грегори было 84 года. Причина его смерти пока не называется.

Спорт

Гвоздик одержал очередную победу нокаутом
Гвоздик одержал очередную победу нокаутом [видео] 507

Теперь украинец может претендовать на поединок с Андре Уордом.

Джошуа:  Отказ Кличко от реванша стал большим разочарованием
Джошуа: "Отказ Кличко от реванша стал большим разочарованием" 475 2

Чемпион мира по версиям IBF, WBA и IBO в супертяжелом весе, британский боксер Энтони Джошуа прокомментировал решение Владимира Кличко отказаться от повторного боя.

Свитолина в погоне за миллионами беременной Уильямс
Свитолина в погоне за миллионами беременной Уильямс 1020

Большой теннис - большие деньги. Приятно, что их вместе с титулами регулярно выигрывает первая ракетка Украины. Считаем вместе!