Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Ливия шпионов и снайперов

Ливия шпионов и снайперов
Фото: Защитить пленных сербов, которых повстанцы считают снайперами и обращаются с ними соответственно, пока некому.

Судя по состоянию пленников, сейчас жизнь этих людей не стоит и рваного динара.

ПЛЕННИКИ

Аэропорт Триполи был последней надеждой для сторонников Каддафи. Именно сюда во время начала штурма города бросились сотни обезумевших людей, пытающихся покинуть Ливию. Тут и там на обочинах шикарного автобана, ведущего от Триполи, встречаются кучи вещей, распотрошенные чемоданы и шикарные расстрелянные машины. Люди, судя по всему, бежали в аэропорт в полном отчаянии - последние месяцы 

авиасообщения не было, небо над Ливией "закрылось", и авиация НАТО сбивала все "чужие" самолеты. И, конечно, никто из беглецов не знал, что международный аэропорт был самой первой целью повстанцев. Отряд полевого командира, бывшего капитана армии Ливии Абдулакима Абдульгадара, так и остался на захваченном объекте. И мы решили поговорить с важным повстанцем о его военной судьбе. Мы дожидались нашего собеседника, когда мимо нас повстанцы провели пятерых человек европейской внешности. Нелепая одежда не по росту. У самого старшего одна нога в носке, другая - в ботинке. На запястьях едва поджившие раны от наручников, так бывает, когда их не застегивают, а заколачивают со всей дури. Затравленные взгляды отчаявшихся людей. Мы заметили, пленные как-то дернулись, когда услышали русскую речь… Сопровождающий нас повстанец объяснил нам: "А это сербские снайперы".

Несколько месяцев назад мы тоже побывали в плену у повстанцев, принявших нас за наемников Каддафи. И нас тоже было пятеро (два журналиста "КП" и съемочная группа НТВ). Но тогда за нас вступилась вся дипломатическая мощь России. А эти люди, судя по всему, не были нужны никому, или никто не знал, где их искать. Мы бросились к Абдулакиму: "Нам надо поговорить с сербами! Обязательно!"

- Хорошо-хорошо, - вальяжно сказал нам полевой командир, а ныне - комендант аэропорта Триполи. - Чуть позже вас к ним проводят. Сначала я расскажу вам, как мы брали этот аэропорт.

СУДЬБА КАПИТАНА

- Мой родной город Зинтан восстал против Каддафи еще 16 февраля, - начал неспешный рассказ комендант-капитан. - Я связист, служил в другом городе, в народ стрелять не хотел. Сказал, что иду в аптеку, вышел из части, переоделся в штатское и поехал домой. Каддафи пытался взять наш город колонной, но мы устроили им засаду.

- Откуда у вас было оружие? Вот в Бенгази оружие поставляли западные страны…

Капитан неубедительно начинает объяснять, что в городе Зинтан все мужское население поголовно занимается охотой. Получалось, что охотились они с автоматами и гранатометами... 

- Мы пришли в аэропорт 20-го числа, и здесь не было никого - только уборщик-египтянин, он спрятался в кафе.

В аэропорту, судя по расстрелянным машинам на стоянке и куче распотрошенных чемоданов в багажном отделении, происходило много чего интересного, но капитан решил скромно промолчать.

- А почему именно 20 августа из Мисураты, Зинтана и Эз-Завии на Триполи пошли в наступление повстанцы? У вас был какой-то план?

- Нет, что вы! - смеется Абдулаким. - Просто 20 августа Пророк освободил Мекку от неверных. Мы все решили, что это самый удачный день для наступления! В общем, в аэропорту не было никого, кроме 20 "Градов" Каддафи, нацеленных на Триполи. "Грады" быстро уехали и с четырех километров ударили по аэропорту. Сожгли несколько самолетов…

Беглый осмотр обломков самолетов показал, что "Грады" тут ни при чем. Самолеты спалили на земле - мы слышали, что их хотели забрать повстанцы из Бенгази, но братва из Зинтана отдавать миллионные трофеи не захотела. Капитан все врал. Неужели с сербами тоже обманет?

"МЫ ПРОСТО СТРОИТЕЛИ"

Не обманул. Нас ведут в здание бывшего отеля при аэропорте. В коридоре на полу сидят несколько пленных африканцев с испуганными лицами. За одной из дверей явно слышен допрос "с пристрастием". Наконец появляются сербы. Их заводят с улицы колонной. 

- Добр дан, - говорим по-сербски.

День для них, конечно, не добрый, но глаза вспыхивают надеждой. Показываем сербам брояницы - четки-браслеты, которые мы носим на запястьях еще с первой командировки в Сербию. Это важный знак, именно по брояницам на Балканах опознают православных. 

Всех вместе нас заводят в комнату с двумя столами и матрасом на полу.

