Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 марта
Загрузить еще

Корабль "дураков"

Корабль
Фото: Команда борцов за мир с корабля «Тахрир». Они очень хотели добраться до палестинского сектора Газа, но греческий спецназ перехватил судно, едва оно успело выйти из порта на острове Крит.

И за это время убедилась, что их можно считать кем угодно, но только не сбрендившими мечтателями.

Это история обыкновенной женщины, жадной до удовольствий, в меру легкомысленной и порочной, столкнувшейся с людьми ПРИНЦИПОВ и УБЕЖДЕНИЙ. С нелегкими людьми. Какие искры посыпались от этого столкновения и какой опыт я, сорокалетняя циничная журналистка, пропитанная духом скептицизма, вынесла из драмы под названием "Флотилия свободы-2", я и попытаюсь рассказать. Мои прежние представления о "борцах за мир" теперь кажутся мне упрощенными. Почему люди совершают немыслимые поступки: едут бороться с голодом в Африку, защищают права человека где-нибудь в Ираке или отправляются с "Флотилией свободы" за свой счет, чтобы освободить сектор Газа? Какие вспышки вдохновения ими руководят? И кто они? Отнюдь не наивные мечтатели. Это порода крайне энергичных идеалистов. Вид, когда-то популярный, а теперь практически исчезнувший на территории бывшего Союза. (В постсоветской среде укрепилось мнение, что идеалы существуют только для того, чтобы на них наживаться.) Почти все борцы за права человека - из благополучных семей, никогда не знавших ни голода, ни нужды. Обеспеченные, респектабельные, некоторые из них даже богаты. Настоящие сливки западного либерального общества: адвокаты, менеджеры, учителя, программисты, многие с двумя высшими образованиями. Возраст - от 18 и до глубокой старости. Живут по странным для наших людей понятиям. (Мир должен быть прекрасен и справедлив. Правда - одна, а свобода - самое важное на свете. Нужно всегда защищать слабых и невинных. И если ты человек - любое убийство ребенка на земном шаре касается лично тебя.) 

Они бескомпромиссны, высокопарны и бывают страшными занудами. Все десять дней, пока мы, пассажиры канадского судна "Тахрир", жили бок о бок, я провоцировала моих новых товарищей, дразнила и беспощадно высмеивала. Они возбуждали во мне тайное чувство вины за то, что я так не похожа на них и не готова взвалить на свои плечи ответственность за весь земной шар. С точки зрения циника, мера их сочувствия к человечеству трагикомически велика. В конце концов они меня победили. В моральном плане они поставили меня на колени. Это про них сказано в Библии: "Я послал их, как овец среди волков".

НОЕВ КОВЧЕГ

Остров Крит. Час ночи. Палуба арестованного греками гуманитарного корабля "Тахрир". Богатый волнениями день (бегство из порта, бешеная морская погоня, взятие судна на абордаж и высадка греческого спецназа, пленение и, наконец, арест - подробности на kp.ua) заканчивается самым странным образом. Я лежу, полуголая, на палубе, и мне делает массаж спины социал-демократка и лесбиянка по имени Манон (странное усатое существо с низким мужским голосом и женской грудью).

У нее добрые руки, и я пытаюсь уснуть. Но неугомонные борцы за права человека поют "Это есть наш последний и решительный бой!" и песни Боба Марли. Им вторят с берега солидарные представители греческих профсоюзов. За всю мою сумасшедшую жизнь я не встречала более причудливой компании в стиле хари-кришна! Канадцы, австралийцы, новозеландцы, немцы, бельгийцы, англичане, американцы, датчане, турки, венгр и пакистанец, индус и сириец. У нас, как в Ноевом ковчеге, "всякой твари по паре". Коммунисты, атеисты, христиане, правоверные иудеи и мусульмане, вегетарианцы, феминистки, лесбиянки, зеленые, одинокий мирный анархист и даже "капиталист с человеческим лицом" (как мы называем инвестора-канадца Джона). Трезвенники и тайные выпивохи. Старики и молодые. Уроды и "гении чистой красоты". (Вроде платиновой блондинки Анны, которая заявила мне, что она едет пробивать израильскую блокаду Газы, потому что "жизнь должна иметь смысл". Или датчанки Аннет, рыжей бестии с ярко-голубыми глазами, еще прекрасной собой в свои пятьдесят, которая расхаживала по палубе на десятисантиметровых шпильках. Именно она отважно прыгнула на вооруженных до зубов греческих спецназовцев, атаковавших наше судно, с криками: "Позор! Вы, греки, продались Израилю! Свободу нашему кораблю!")    

