Анна ВЕЛИГЖАНИНА,Сергей ЧЕРНЫХ ,Евгений САЗОНОВ (10 ноября 2011, 11:31)
Как падал Як-42 с  Локомотивом

Как падал Як-42 с "Локомотивом"

Комментарии: 9
Самолет упал через семь секунд после взлета. В этом аду выжил только один человек.

В конце прошлой недели Межгосударственный авиационный комитет завершил свое расследование катастрофы самолета с хоккейной командой "Локомотив". Трагедия случилась 7 сентября во время взлета с ярославского ­аэродрома. Погибли 44 человека из 45 находившихся на борту.

Ответственность расследователи возложили на экипаж: командира - 44-летнего Андрея Соломенцева и второго пилота - 49-летнего Игоря Жевелова. Что же творилось на борту перед катастрофой? Мы даем расшифровку самых важных мест переговоров летчиков с комментариями. 11:43:27 (время московское). Начало записи. Командир воздушного судна (далее в расшифровке - КВС) выполняет стандартные процедуры. Пилоты явно не напряжены - шутят, смеются. Не похоже, что они куда-то торопятся или их кто-то торопит. Обычный рейс.

11:51:32. 2П (второй пилот): Сколько тебе? Девять?

11:51:35. КВС: Восьмерку, наверное.

11:51:36. 2П: Восемь с половиной. (Ред.: экипаж выбирает взлетное положение стабилизатора на глазок, поскольку не знает точного веса воздушного судна - багаж не взвешивался перед посадкой.)

11:55:02. 2П: Справа впереди свободно, разрешение получено. (Ред.: второй пилот получает предварительное разрешение на взлет. Его слова подтверждают, что взлетная полоса и пространство над ней было свободно.)

11:57:06. 2П: Так, а че, поехали, на номинале взлетим, да? (Ред.: второй пилот и командир определяют, на каком режиме будут взлетать - на номинальном (режим полной нефорсированной тяги двигателей - обычно используется, когда самолет незагружен) или на взлетном (режим работы двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие). Также спорят, откуда начинать взлет - с дальнего края полосы или с места, где им ближе вырулить. Второй пилот предлагает дальний край, но командир говорит, что им там сложно будет развернуться. Взлетать будут с середины, "украв" у себя несколько сотен метров разбега.)

11:58:18. Второй пилот получает разрешение на взлет. Самолет выруливает на взлетную полосу.

11:58:36. Начало движения по взлетной полосе. До ее конца - около 2,5 км. При такой загрузке самолету хватило бы 1200 метров.

11:58:37. КВС: 74... 76.

11:58:40. Бортмеханик (далее - Б/м): 74... 76... Режим.

11:58:41. КВС: Время, фары.

11:58:42. Б/м: Фары, время.

11:58:42. КВС: Экипаж, взлетаем. Рубеж - 190. (Ред.: начало разбега. Командир напоминает взлетную скорость - 190 км/ч. На этой скорости должна была начать отрываться от земли передняя стойка. Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан прекратить взлет и начать торможение.)

11:58:44. Э (Ред.: в некоторых случаях не удалось установить, кто конкретно говорит, потому в спорных моментах мы будем обозначать говорящего буквой Э - экипаж): Надо рубеж 200...

11:58:46. КВС: Взлет 200. (Ред.: командир определяет взлетную скорость самолета как 200 километров в час. Во время расследования специалисты установили, что самолету с таким весом требовалось не менее 210 км/ч.)

11:58:48. Э: Раз... Два...

11:58:53. КВС: Три... Четыре... Пять... Номинал. (Ред.: отсчитываю секунды до выхода двигателя на номинальный режим.)

11:58:58. Б/м: На номинальном.

11:58:59. Б/м: Скорость растет. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190... (Ред.: бортмеханик сообщает о растущей скорости. До этого момента, несмотря на некоторые недочеты в работе экипажа, все идет нормально.)

