Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Нас удерживали на борту судна без всякого закона"

Фото: Встреча после долгой разлуки.

Заложники беззакония

Эта история началась в октябре прошлого года. Тогда владелец судна Rhosus, ходившего под флагом Молдовы, кипрская компания Teto Shiping объявила себя банкротом, бросив корабль с опасным грузом и команду в порту Бейрута. С того момента моряки были предоставлены сами себе.

Поначалу судовладелец согласился отправить всех домой без замены экипажа. Но портовые власти отпустили только шестерых из десяти. Это были российские граждане, которые списались с корабля, так и не получив зарплату. На борту остались четверо украинцев: капитан, старший механик, третий механик и боцман. Хозяин фактически бросил судно и оставшийся экипаж. Он не давал денег на содержание команды и полностью лишил судно какой-либо связи: ни телефона, ни интернета. Родным приходилось только догадываться, что происходит с их любимыми и когда они смогут увидеть их снова. Припасов на корабле худо-бедно хватило до конца апреля, а после этого стало совсем тяжело. 

"Мало того что нам давно не платят зарплату, так еще и не отпускают с судна домой, - писали в поисках помощи моряки. - Документы эмиграционные власти у нас отобрали, а портовые власти поставили условия: "Отпустим с судна домой только после прибытия на судно замены", хотя прекрасно знают, что замены не будет. И неизвестно, сколько еще нас будут держать в заложниках. Морских профсоюзов здесь нет. А власти что хотят, то и творят. Без всякого закона удерживают нас на борту судна".

Моряки оказались в плену казуистики и жадности владельца судна. Их контракты к тому моменту уже истекли, и они могли спокойно ехать домой. Но ливанские законы не разрешают оставлять судно без минимума экипажа. Потому что в противном случае содержание арестованного судна становится заботой портовых властей, арестовавших судно. Чтобы украинцы могли уехать домой, владельцу нужно было нанять новый экипаж. 

"Этому экипажу нужно будет платить зарплату, - объясняли заложники причины происходящего. - Компания, естественно, нести расходы не хочет. Если с нами заключать контракт - то же самое: нужно платить деньги. Проще держать нас так: и без закона, и бесплатно..."

Освобождение - полдела

Письмо пришло в благотворительный Фонд "Ассоль", созданный при поддержке Сергея Тигипко в 2009 году.  

"Били во все колокола, куда только ни обращались в связи с этой ситуацией, - рассказывает член наблюдательного совета Фонда "Ассоль", член партии "Сильная Украина" Светлана Фабрикант. - За этот год были направлены десятки обращений в различные украинские и зарубежные министерства и организации с просьбой оказать содействие в немедленном спасении украинских граждан".

Первым делом морякам оказали материальную помощь: положили деньги на счет, чтобы они могли общаться по телефону с родными, с посольствами, адвокатами. И вот после нескольких месяцев активной работы - свершилось. Консульские сотрудники в Ливане добились, чтобы моряков отпустили домой. А "Ассоль" заставила судовладельца оплатить их перелет. Билеты на переезд из Киева в Одессу и Винницу Фонд купил сам. 

Одесские правозащитники точку в этой истории еще не ставят. Люди вернулись домой, но долг по зарплате им не закрыли. Фонд планирует помочь им в этой непростой борьбе. 

Наша справка 

Благотворительная организация Фонд "Ассоль" создана при поддержке народного депутата Сергея Тигипко. Больше пяти лет предоставляет помощь украинским морякам и членам их семей. С 2014 года поддерживает военнослужащих и временных переселенцев из зоны АТО и АР Крым. Дает бесплатные юридические консультации матерям и женам военнослужащих, отправленных в зону АТО. За все время организация помогла более 7 000 украинских граждан в 22 странах мира. 

Новости по теме: Ливия моряки обмен пленными