У нас есть свой Ленин (канадский коммунист Кевин Нейш - точная копия Ильича). Есть женщина-священник, баптистка. И даже свой Штирлиц (немецкий разведчик-коммунист времен холодной войны Питер). После объединения Германии отсидел в тюрьме как шпион против НАТО. Называет себя "коллегой Путина". Любит красивых женщин, виски и сигары.

Самые кроткие среди нас - мусульмане (начинающий имам Мухаммед, который всегда читает Коран, и тихий как мышка сын Аллаха из Канады с устрашающим именем Муджахеддин). Самые деятельные и неугомонные - евреи, большинство с израильскими паспортами. Евреи, борющиеся с Израилем, - абсурд или новый тренд?

ЕВРЕИ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ

"Когда наша канадская делегация уезжала, местные евреи устроили митинг протеста и кричали нам: "Вы корабль дураков!", - говорит активист Майлс Хау. - Они называют нас "флотилией ненависти". Посмотри на меня, я верующий иудей. Как я могу ненавидеть сам себя? Иудаизм - чудесная религия, склонная к медитации и направленная на добро. Мне не нравится, что моя религия используется для колонизации Палестины и убийства невинных людей. Я не родился евреем, я родился человеком. Моя мать больна той же болезнью, что и большинство евреев, - сионизмом. Она хочет, чтобы я женился на девочке "чистых кровей" и наделал правильных еврейских детей. То, что моя девушка не иудейка, - большая трагедия для нее. Сионизм - это расизм. Когда ты начинаешь думать, что ты лучше других, ты обречен - ты порождаешь ненависть. Я был таким же больным, пока не увидел подлинное лицо Израиля. В 1999 году я приехал туда, чтобы пожить на земле своих предков, но выдержал только 8 месяцев. Израильтяне - страшные расисты. Они использовали палестинцев как слуг, но не пускали дальше кухни. Для них это были не люди. У Израиля нет границ и нет конституции, а в паспортах указано, кто ты - еврей, араб или христианин. Евреи уверены, что только они жертвы. Их не интересует, что у многих народов был свой холокост. Да, евреи гибли и страдали, но почему они сейчас во имя холокоста убивают ни в чем не повинных людей?"

Греческие спецназовцы - уже расслабленные после того, как захватили "Тахрир" и повели его обратно в порт.

Сандра Рух, одна из организаторов "Флотилии свободы", - женщина неуемной энергии и бурной судьбы. Ярая сионистка в юности, была лидером канадской еврейской общины и воспитала двух дочерей в духе иудаизма. Уехала в Израиль, 

получила гражданство, а через два года резко переменила взгляды и начала борьбу за свободную Палестину. Страстная Сандра ничего не делает наполовину. В 2008 году с восемью еврейскими женщинами ворвалась в израильское консульство в Канаде и устроила акцию протеста против бомбардировок сектора Газа. Последний раз я видела Сандру в полицейском участке. Она была арестована как владелец нашего корабля "Тахрир", который вопреки запрету греческих властей сбежал из порта острова Крит. Была приговорена к 30 дням тюрьмы, но вышла под залог.

- Только приехав в Израиль, я поняла, как мне лгали в юности, - говорит Сандра. - Нас уверяли, что евреи пришли в Израиль на пустую землю! Как будто свыше миллиона палестинцев в 1948 году просто не существовало!