11:59:21. На записи отчетливо слышен увеличивающийся шум от стука передней стойки шасси. Оно подпрыгивает, но не может оторваться от земли. Как установили специалисты, незадолго до этого появилась тормозящая сила - кто-то из пилотов случайно нажал на тормозные педали. Записи черных ящиков не дают ответа, кто и почему это сделал. По версии экспертов МАКа, могло случиться следующее: поскольку экипаж летал одновременно и на Як-40 и на Як-42, произошло перенесение негативного опыта управления с одного самолета на другой. По старой привычке кто-то из пилотов полностью положил ступни ног на педали - конструкция позволяет так делать Як-40. На Як-42 же так делать не рекомендуется, иначе при малейшем усилии начнется торможение. Возможно, это был второй пилот, который опять же, как следует из отчета МАКа, имел еще и пониженную чувствительность ног из-за серьезного заболевания, которое скрыл от медкомиссии (иначе бы ему навсегда закрыли путь в небо). Таким образом, происходило одновременно два взаимоисключающих действия - разгон самолета и торможение его.

11:59:24. Э: Поднимайте. (Ред.: пилоты сильнее тянут штурвал на себя, чтобы переднее шасси оторвалось от взлетки, однако, вопреки ожиданиям, этого не происходит.)

11:59:27. Б/м: 210. (Ред.: специалисты рассчитали, что именно эта скорость была идеальной для данной взлетной массы. Однако при ее достижении даже переднее шасси не отрывается из-за того, что одновременно с набором скорости происходит притормаживание основными шасси.)

11:59:28. КВС: Взлетный. (Ред.: до края полосы остается менее километра. Командир не понимает причину происходящего, но осознает, что ему не хватает длины разбега. Потому приказывает сменить режим с номинального на взлетный, то есть дать максимальную мощность двигателей. Вывод МАКа: если бы в этот момент КВС дал приказ прекратить взлет, то самолет хотя бы и выкатился за пределы полосы, однако остановился бы без особых последствий.)

11:59:31. Б/м: 220... 230. (Ред.: Як-42 обычно легко взлетает и на меньшей скорости. Однако до сих пор не оторвалось от бетонки даже переднее шасси. Продолжается борьба двигателя с тормозами.)

11:59:37. 2П: Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.

11:59:41. КВС: Взлетный! Взлетный!

11:59:41. Б/м: 250.

11:59:42. КВС: Взлетный! Стабилизатор!

11:59:45. Самолет выкатывается за пределы взлетной полосы.

11:59:47. Командир неожиданно отводит штурвал от себя, чем прижимает нос самолета к земле. Вероятно, он решает прекратить взлет. Бортмеханик, заметив это движение, самостоятельно переводит все двигатели на малый газ, чтобы самолету было легче остановиться. Скорость начинает падать.

11:59:47. 2П: Че ты делаешь-то?! (Ред.: по версии специалистов МАКа, эти слова второго пилота обращены к командиру. Вероятно, оба в этот момент понимают, что прекращение взлета приведет к сильным повреждениям самолета. А если они все-таки взлетят, то машина будет спасена. Пилоты выводят стабилизатор и рули высоты на максимальное положение, вдвое превышающее необходимое для взлета. С неимоверным усилием они начинают тянуть штурвал на себя. Впоследствии спецы установят, что к штурвалу нужно было приложить усилие не менее 65 килограммов.  Пилоты что есть силы упираются в пол. Возможно, один из них в это время уперся именно в тормозные педали, чем еще больше сбросил скорость.)

11:59:48. КВС: Взлетный!!!

11:59:49. 2П: На х... ты! (Ред.: второй пилот, увидев, что бортмеханик сбросил газ, кричит на него. Бортмеханик тут же снова дает максимальный газ на все три двигателя.)

11:59:52. Отрыв самолета от грунта - через 450 метров после окончания взлетной полосы. Вовсю ревет сигнал тревоги.

11:59:54. Тормоза больше не сдерживают самолет, и он резко взмывает вверх. Однако, едва достигнув высоты в 6 метров, "Як" начинает падать.

11:59:55. КВС: Б...!!!

11:59:56. 2П: Андрюха!!!

11:59:57. КВС: Все! П...!

11:59:59. Обрыв записи...

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Неправильно держали ноги на педалях? А как правильно?

