Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Старлей, выживший в бойне в харьковской военчасти: "Меня спасли бушлат и шапка"

Старлей, выживший в бойне в харьковской военчасти:
Фото: Старший лейтенант Олег Гурин.

Никогда прежде налетчики не пытались так откровенно грабить военных, да еще и с жертвами: один караульный погиб, двое ранены. Как такое могло произойти, мы разбирались со специалистами.

Старший лейтенант Олег Гурин и солдат Игорь Шило - герои разборки в воинской части А1451, которые дали отпор двум вооруженным до зубов бандитам, - все еще лежат в военном госпитале. У обоих ножевые ранения, к счастью, не особенно серьезные. О налете оба рассказывают четко и без лишних эмоций - словно начальству докладывают.

В 4.00 Гурин и Шило прошли внутрь караульного городка - разряжать автомат. Владимир Березюк закрывал дверь в караулку, видимо, в этот момент на него и напали.

- Только Игорь отстегнул магазин, мы услышали непонятный звук - будто потерли камень о камень. О том, что это нападение, даже мысли не было, но я все-таки пошел посмотреть, что происходит, - рассказывает старлей Гурин. - Открыл дверь, и тут на меня прыгнул экипированный человек с ножом…

Первый удар начальника караула смягчила шапка, многие другие - толстый бушлат. Нападавший повалил офицера, но тот вывернулся и достал из кобуры пистолет.

- Предупредил его, что буду стрелять, но он только яростнее замахал ножом, - продолжает Олег. - Выстрел в грудь на него не подействовал, поэтому пришлось стрелять в спину под бронежилетом. Через пять секунд он захрипел и стал утихать.

В это время солдат Шило уже скрутил второго нападавшего.

- Я увидел, что на командира прыгнули, и попытался ударить нападавшего прикладом, - подключается второй караульный. - Как вдруг на меня кинулся его подельник. Я и сам толком не понял, как оказался на нем сверху и выбил обрез… Жить ведь хочется, адреналин... Может, он еще и поскользнулся, и бронежилет веса добавил.

А когда старлей пригрозил бандиту оружием, если будет вырываться, тот процедил: "Мне все равно, добей меня!"

Под к конец драки в караулку на шум и выстрелы сбежались военные. Рядом нашли истекающего кровью Владимира Березюка. На затылке солдата насчитали пять ножевых ран, еще одна зияла в спине на уровне сердца.

Солдат Игорь Шило. 

- Березюка жалко. Веселый, добрый. После армии в Киев собирался, к отцу (у него собственное охранное агентство. - Прим. авт.), - вздыхает Игорь Шило. - Я не говорил о случившемся ни своим родителям, ни невесте, но они сами узнали... 

Прокуратура Харьковского гарнизона уже изучила ЧП и признала: военные действовали четко в соответствии с уставом.

Благодарим за помощь офицера регионального медиацентра Минобороны в Харькове подполковника Дмитрия Горбунова.

* Военные считают, что нападавшие прятались не на крыше караулки, а между ее задней стеной и забором.

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Как бандиты проникли на охраняемую территорию?

Из допросов выжившего налетчика - 41-летнего Сергея - уже известно, что с ним был его младший брат, 32-летний Константин. Сергей в прошлом военный, был уволен в 1993 году "за несоответствие". Кадровым спецназовцем, как изначально заявили в прокуратуре, он не был, но, по некоторой информации, участвовал в одном из вооруженных конфликтов в Чечне. У Константина за плечами военная кафедра в местной юракадемии. То есть никакого "боевого" опыта. Зато у него были бесценные знания: на военке он стажировался именно в части А1451 и прекрасно там ориентировался.

Братья тщательно подготовились к нападению на караулку. Одели легкие бронежилеты (в десять раз легче обычных), маски, бахилы на обувь. У них были рации, военные ножи и обрез охотничьего ружья с патронами. На территорию части пробрались около часа ночи через забор по алюминиевой лестнице, которую обмотали изолентой - чтобы не бликовала. Потом передвигались по "мертвым зонам" видео­наблюдения и засели за забором у задней стены караулки. В 2.00 они убедились, что военные действуют точно по секундам, и напали во время следующей смены караула - в 4.00.

Зачем им были нужны автоматы из части? 

То, что они не наткнулись ни на одного военного, наводит на мысль, что им кто-то помогал. Некий третий, скорее всего, координировал подельников по рации, следя за частью с крыши одной из ближайших высоток. Еще одна версия - третья рация была у водителя, который должен был увезти налетчиков. Но отставные военные и сотрудники милиции, с которыми мы обсуждали ЧП, сходятся в одном: несмотря на весь антураж, действовали налетчики точно не по-спецназовски.

- Бойцы спецподразделений не пошли бы на такую очевидную глупость: атаковать караулку, где точно будут военные с автоматами. Логичнее было бы попытаться  выкрасть оружие из подразделения, где солдаты вооружены только штык-ножами. Может, рассчитывали на внезапность, или еще и под кайфом были, - рассуждает отставной военный Андрей Гайсинский. - Из состава караула, когда товарищи пытались своих "грохнуть" и потом оружие перепродать - такое было. А чтобы посторонние - такие нападения еще никому не удавались..

Еще одна странность - то, что бандиты резню устроили. Сотрудников спецподразделений на тренировках учат действовать даже без ножа - просто душить противника.

А вот для чего им понадобилось оружие (а их целью были именно автоматы Калашникова, которые хранились в караулке), пока неясно. Скорее всего, полагает Гайсинский, готовили какое-то преступление - ведь сбыть автомат очень сложно. 

Куда смотрели часовые?

У части А1451 наши эксперты насчитали массу "слабых мест" с точки зрения налетчиков. Первая и главная - "мертвые зоны" для видеонаблюдения. Сейчас этот просчет уже устраняют, устанавливая дополнительные камеры.

- А где часовые, куда они смотрели? - вопрошает бывший десантник, попросивший не называть его имя. - Как бы там не был кто-то из самой части в "доле". В конце концов, откуда-то налетчики узнали о "мертвых зонах"...

Еще одна проблема - многоэтажки, чуть ли не упирающиеся в забор части с трех сторон.

- Это вообще нонсенс! На любую из этих высоток можно хоть снайпера посадить, хоть гранатометчика! - возмущаются отставные военные. - В идеале воинскую часть лучше спрятать где-то в лесу, специальную дорогу проложить, установить посты - чтобы никак нельзя было подойти незамеченным. А если это спецчасть, то даже минные поля стоят.