- Я был женат на еврейке, следовательно, мои дети - евреи, - говорит канадец Джон Тернбол. - В семнадцать лет я находился под большим влиянием моих еврейских друзей. Они прирожденные активисты и лидеры. В 1967 году я аплодировал победе Израиля в Шестидневной войне. Израиль показал, кто является боссом на Ближнем Востоке, и завоевал себе место под солнцем. Казалось бы, все прекрасно! Можно строить нормальное государство! "Израиль на этом не остановится, - заявил мне тогда мой еврейский друг. - Он будет двигаться дальше и захватывать новые территории". Тогда это казалось невероятным, теперь мы видим еврейский экспансионизм в действии. Я не знаю, как решить арабо-израильский конфликт. Мне ясно одно: ключи от многих мировых проблем и вечных религиозных войн лежат именно там, в Палестине.

ЧТО ИМ ГАЗА? ЧТО ОНИ ГАЗЕ?

У Хамита Судена, гражданина Новой Зеландии, сикха из Кашмира по крови, родившегося в Замбии (!), улыбка Чеширского кота и вкрадчивые манеры. В 2005 году вместе с "Командой христианских миротворцев" он приехал в Ирак и был похищен радикальной исламской группировкой, близкой к "Аль-Каиде". Четыре месяца он просидел на стуле, прикованный наручниками к трем своим товарищам. Каждый день им угрожали отрезать головы. Их спас британский спецназ, но при операции один из заложников погиб.

"Я сидел на стуле, и у меня лезли волосы из головы, - рассказывает с улыбкой совершенно лысый Хамит. - Мне было бы легче, если бы я мог с кем-нибудь говорить. Но мой сосед закрыл глаза и ушел в себя на четыре месяца. Он плавал в своем внутреннем мире, чтобы как-то убить время. После освобождения я без остановки ел и все больше худел. За две недели потерял 10 килограмм". "Неужели жизнь ничему тебя не научила? - удивляюсь я. - Пережив Ирак, ты, респектабельный инженер, берешь отпуск за свой счет и едешь спасать палестинцев в секторе Газа?!" "Но ведь ты тоже после плена в Нагорном Карабахе продолжала ездить на войну?" "Это работа, - пожимаю я плечами. - И потом: у меня все было быстро, как в кино. Долгую пытку я бы не вынесла". "Это так кажется, - возражает Хамит. - Всегда хватает сил на второй и третий раз, если прошел через ЭТО однажды". "Но зачем?!" - "Человек не может быть нейтральным при выборе между добром и злом. И каждый для себя решает, на чьей он стороне".

"Девять лет назад я решил бороться за права человека и поехал в Багдад, - рассказывает 66-летний канадский пенсионер Дэйвид Майлн. - Мы расследовали преступления коалиционных войск и пытались узнать, что происходит с иракцами в тюрьмах. Почему я стал активистом? У меня была чудесная, счастливая жизнь. Никаких проблем, множество привилегий, настоящая "дольче вита". И мне стало стыдно за свою жизнь. Нельзя так хорошо жить и ничего не давать взамен. Многие люди в Канаде на пенсии идут работать добровольцами в госпитали или помогают бедным. Это их понимание того, как жил Христос. Я должен рисковать, может, даже узнать страдание, ведь Христос страдал. Я должен отдать что-то Богу и людям и заплатить за свои преимущества".

Это желание расплатиться за все дары богов и тайное чувство вины за свою слишком хорошую жизнь свойственно многим благополучным пенсионерам-миротворцам. Своего рода искупление и очистка совести. "Почему нам все было дано с рождения, а дети из бедных стран не имеют ничего?! - восклицает 78-летняя участница "Флотилии" американка из Лос-Анджелеса Мери Хьюс Томпсон. - Какие, собственно, мы имели проблемы? Поход к дантисту или болезни? Разве можно сравнить нашу жизнь со страданиями палестинских или иракских детей, которые обделены просто потому, что родились НЕ ТАМ?"