- У меня есть профессиональные вопросы к Межгосударственному авиационному комитету, который проводил расследование, - сказал "КП" летчик-испытатель Владимир Герасимов. - МАК сделал вывод, что летчики неправильно держали ноги на педалях. Но ведь нигде не написано: а как правильно! Нет никаких методических рекомендаций, как держать ноги на педалях. Ни в одном официальном документе об этом не написано. Есть только в моей книге "Тайны авиакатастроф". Но это же книга, не официальный документ. А я предлагал методику разработать и всем разослать еще 20 лет тому назад. Не услышали.

Андрей Соломенцев понимал: происходит что-то не то. Но упорно пытался оторвать борт от земли.
Андрей Соломенцев понимал: происходит что-то не то. Но упорно пытался оторвать борт от земли.

Да, летчики допустили нарушение при начале разбега. Но в конце концов самолет оторвался, полетел. Почему же он упал?! Обратите внимание на фразу председателя комиссии Морозова, что у самолета начал "развиваться левый крен при полностью отклоненных элеронах вправо". Такого не может быть. Значит, была неуправляемость в поперечном канале самолета. Разве этот факт проверен? Вопросов много к комиссии, которая расследовала. Государство должно следить за безопасностью полетов! А государство в ельцинскую эпоху лихо передало эту функцию общественной международной организации - МАКу, которая никому не подчиняется. И для них почему-то в любой катастрофе виноваты погибшие летчики, а самолет - какая-то священная корова. Надо что-то кардинально менять. Если так будет всегда, то ничего у нас в лучшую сторону с безопасностью полетов не изменится.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Летчик виноват. Но он не виноват

По статистике, причина 90 процентов наших авиакатастроф - человеческий фактор. Остальные 10 - отказы техники. Третьего не дано.

Тенденция расследования авиапроисшествий и авиакатастроф с участием российских экипажей устойчива: если в авиакатастрофе летчики погибли, их во всем и обвинят. Ведь мертвые сраму не имут. Чудом выжили - к гадалке не ходи - расследование затянется. Случай с Як-42 в этом смысле классический. "Расследование проведено в рекордно короткие сроки!" - рапортует Межгосударственный авиационный комитет. Кто бы сомневался!

Вполне допускаю: в девяти случаях из десяти ЧП происходит из-за человеческих ошибок. Но системные сбои, приведшие к этой ошибке, затрагиваются в расследованиях либо вскользь, либо совсем не затрагиваются. Примеры? Их много.

Списали - и ты нищий

Недавно СМИ сообщили о том, что на рейсы регулярно выходил глуховатый пилот. Тот же командир погибшего под Ярославлем Як-42 ­потреблял лекарства, затормаживающие реакцию.

Так и есть. В России любой летчик будет делать все, чтобы пройти медкомиссию. Потому что, пока ты летаешь, у тебя приличный соцпакет и неплохая зарплата. Списали - все. Возможно, пристроят в аэропорту перебирать бумажки за 10 - 12 тысяч. Если повезет. Скорее вовсе - вышвырнут.

Летный аврал

В нормативных документах прописано все. Сколько часов летчик должен находиться в воздухе, сколько отдыхать... Но на них чихать хотели в сезон отпусков. Как вы понимаете, летом ни людей, ни самолетов больше не становится. А нагрузка вырастает вдвое.

"Вылет рейса в Турцию номер такой-то задерживается на три часа", - сообщает диктор в аэропорту. Очень часто это означает: тот же экипаж на том же самолете успел сгонять в Сочи. Он только приземлился, заправился - и в Анталию. О какой реакции в случае ЧП можно говорить, если люди проводят за штурвалом по 12 - 14 часов?

14 сентября 2008 года на подходе к Перми разбился "Боинг 737-500". Погибли 88 человек. Расследование выявило грубые нарушения в работе экипажа и потерю им пространственной ориентации. Одного не указали в заключение: перед последним рейсом командир воздушного судна без отдыха выполнил три аналогичных рейса.

Экономия

22 августа 2006 года Ту-154 летел из Анапы в Санкт-Петербург. Впереди был грозовой фронт. По инструкции его надо было либо обходить, либо возвращаться на ­аэродром. Но в нарушение всех директив командир экипажа решил перелететь непогоду по верху. На высоте в 11 000 метров и так неустойчивый "Ту" ушел в плоский штопор. Погибли 170 человек.

Почему первый пилот принял такое решение? Экономил горючку и зарабатывал себе премию.