- Мы прибыли сюда работать 12 августа, - рассказывают парни. - 7 дней мы провели в отеле. Затем тут началась война, за нами заехал водитель фирмы, где мы работали. Кругом уже была стрельба, нас остановили на посту и обвинили в пособничестве Каддафи. Мы кое-как от них отвязались, сбежали, прятались в каких-то домах. Местные жители приносили нам воду. Мы попросили их найти нам такси. Водитель за 100 евро с человека согласился довезти нас до посольства Сербии. Мы отдали 500 евро, но на первом же посту нас снова тормозят повстанцы. Ага, сербы, значит, снайперы. Мы, говорим, не снайперы, мы рабочие. Но нас никто не слушал, и вот уже шесть дней мы здесь.

- В чем заключалась ваша работа?

- Мы строили дорогу, мы простые рабочие. Заключали контракт с сербско-ливийской компанией "Зазура". В офисе в Белграде нам сказали, что в Триполи все нормально, проблем нет, безопасно. Мы и поехали. Теперь говорят, что будут все выяснять.

- Как с вами обращаются? 

- Кормят, спим на полу... Говорят, что повезут в Зинтан, там будут разбираться. И если все нормально, то отпустят домой. - По глазам парней видно, что в удачный исход подобной поездки они мало верят. 

 - Повстанцы говорят, что у вас был чехол от оптического прицела...

- Да нет, не было у нас ничего подобного. У нас и сумок-то не было.

Просим сербов выписать на листок бумаги, как кого зовут, и дать какой-нибудь контактный телефон родных. Но записать телефон нам не разрешают... Тайком передаем самому старшему сербу, Зорану Николичу, пачку сигарет и зажигалку...

Какое символичное фото! Повстанец разлегся на диванчике в виде золоченой русалки с лицом Аиши Каддафи - дочери полковника. Как тут не вспомнить, что операция по захвату Триполи как раз носила кодовое название "Русалка".

СКОРЫЕ НА РАСПРАВУ

Очевидно, парни многое недоговаривают. К примеру, каким образом они очутились в стране с жесточайшим визовым режимом без виз, пройдя, по их словам, через северный пропускной пункт на границе Туниса и Ливии. 12 августа он контролировался каддафистами. Сложно сказать, кто они - снайперы-наемники, военные советники или обычные работяги, попавшие, как и мы в Адждабии, под шибко бдительных мятежников. Очевидно и другое - пятерым сербам сейчас банально не хватает дипломатической помощи. "Помогите нам. Пожалуйста..." - умоляюще шепнул нам один из ребят, когда их выводили из кабинета. В стране, где царит хаос, отсутствие связи с консулом чревато очень нехорошими последствиями. В Триполи уже случались внесудебные расправы над солдатами правительственных войск. Со "шпионами" из Чада, Мали, Нигера, которые работали обычными уборщиками, официантами или грузчиками, тоже долго не церемонились. Вообще волна шпиономании начинает захлестывать новую революционную столицу.

- Мы с другом уже поймали около сотни собак Каддафи, - похвастали нам два повстанца на аэродроме, предъявив тощего пленного. - Это охранник Муамара из его личной гвардии.

Уроженец Чада не отрицал, что служил в Катибе (гвардии), но убеждал, что дезертировал еще в мае. Бородатый цербер выводил бодигарда Каддафи из комнаты, подталкивая дулом в спину. В глазах повстанца читалось, что ничего хорошего бывшего гвардейца не ждет. По лицу гвардейца было видно, что со своей судьбой он уже смирился...

Фото авторов и АП. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Международный суд повстанцам не указ

Евгений ЛУКЬЯНИЦА, Андрей ФИЛИМОНОВ

В случае поимки Каддафи его будут судить в Триполи.

Глава оппозиционного Переходного национального совета Ливии Мустафа Абд-аль-Джалил неожиданно заявил, что когда они схватят Муамара Каддафи, то будут судить его в Ливии и не выдадут никакому Международному уголовному суду в Гааге. Напомним, Гаага выдала ордер на арест Каддафи, его сына Сеифа аль-Ислама и главы разведслужбы Ливии Абдуллы ас-Сенусси еще в июне. Однако, по мнению новых властей Ливии, раз их страна не входит в "Римский статут", на основе которого создан Международный суд, то местная судебная власть имеет приоритет над международной. По словам Мустафы Абд-аль-Джалила, полковнику и его сыну придется ответить за массовые убийства, неправомерные аресты и репрессии.

Тем временем новая власть в Триполи выпустила из тюрем более 10 тысяч заключенных. Кто эти люди - неизвестно. Нельзя исключать, что в ближайшее время к повстанцам в разграблении столицы присоединятся орды освобожденных уголовников. 

Между тем в руки повстанцев попали пять женщин, служивших личными телохранителями Каддафи. Они рассказали, что постоянно подвергались сексуальному насилию со стороны самого полковника, его сыновей и военачальников. Служба в элитном подразделении считалась очень престижной. Кандидатки проходили боевую и психологическую подготовку. Их называли "революционными монахинями", так как охранницам Каддафи было строжайше запрещено вступать в брак. Всего элитная женская бригада насчитывала 40 женщин.