Артем АНИСЬКИН, Никита КРАСНИКОВ, Евгений БЕЛИКОВ, Виктор БАРАНЕЦ. (9 декабря 2008)
Когда заплачет «Веселый Роджер»?

Когда заплачет «Веселый Роджер»?

Комментарии: 2
«Дети капитана Флинта» не скрывают, чьи традиции они продолжают сегодня.

В ХХ веке о пиратстве почти забыли. Даже популярный советский фильм на эту тему воспринимался больше как экранный вымысел, а не как сюжет, имеющий отношение к реальной проблеме. И вот подишь ты, в третьем тысячелетии призрак Флинта вновь обрел плоть. Только теперь морские бандюганы гоняются не за купеческими шхунами в карибских водах, а оседлали стратегические торговые коммуникации у берегов Сомали. И, похоже, взяли за горло те страны, что привыкли считать себя владычицами морей.

Украинская «Фаина» с танками, гигантский саудовский супертанкер, круизный лайнер - вот яркие эпизоды из «трудовой биографии» сомалийских пиратов. А вчера они атаковали очередную жертву - датский контейнеровоз. Причем уже не у своего побережья, а в водах Танзании!

Обнаглели? Да! А кто бы на их месте не обнаглел? Безнаказанность полнейшая! Мировые державы посылают в Аденский залив эскадры кораблей, но не для того, чтобы раз и навсегда разорить пиратские гнезда на сомалийском побережье. Вот если корсары нападут на очередное беззащитное судно, то тогда отбиваться можно. А сверх того ни-ни.

Значит ли это, что современная цивилизация не знает, как бороться с древнейшей напастью? «КП» обратилась с этим вопросом к экспертам.

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА

Андрей МАНОЙЛО, профессор кафедры международных отношений Дипакадемии МИД РФ: «Это отлаженный бизнес»

- В понедельник, 8 декабря, в районе побережья Сомали началась антипиратская операция стран Евросоюза под кодовым названием «Atalanta». Ее цель - обеспечение безопасности гуманитарных грузов. Это хоть какая-то демонстрация воли мирового сообщества (и то - не всего) прижучить морских бандитов. Но любая военная акция имеет свое начало и конец - флот уйдет, а флибустьеры снова активизируются. В международном правовом поле масштабная борьба с пиратством почти никак не оформлена. Есть, конечно, решение Совбеза ООН о преследовании пиратов в территориальных водах Сомали, но это - борьба с последствиями.  

Пиратство в Сомали давно превратилось в отлаженный бизнес. Здесь крутятся деньги, контролируемые влиятельными мафиозными кланами и некоторыми местными политиками. Прежде всего нужно перекрывать источники финансирования.  

КОММЕНТАРИЙ ПОСЛА

Посол Сомали в России Мохаммед Мохамуд ХАНДУЛЕ: «За ними кто-то стоит»

- Господин посол, как власти Сомали могут помочь антипиратской кампании?

- У Сомали две проблемы - отсутствие береговой охраны и санкции ООН, которые были наложены на нас во время гражданской войны. Они ограничивают поставки оружия правительству. Но это не означает, что мы бессильны. Мы можем предоставлять определенную информацию, арестовывать бандитов. Мы в конце концов разрешаем иностранным военным кораблям находиться в наших водах. 

- У пиратов есть какой-то координирующий орган?

- Есть подозрение, что пираты - не более чем наемники. А с выкупа им платят «зарплату». Кто платит - вопрос открытый. Но то, что им кто-то дает наводки, допустим, это судно можно грабить, а это нельзя, - очевидно. Заметьте, корабли с сомалийским грузом никто не трогает. Наши кланы умеют беречь свое.

- А другим странам что делать?

- Объединяться, вести скоординированную политику. Формат может быть разным - ООН, Лига арабских государств...

- А на сухопутную операцию против пиратских баз вы согласились бы?

- А почему нет? Мне понравилось, как французы вызволяли свое судно. Приехали на берег с выкупом, отдали пиратам, тут их и накрыли. С поличным, что называется. Тех, кто оказывал сопротивление, - ликвидировали. Остальных отвезли к себе, во Францию, и там судят. Так тоже можно.

КСТАТИ

«Неустрашимому» идет подмога

К берегам Сомали для обеспечения безопасности морского судоходства готов отправиться отряд кораблей Тихоокеанского флота России во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов». В начале 2009 года моряки примут участие в совместных с ВМС Индии учениях «Индра-2009». А затем выдвинутся в район Африканского Рога. В Минобороны РФ уверены, что экипажи кораблей и морские пехотинцы ТОФ готовы к борьбе с морскими пиратами. 

МНЕНИЕ ВОЕННОГО

Александр ВОЕЙКОВ, капитан 1 ранга запаса, бывший командир подразделения боевых пловцов: «Надо создать антипиратский кооператив»

- Честно говоря, я с большим сарказмом наблюдаю за попытками мирового сообщества усмирить морских террористов. Попугать смогут, заставить все бросить и бежать - нет. 

Если вооруженные пираты захватили судно с грузом, то даже 10 боевых кораблей отбить его не смогут. Потопить попавший в плен танкер или сухогруз, конечно, можно. Но ведь там не только бандиты, а еще и экипаж, и груз!  

Военные моряки не обучены методам борьбы с пиратством - тут нужны спецкоманды, умеющие работать с суши, с моря и с воздуха. Необходимы международные силы быстрого реагирования с едиными региональными штабами, которые будут действовать под эгидой ООН. 

Борьбу с корсарами надо начинать уже на суше. Каждая лодка, каждый катер, уходящие в море, должны быть под контролем. Значит, нужна разведка, нужна авиация. А если пиратам удалось захватить судно, надо готовить спецоперацию с участием подводных пловцов, штурмовых групп. Наконец, КАЖДОЕ грузовое судно, входящее в опасный район, должно иметь на борту достаточную вооруженную охрану. Но судовладельцы экономят на этом. Вот и имеем то, что имеем.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт