Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Итоги вступительной кампании-2009: С какими проблемами столкнулись абитуриенты и вузы?

Итоги вступительной кампании-2009: С какими проблемами столкнулись абитуриенты и вузы?
Фото: В этом году абитуриенты и их родители брали приемные комиссии штурмом.

Правда, с началом приема документов поставленная Минобразования благородная цель несколько поблекла под напором проблем, с которыми пришлось столкнуться выпускникам школ и их родителям. Одну из таких историй мы услышали во время круглого стола по итогам нынешней вступительной кампании, который прошел в редакции «Комсомольской правды» в Украине». 

Выпускница одной из киевских школ Катерина Марчишак в течение 11 лет учебы была в числе отличниц. Кроме того, девочка принимала участие в олимпиадах и даже занимала призовые места. Правда, в последний год учебы, узнав о предстоящих нововведениях, родители решили сконцентрировать старания ребенка исключительно на получении знаний… по трем направлениям. Именно по этим предметам весной Марина проходила тестирование. Как результат - 594 балла в общем.

Документы решили подавать в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, а именно - на факультет международных отношений. Пожалуй, наиболее труднодоступный факультет в Украине.

- Когда принесли документы, я был уверен, что с такими баллами ребенок должен пройти, - рассказал Василий Марчишак, отец Екатерины. - Сначала мы были на 7-м месте.

После того как и другие абитуриенты стали приносить свои документы, ситуация менялась на глазах - 15-е, 20-е и, наконец, 73-е место.

- Когда я начал общаться с другими родителями, то узнал, что некоторые дети, набрав по 600 баллов, тоже не проходили,- рассказал Василий Павлович. Растерявшись, родители кинулись с копиями на другие факультеты.

- Право, экономика… Ситуация нас вынудила подавать документы куда возьмут, а не куда хочешь, - добавил отец абитуриентки.

Зафиксированный рекорд этого года - один из абитуриентов ухитрился подать документы в 61 вуз. То есть, если посчитать срок приема документов, получается, что он каждый день приносил копии как минимум в три учебных заведения. Ведь по нынешним правилам количество вузов, в которые можно подать документы, не ограничивалось.

Но искать счастья на других факультетах абитуриентов заставил не столько предстоящий отбор, сколько оставшееся количество мест. Еще с самого начала вступительной кампании бюджетные места на престижных факультетах забронировали льготники и победители олимпиад.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - ЛЬГОТНИКИ

Сергей Бондаренко:

- Я считаю, что предоставить равный доступ к образованию всем абитуриентам нам удалось. Но при этом мы столкнулись с определенными проблемами. В этом году, судя по копиям документов, было действительно большое количество льготников. Чтобы избежать фальсификаций, мы попросили руководителей приемных комиссий тщательно проверять документы, особенно медицинские справки.

Владимир Тимофеев:

- Если говорить о равном доступе, то в первую очередь это проблема с льготниками. Из-за нее сужаются возможности для некоторых категорий абитуриентов, особенно на специальности, которые пользуются спросом. Хотя в КПИ традиционно на первом месте направления, так или иначе связанные с информационными технологиями. На мой взгляд, единственная льгота, которая может быть при поступлении, - это наличие знаний.

Инна Совсун:

- Наша организация уже третий год проводит наблюдение за вступительной кампанией. Мы были первыми, кто заговорил о проблеме льготников. По моему мнению, этот вопрос нужно решать полной отменой всех льгот. Потому что высшее образование не является социальной помощью. Если ребенок талантлив, то он поступит.

Что же касается этого года, мы обратились к министру образования и науки с просьбой, чтобы вузы публиковали списки людей, которые рекомендованы к зачислению. Если ребенок поступает по льготе - обязательно указывать дату выдачи справки. Потому что это поможет выявить фальсификации.

Борис Жебровский:

- К слову, мошенничества со льготами были и раньше. Три года назад в Одессе мы нашли 8 здравствующих родителей, которые дали справки о том, что их нет в живых, ради поступления своих детей. Вот до чего мы доводим такой системой льгот - это же предел морального падения.