Молчу уж об экономии авиакомпаниями на деталях, профилактических работах и множестве других способов финансовых сбережений.

Безропотность исполнителей

А чего сами летуны молчат? Потому, что на любого из них есть куча вполне официальных методов воздействия. Или на "плохие" рейсы переведут. Будешь возить людей не из Стокгольма, а из Душанбе. Или на переучивание не отправят: летаешь на Ту-134 - их скоро спишут, и останешься не у дел.

Есть десятки способов наказать бунтаря.

И не забывайте: "итальянская забастовка" применима не только к начальникам, но и к подчиненным. Однажды публично выразивший недовольство обнаружит, что медкомиссии он не проходит все чаще и выходит на рейс строго по нормативам.

Про беззубость профсоюзов молчу - это болезнь всей страны, а не только авиационной отрасли.

Тонкости образования

Большинство наших летчиков учились летать и работали на советских самолетах. Сегодня их производство сократилось в десятки раз. Российский авиапром скорее мертв, чем жив. Поэтому крупнейшие авиакомпании постепенно отказываются от "Ту", "Илов", "Яков" и "Анов", заменяя их на импортные самолеты (тоже, кстати, далеко не всегда новые). Но это совершенно разные машины! Начиная от глобальной компьютеризации (у нас-то все на тросиках и прочей механике, а у них пилот - скорее инженер, чем лихой ас, тонко чувствующий самолет), заканчивая прибором, показывающим уровень горизонта. Вы не представляете, какая проблема эта кажущаяся мелочь! У нас горизонт стоит ровно, а маленький самолетик на экране крыльями машет, а у "Боингов" и "Эрбасов" - строго наоборот. Даже к этой фигне пилоту с 30-летним стажем привыкнуть очень трудно.

Второй пилот Игорь Жевелов имел проблемы со здоровьем, но пытался летать сразу на двух машинах - Як-42 и Як-40.
Второй пилот Игорь Жевелов имел проблемы со здоровьем, но пытался летать сразу на двух машинах - Як-42 и Як-40.

А еще у нас развалена система подготовки пилотов. Теперь их готовят всего в двух вузах и выпускают в год примерно 350 человек, что ничтожно мало. Из-за дефицита специалистов, отличающих нервюру от элерона, их не отправляют (как это было принято в СССР) отрабатывать взлет-посадку на Ан-2, а сразу сажают в кресло второго пилота пассажирского лайнера.

В большинстве авиакомпаний даже нет авиатренажеров для отработки действий в чрезвычайных ситуациях. Случись что - и "зеленый" летчик просто не сумеет выкарабкаться из нештатной ситуации.

Нет, ты не летчик

Сегодня в руководстве авиакомпаниями очень мало летчиков. Все больше юристы, финансисты и прочие менеджеры. В силу специализации и отсутствия летного опыта им сложно понять проблемы людей от штурвала и реально оценить их возможности.

И наконец...

Такого юридического понятия, как "человеческий фактор", вообще нет. Он не прописан ни в одном официальном документе - от Уголовного кодекса до инструкций по конкретным типам самолетов.

В ТЕМУ

Если второй пилот болел, то скрывал это даже от семьи

Как следует из расследования МАКа, в крови второго пилота - Жевелова был обнаружен медицинский препарат фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению летчиками. Кроме того, специалисты считают, что пилот страдал серьезным заболеванием - полинейропатией, то есть периодически терял чувствительность ног. Мы связались с матерью погибшего пилота, чтобы прояснить ситуацию.

- Ваш сын принимал препарат фенобарбитал?

- Я живу с ним, его женой и внуком. И мы сами в семье удивились, - призналась "КП" мама Жевелова Галина Константиновна. - Никогда не видели у нас в доме такого препарата. На нездоровье сын тоже не жаловался.

- Но что-то он принимал?

- Аспаркам иногда он пил - это сердечное лекарство. Анаприлин у него видела. Говорил он, что иногда пульс чаще становится… Зверобой мы для него заваривали. Переживания у него были. В прошлом году умер отец Игоря. А третьего января его дядя, мой брат. Игорь очень был похож на дядю и благодаря ему пошел в летчики.

- Может быть, Игорь волновался перед этим полетом?

