"Титаник" | "Коста Конкордия" | |
Год постройки | 1911-й. Крупнейший лайнер в мире на тот момент. | 2006-й. Входит в десятку крупнейших лайнеров мира. |
Длина/ширина/осадка/скорость | 269,1 м/28,19 м/10,54 м/25 узлов (46 км/час) | 290,20 м/35,50 м/8,20 м/ 19,6 узла (36 км/час) |
Водоизмещение | 52 310 т | 114 500 т |
Люди на борту | 2224 (пассажиры - 1316, экипаж - 908). Погибли 1513 | 4229 (пассажиры - 3206, экипаж - 1023). Погибли - 6 |
Капитан | Эдвард Джон Смит, 62 года. Стаж - 32 года, участник множества морских инцидентов. Отказался от эвакуации. Встретил смерть на капитанском мостике. | Франко Скеттино, 52 года. Стаж - 11 лет без нареканий. Покинул корабль одним из первых. Несмотря на требования спасателей, отказался вернуться на борт. |
Последний маршрут | Первый коммерческий рейс из Великобритании в Америку. Курс был проложен другими кораблями и был хорошо обкатан. | Стандартный круиз "7 ночей зимнего Средиземноморья". Судно ходило им 52 раза в год. |
Мистическое предзнаменование | Перед катастрофой вышла в свет книга Моргана Робертсона "Тщетность, или Гибель "Титана", где в точности до деталей была предсказана катастрофа "Титаника". | При спуске на воду традиционная бутылка шампанского не разбилась о борт. У моряков это считается очень плохой приметой. |
Катастрофа | 14 апреля 1912 года вечером судно на полной скорости столкнулось с айсбергом в Атлантике. Получив пробоину ниже ватерлинии, "Титаник" затонул через 2 часа 40 минут. | 13 января 2012 года вечером налетела на скалы в Средиземном море у берегов Италии. Получила пробоины по обоим бортам ниже ватерлинии и начала тонуть. Легла на правый бок в полузатопленном состоянии менее чем за три часа. |
Причина гибели | Человеческий фактор - несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан не снизил скорость и не изменил маршрут: хотел установить рекорд скорости. Слепая вера в современные технологии и совершенство судна, которое считалось непотопляемым. К этому добавились погодные факторы. | Человеческий фактор - капитан подвел судно слишком близко к берегу забавы ради. Слепая вера в современные технологии и совершенство судна, которое управлялось электроникой. Беспечность экипажа. |
Действия экипажа | Неслаженные. То, что корабль тонет, поняли не сразу. А когда осознали - старались скрыть от пассажиров. Многие поддались панике. Значительную часть команды составляли стюарды, которые не были обучены действиям в чрезвычайных ситуациях. Лишь немногие офицеры сохранили хладнокровие и сделали все для спасения людей. При адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Мужчины из экипажа сами занимали места в полупустых шлюпках, прикрывая свои интересы "благородными побуждениями" заботы о женщинах и детях. Кроме того, экипаж просто обрек на гибель пассажиров 3-го класса, заперев проходы с нижних палуб. Сигнал SOS был подан поздно. | Непрофессиональные. Интернациональная команда попросту растерялась. То, что судно гибнет, поняли не сразу, а когда экипаж осознал это, то еще долго скрывал от пассажиров. Людей загоняли в каюты, утверждая, что все под контролем. Многие стюарды и матросы бросились спасать свою жизнь, дрались за места в шлюпках. Пассажирам приходилось прыгать в воду и вплавь добираться до берега. Лишь часть матросов выполнила свой долг до конца. Сигнал SOS не был подан. |
Действия спасателей | Профессиональные. Сумели найти и подобрать всех, кто выжил. Но долго шли к месту трагедии из-за отдаленности от "Титаника". | Профессиональные. Снимали пассажиров с помощью судов и вертолетов. Быстро прибыли на место благодаря близости места крушения к берегу. |
Основные выводы | На основе многих сходных моментов в катастрофах специалисты предположили, что если бы несчастье застало "Конкордию", как и "Титаник", в холодном море и на значительном расстоянии от берега, а спасатели не подоспели бы вовремя, то количество жертв среди пассажиров было бы колоссальным. В процентном соотношении - гораздо больше, чем на "Титанике". |