Еще  хочу вспомнить историю после трагедии на шахте Засядько. Я был в составе правительственной комиссии от Минобразования. К нам приходили семьи погибших шахтеров, и, конечно, поднимались вопросы, связанные с детьми. Тогда предлагалось в перечень выплат записывать и расходы на обучение детей. Сначала предложение поддержали все, кто там был, начиная от Звягильского и заканчивая службами Министерства социальной политики. Но потом приезжали другие комиссии… 

Сергей Бондаренко:

- Льготных категорий, к примеру, в 2007-м было более 12, а сейчас уже больше 20. С каждым годом их количество растет. И это проблема, связанная с нормами законодательства.

Я хочу также напомнить, что в этом году учебные заведения имели право повышать необходимый минимальный балл по сертификатам на профильный предмет. И у ректоров, которые этим воспользовались, было меньше проблем с льготниками.

Есть два пути решения этой проблемы. Первый - пытаться на законодательном уровне вносить какие-то изменения. Второй - вводить квоты для льготников на места госзаказа.

Владимир Тимофеев:

- Мы в нашем вузе установили лимит, чтобы в одном из сертификатов по физике или математике балл был не ниже чем 150. Это немного сняло напряженность. Но, на мой взгляд, проблема в другом - мы должны вообще пересмотреть систему отбора.

ТЕСТИРОВАНИЕ РАЗРУШАЕТ СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Владимир Тимофеев:

- Ситуация, которая сейчас сложилась, не учитывает неких системных изменений в украинском образовании. Разрушается связь между школой и вузом. Что такое физтеховское образование? Это отбор талантливой молодежи. Основы этого образования закладываются еще в школе. Ведь речь идет не только о поступлении, но и о том, чтобы стать инженером, специалистом. Мы же не враги себе и не возьмем человека, который не обладает минимальной суммой знаний.

При поступлении должен быть комплексный показатель, который бы определял уровень будущего студента. Должны быть расширенные критерии - нужно учитывать умения, знания, творческие способности, предварительные достижения. Тогда будет создана равноправная возможность при поступлении. Сейчас получается, что тесты - это единственный критерий.

Борис Жебровский:

- А какой смысл в выпускных экзаменах в школе, когда оценка за экзамен не влияет на оценку в аттестате? Я уже не говорю, что сам аттестат ни на что не влияет. Какой смысл сегодня учителю работать над собой? Зачем? Вот программа, учебник и тесты. И что делать учителю, по предмету которого тесты не сдают? Поэтому учитывать средний балл аттестата при поступлении просто необходимо. Иначе не останется никакого стимула для учебы в школе. Конечно, надо вводить средний балл аттестата, как плюс пересчитывается балл школьный в балл вступительного вуза.

Инна Совсун:

- Что касается среднего балла аттестата и олимпиадников... На самом деле среди этой категории, конечно, есть талантливые дети. Но вопрос в том, насколько мы можем доверять результатам олимпиад, особенно на районном, областном уровне. То же касается и среднего балла аттестата. В разных школах существуют разные требования к оценкам. Но прежде чем возвращать важность аттестату, необходимо менять сознание людей, которые выставляют оценки, и сознание учеников, которые должны понять, что необоснованное повышение баллов уменьшает их шансы на поступление.

Борис Жебровский:

- Нигде в мире нет такой системы, которая бы ставила 100-процентным условием приема в вуз наличие сертификата, и все. Это наше изобретение под предлогом борьбы с коррупцией. Ближе всего Япония - у них есть прием в 2 тура: сначала тестирование, потом экзамен в вузе. В США, к примеру, только 20% мест выделяют для сертификатов. Кроме того, смотрят на личность. В Америке абитуриент должен написать эссе, к примеру: почему ты идешь в КПИ, что ты сделаешь для вуза, рассказать о себе, где учился, где победил, подать рекомендации, которые дали учителя. Но мы хотели сделать все очень быстро.  