- Да нет. В семье было все в порядке. На работе вроде тоже. Ничего не предвещало такого исхода. Сын звонил мне прямо перед полетом. Я была на даче. Спросила, как самочувствие, как дела. Пожелала счастливого полета, и все. Он был в абсолютно хорошем, нормальном состоянии.

Политика

Украина и Польша договорились о сотрудничестве в сфере инфраструктуры
Украина и Польша договорились о сотрудничестве в сфере инфраструктуры 13

Киев рассчитывает привлечь средства из стран ЕС.

Охрану Эрдогана не пустят на саммит  Большой двадцатки
Охрану Эрдогана не пустят на саммит "Большой двадцатки" 136

Правоохранители Германии приняли такие меры после того, как в США выдали ордера на их арест.

Лукаш: завтра будет внесен залог и Гужва будет на свободе
Лукаш: завтра будет внесен залог и Гужва будет на свободе 158

Защитник главного редактора считает это дело политически мотивированным.

Происшествия

В Луганской области перевернулась маршрутка, пострадали 12 человек
В Луганской области перевернулась маршрутка, пострадали 12 человек [фото] 153

Среди них есть несколько детей.

Штаб АТО: в Донбассе погибли двое военных, трое ранены
Штаб АТО: в Донбассе погибли двое военных, трое ранены 434 3

Пока "хлебное перемирие" не приносит должных результатов.

В Ньюкасле автомобиль врезался в толпу людей
В Ньюкасле автомобиль врезался в толпу людей [видео] 467 1

Инцидент произошел возле мечети, где было много людей.

Экономика

Нацбанк ликвидирует  Диамантбанк
Нацбанк ликвидирует "Диамантбанк" 345

В настоящее время оформляется сделка по передаче "Диамантбанка" принимающему "ТАСкомбанку".

Стало известно, сколько денег нужно для счастья
Стало известно, сколько денег нужно для счастья 2289 6

Ученые в очередной раз сравнили доходы людей и уровень их удовлетворенности жизнью. Как оказалось, и в деньгах счастье.

Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине
Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине 3641 10

С инициативой об отмене пенсий выступил депутат от БПП Алексей Мушак.

Общество

В Пакистане трансгендер получил загранпаспорт с пометкой  Х
В Пакистане трансгендер получил загранпаспорт с пометкой "Х" 254

В документе не указан мужской или женский пол.

У берегов Мексики тюлень забрался на движущуюся лодку, чтоб угоститься рыбой
У берегов Мексики тюлень забрался на движущуюся лодку, чтоб угоститься рыбой [видео] 539 1

Животное дождалось своего угощения и отправилось плавать дальше.

За время безвиза в Евросоюз не пустили 33 украинца
За время безвиза в Евросоюз не пустили 33 украинца 656 5

Отправились путешествовать 741 тысяча человек.

Светская хроника и ТВ

Зеленский спародировал шпагат Ван Дамма
Зеленский спародировал шпагат Ван Дамма [фото] 1026 1

Актер студии "Квартал 95" отправился в Азербайджан, где успел соединить приятное с полезным - и рабочие вопросы решить, и нас повеселить.

Финалистка  Від пацанки до панянки :  Пацанкой мой парень меня не застал
Финалистка "Від пацанки до панянки": "Пацанкой мой парень меня не застал" [фото] 615

Татьяна Коцюба поделилась подробностями личной жизни.

В СМИ назвали причину заморозки залога за  Евровидение
В СМИ назвали причину заморозки залога за "Евровидение" 915 1

Сообщается, что залог Украины, размещенный в швейцарском банке, мог быть заморожен из-за иска телеканала "Euronews".

Спорт

Шевченко снова играет и забивает
Шевченко снова играет и забивает [видео] 249

Главный тренер сборной Украины принес победу сборной звезд Европы в благотворительном матче против команды Южной Америки

Месси показал, как отпраздновал юбилей
Месси показал, как отпраздновал юбилей [фото] 269

Звездному форварду "Барселоны" и сборной Аргентины исполнилось 30 лет

Сборную России в полном составе подозревают в применении допинга
Сборную России в полном составе подозревают в применении допинга 495 4

ФИФА расследует дело, в котором фигурируют все российские футболисты, которые принимали участие в чемпионате мира-2014