Мери было 68, когда она первый раз повезла помощь в Палестину во время второй интифады (восстания). "Я была так уверена в себе: кто меня тронет в Израиле? Ведь я же американка! - говорит Мери. - США - главный спонсор Израиля. Каждый год мы, американские налогоплательщики, платим из своего кармана несколько миллиардов долларов Израилю! И потом: я же бабушка! Кто обидит бабушку?"

Канадский коммунист Кевин Нейш - точная копия Ильича. Всем раздавал визитки: "Ленин жив!"

Мери была жестоко избита и ограблена молодыми еврейскими поселенцами в деревне неподалеку от Наблуса. "Парни били меня и кричали: если ты еще раз здесь появишься, мы тебя убьем! - рассказывает Мери. - Это были американские поселенцы, я узнала их по бруклинскому акценту. Они отобрали у меня документы и деньги. Но мне повезло больше, чем моему другу, 74-летнему американскому профессору. Он был так изувечен, что попал в госпиталь. Израильские солдаты наблюдали с холма за нашим избиением".

Мери была среди тех, кто в 2008-м на двух лодках впервые прорвал блокаду сектора Газа. "Десятки тысяч человек встречали нас с восторгом на земле! И мы сами не верили себе: неужели мы сделали это?"

Мери с трудом передвигается по палубе нашего корабля, опираясь на палку. "Вы, молодые, думаете, что мы, старики, так и родились старыми? - задорно восклицает она. - Что у нас не было секса, приключений или побед? Я, к твоему сведению, пилот-любитель. Люди, которые летают, сверху все видят по-другому: мелкие вещи исчезают, но появляется ощущение главного".

"Прелесть старости в том, что ты уже сложил с себя обязательства перед детьми, - говорит 61-летний активист Джон Тернбол. - Теперь ты свободен, можешь делать то, что считаешь правильным, и тебе наплевать на то, что о тебе думают другие".

ОЧАРОВАНИЕ И СТРАННОСТИ "ЛЕВОГО ЛАГЕРЯ"

Чем они меня раздражали? Строгим моральным кодексом, посильнее, чем у строителей коммунизма, и пресным запахом добродетели. Это вам не легкомысленные "семидесятые", когда "дети цветов" боролись за мир, покуривая марихуану и занимаясь любовью. Нынешние "левые" дисциплинированны, подтянуты и непреклонны. Бескомпромиссность составляет и красоту, и слабость их характеров. Никакого алкоголя и секса. Все мы братья и сестры. Первый раз, когда я вошла в комнату для встреч, я увидела незабываемую сцену: люди стояли в кругу, и каждый по очереди шел обнимать и целовать товарищей. И мне пришлось обнимать и целовать совершенно незнакомых людей, у некоторых стояли в глазах слезы от непролитого умиления. Ведь мы теперь одна семья! Потом все положили руки на плечи друг другу и долго смотрели вверх. Я не знала, смеяться мне или плакать.

И все-таки я их совратила! В сумке бельгийского доктора я контрабандой пронесла на борт виски и водку, разлитые в медицинские пластиковые бутылочки, в качестве "противошокового" средства. Когда активистов выпустили на свободу, часть из них вернулись на корабль и обнаружили мои бутылочки. Всю ночь корабль гудел. Утром я обнаружила борцов за мир в состоянии эйфории и почти детского похмелья. (У некоторых - впервые в жизни!) "Хари-кришна" зайчики даже не поняли, что они пили, перепутав виски с коньяком!

Мне было очень трудно сказать им "прощай". Я четырежды говорила "до свидания". Что я чувствовала? Жалость и нежность. Такие упрямые, несговорчивые и уверенные в своей правоте, такие праведные и такие… уязвимые. Канадец Джон сказал мне хорошие слова: "Очень легко напялить на себя бронежилет, каску и взять в руки автомат. Я и сам могу это сделать. Куда труднее оставаться безоружным. Против всех армий мира!"

Фото автора.