ПЕРВАЯ СЕССИЯ ПОКАЖЕТ РЕАЛЬНУЮ КАРТИНУ

Инна Совсун:

- На самом деле есть еще много вопросов, как будет проходить зачисление. Поскольку не прописаны четкие механизмы. В прошлом году мы зафиксировали случай, когда в победители рейтинга попал не тот ребенок, который шел следующим по списку, а тот, кто был на несколько позиций ниже.  

Сергей Бондаренко:

- Конечно, механизм продвижения рейтинга должен прописываться в правилах учебного заведения. Потому что большую часть вопросов, в том числе этот, должна решать приемная комиссия. Не нужно ждать от министерства на каждый случай разъяснений.

Борис Жебровский:

- Надо что-то решать и с заочниками. Они не могут идти по общей схеме. Например, я работаю 5 лет в какой-то отрасли. Фирма дает деньги и направляет меня на учебу в вуз. Почему я должен отправлять такого абитуриента на тестирование по программе, которую он в школе не проходил? А если речь идет о частном вузе, то это вообще бессмысленно! Какая коррупция в частном вузе, там все платное!

Владимир Тимофеев:

- К слову, до введения тестирования у нас работала развитая система довузовского образования. Кроме прочего она давала возможность ученикам заочно с нами сотрудничать. Студент из сельской местности имел такую же возможность получить нужную для поступления подготовку, как и его сверстник, живущий в городе. Но это был наш студент - найденный, выращенный, проверенный. Мы знали, что это наш контингент, который целенаправленно шел в КПИ.

На самом деле уже первая - вторая сессии покажут истинный уровень подготовки нынешних абитуриентов. По статистике, на каждой сессии мы отчисляем примерно 10% студентов, не важно, контрактник он или льготник. Люди, которые целенаправленно шли в КПИ, как правило, учатся лучше, чем те, кто попал случайно.

«МИНИСТЕРСТВО ВЫНУЖДЕНО МЕНЯТЬ УСЛОВИЯ ПРИЕМА В ВУЗЫ КАЖДЫЙ ГОД»

Катерину Марчишак уже можно поздравить. После гонки по комиссиям она через несколько недель получит свой студенческий билет, причем именно того факультета, о котором мечтала.

- Но что ожидает моего младшего ребенка? - беспокоится отец студентки. - Какие будут правила поступления в будущем - никто не знает.

По мнению родителя, вопрос поступления в вузы требует тщательной доработки и обсуждения на самом высоком уровне. Он считает, что правила не должны меняться каждый год.

- Пора принять единые правила, которые не будут меняться каждый год, - считает Марчишак. - Ведь никто не застрахован, что проблемы нынешней кампании не повторятся и в следующем году.

Так к чему же готовиться абитуриентам-2010? Этот вопрос мы задали представителю Министерства образования.

Сергей Бондаренко:

- Недостатки в этой вступительной кампании есть, но они будут учтены. Нужны изменения в законодательной базе, в частности в законе о высшем образовании. Сейчас этот законопроект проходит согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Хочу добавить, что общество в целом позитивно восприняло поступление в вузы по результатам внешнего независимого оценивания. Право поступать по сертификатам получили почти 400 тысяч абитуриентов. Большим плюсом стала открытость вступительной кампании. Об этом свидетельствует информационная система «Конкурс», где абитуриент видит свое место в общем рейтинге. Она стала настолько популярной, что этот интернет-ресурс посетили более 30,1 млн пользователей из более чем 60 стран мира. Но пока она сейчас действует для высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации.

Что касается минимального балла. Ведутся дискуссии, что такое 124 балла - это 3 с минусом или 2 с плюсом. Способен ли такой абитуриент учиться в вузе? Будущее покажет, но место при поступлении он забирает уже сейчас.

Мы ожидаем, что уже осенью будут утверждены условия приема на следующий год. И постараемся максимально, в рамках нормативной базы, учесть все проблемы, с которыми столкнулись в этом году абитуриенты, их родители, а также приемные комиссии. Однако надеюсь, что в недалеком будущем правила поступления будут меняться не каждый год, а хотя бы раз в 5 лет.

РЕЙТИНГ

Самые популярные специальности среди абитуриентов в 2009 году*

  •  Экономика
  •  Право
  •  Международные отношения
  •  Международная экономика
  •  Иностранные языки
  •  Транспортные технологии
  •  Строительство
  •  Инженерно-технические специальности
  •  Специалисты по энергетике

* По данным Министерства образования и науки Украины.

СПРАВКА «КП»

Согласно правилам этого года при поступлении в вуз выпускники школ не сдавали вступительных экзаменов. А главным условием для зачисления в ряды студентов являлось наличие сертификата с необходимым количеством баллов по профильным предметам. Минимальное количество баллов - 124. Максимум - 200. По итогам конкурса сертификатов приемная комиссия отбирала студентов.

КОММЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА

Что делать школьным учителям в связи с новыми подходами при поступлении в вузы?

Этот вопрос мы задали Надежде Паламарчук, учителю украинского языка и литературы киевской школы:

- Еще месяц назад после всех этих тестов и условий приема документов я просто не знала, что буду говорить детям 1 сентября. Нужно учиться или нет? Конечно, тесты - это очень хорошо, и это реальная возможность для поступления. Но нужно обязательно учитывать средний балл аттестата. Потому что школа в этом процессе оказалась просто лишней. А дети это хорошо чувствуют и ориентируются только на те три предмета, которые надо будет сдавать при тестировании.

МНЕНИЕ

«Тот, кто говорит, что тестирование победило коррупцию, - обманывает»

- Непрофессионально утверждать, что независимое внешнее тестирование - крупнейшая реформа в образовании, - говорит Борис Жебровский. - Это могут говорить лишь политики. Но любой человек, работающий в образовании, понимает, что это всего форма оценивания знаний.

Несправедливо, что у нас только один герой или антигерой - им оказался нынешний министр образования. Ведь этот процесс идеологически начинал еще Василий Кремень (министр образования 1999-2005 гг. - Ред.). Нечестно говорить, что внешнее тестирование победило коррупцию в вузах. Коррупция - это криминал и госвласть. А у нас - это банальное взяточничество, которое было, есть и будет. И тот, кто говорит, что тестирование победило коррупцию, - просто поступает нечестно.

И еще одно самое важное «не» - недемократично завершать реформу, не обсудив ее. Почему бы президенту не собрать всех бывших министров образования, начиная с Таланчука, который делал первые попытки тестирования в Украине в начале 90-х, а также Згуровского, Зайчука, Кременя, Николаенко, Вакарчука. Я уверен: у любого из этих министров  есть что сказать. 

КСТАТИ

Водители и охранники более востребованы, чем юристы и экономисты

В погоне за высшим образованием абитуриенты не задумываются о соответствии получаемой специальности требованиям рынка труда. Главное - диплом, а остальное приложится. Между тем в Украине уже возник переизбыток дипломированных специалистов по некоторым направлениям.

- Частично эта точка зрения справедлива. На рынке труда действительно слишком много юристов, экономистов и бухгалтеров, - подтвердили «КП» в Украине» сотрудники Государственного центра занятости. - Хотя грамотные специалисты в этих сферах востребованы всегда. 

По данным Министерства труда, несмотря на кризис, предложений работы хватает. Причем рабочие более востребованы, чем служащие. К примеру, еще весной спрос на водителей был в два раза выше, чем на экономистов. А еще нужны продавцы, трактористы, охранники и слесари. То есть профессии, где диплом о высшем образовании не требуется. (Что предлагают дипломированным специалистам и уровень зарплат - смотри в таблице.) 

Студентам же украинских вузов сотрудники Государственного центра занятости советуют во время учебы ставить цель получить не только диплом, но и знания.