Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

И дольше жизни длилась ночь…

И дольше жизни длилась ночь…
Фото: На этом переезде и произошла трагедия.

Теперь, после непоправимой трагедии, можно вволю рассуждать о том, что эта хрупкая молодая женщина должна, просто обязана была спасать себя в той крайне опасной ситуации. И никто не посмел бы ее за это осудить. Но она тогда думала не о себе. Ценой собственной жизни спасла локомотивную бригаду угольного эшелона и уберегла охраняемый перегон от разрушительной техногенной катастрофы. А ведь ее жизнь, не считая стремительно промелькнувшей беззаботной школьной поры, всего-то укладывается в одно десятилетие, из которых полтора года она отдала железной дороге, работая дежурной по переезду.  

ПОСЛЕДНЯЯ В ЖИЗНИ СМЕНА

…Сумерки опустились стремительно, и для Светланы Мальцевой наступила та последняя в ее жизни ночь. Она была тихой, безветренной - такие случаются в погожую сентябрьскую пору. Да и вечер был по-особому прекрасен и не предвещал никакой беды. Приняв вахту от опытной наставницы Ивановны и как обычно перебросившись с ней парой слов, девушка скрылась за дверью переездного поста. 

До пересменки оставалось шесть с небольшим часов, когда Светлана направилась к смотровой площадке. Вдруг услышала сигнал от диспетчера - тот сообщал, что через несколько минут у ее поста проследует эшелон с углем. Беспристрастная автоматика своевременно привела в действие заградительный шлагбаум. Но вдруг вроде бы замерший, как по стойке «смирно», мощный бензовоз, стоявший у самой обочины, ринулся в сторону железнодорожного полотна. Водитель бесшабашно решил проскочить перед поездом, но, наглухо перегородив стальные пути, он оказался запертым между двумя опустившимися шлагбаумами. И тогда Светлана спешно зажгла запретный красный сигнал для приближающегося из-за густого перелеска поезда. Локомотивная бригада отреагировала оперативно и предприняла экстренное торможение. Прерывистый лязг тормозных колодок разорвал тишину - до рокового удара, изрядно покорежившего пост дежурной по переезду, оставались считанные секунды…. Другая бы на ее месте, возможно, такая же молодая девчонка, бежала куда глаза глядят. Но Светлана осталась на «боевом посту» и продолжала передавать информацию о случившемся на диспетчерский пункт… 

«ЧТО-ТО ПОДСКАЗЫВАЛО - СЛУЧИЛАСЬ БЕДА»

Из материалов служебного расследования: 

«В 01 ч 28 мин. на 70-м километре перегона Щетово - Лобовские Копи Дебальцевской дирекции Донецкой железной дороги произошло дорожно-транспортное происшествие, вследствие которого была смертельно травмирована дежурная по переезду Штеровской дистанции пути Мальцева Светлана Анатольевна 1983 г. р. Охраняемый ею переезд оборудован четырьмя автоматическими шлагбаумами, позволяющими полностью перекрывать проезжую часть. Происшествие произошло в результате столкновения грузового поезда и тягача-бензовоза марки ДАФ, который пытался переехать переезд при закрытых основных шлагбаумах и остановился, перегородив железнодорожные пути после закрытия дополнительных автоматических шлагбаумов. Несмотря на своевременное включение заградительной сигнализации и экстренное торможение, предпринятое локомотивной бригадой, избежать столкновения не удалось. Электровоз ударил бензовоз в боковую часть и протянул его до помещения дежурного по переезду, в результате чего это строение было разрушено, а С. Мальцева погибла на месте…». 

…Фары дежурного автомобиля дистанции пути, примчавшегося первым на место происшествия, выхватывают из непроглядной ночи жуткую картину. От привычного, хорошо отремонтированного поста осталась груда обломков, разбросанное по периметру мелкое крошево да осевшая метра на полтора черепичная крыша. Здесь же - лежащий на боку весь изломанный  локомотив, и он, виновник трагедии - в стильной курточке и с бумагами под мышкой - сопроводительной документацией на груз. Поразило то, что этот, с позволения сказать, водитель с 25-летним стажем чувствовал себя весьма уверенно. Он невозмутимо заявил подоспевшим железнодорожникам, что ни в чем не виноват, хотел всего лишь проскочить перед поездом, да вот эта ваша девчонка перекрыла дорогу. С нее и спрашивайте теперь за убытки… И невдомек было этому горе-водителю, что вовсе не Светлана преградила его бензовозу дорогу, а автоматизированная система управления... Между тем водитель, уверовавший в свою невиновность, с удвоенной энергией продолжал перекладывать вину на Светлану. Все это «действо» пришлось наблюдать начальнику Штеровской дистанции пути Олегу Олейнику, прибывшему на место трагедии. 

- Первым делом мы бросились на поиски Светланы, - рассказывает Олег Семенович. - У меня что-то надломилось внутри, когда я не нашел ее на месте. Ведь я-то хорошо знаю Свету - она человек в высшей степени неравнодушный, ответственный и дисциплинированный. Что-то подсказывало - случилась беда. Кто-то из поисковой группы предположил, что девушка в силу своей молодости могла от страха попросту убежать в ближайший лес. Но я не верил в это: у Светланы не тот характер… Вскоре прибыло на подмогу железнодорожникам местное подразделение МЧС, и мы начали разбирать завалы на месте рухнувшего поста. Оказалось, сбылись самые худшие предположения - ее, бездыханную, нашли спустя несколько часов у двери: на корточках с крепко сжатыми в руках сигнальными флажками… 

НЕ ХВАТИЛО КАКИХ-ТО 20 МЕТРОВ…

…Светлану Мальцеву провожали в последний путь как героя - с почестями. В ее родном селе Ивановка людской поток растянулся без малого на километр. Хоронить отважную девушку пришли десятки локомотивщиков, отдавая дань искреннего уважения за доблестный поступок, сохранивший жизнь их коллегам. Траурная процессия свернула в сторону железной дороги, проходящей неподалеку от села, и несколько километров кряду неустанно шла и шла вдоль стальной магистрали. А в это время гулкая перекличка локомотивных гудков была слышна на несколько километров окрест. Так водители тяговой техники отдавали должное трагически погибшей девушке. Даже у крепких, видавших виды мужиков из глаз невольно капали слезы…

Что может быть бесхитростнее скоростемерной ленты? Именно она безошибочно подтвердила: чтобы избежать рокового удара, локомотиву не хватило каких-то двадцати метров тормозного пути. Если же представить, что Светлана вовремя не просигнализировала бы бригаде ярким свечением, то последствия столкновения могли быть самыми что ни на есть чудовищными. Ведь в подобном случае поезд на большой скорости буквально протаранил бы гигантскую топливную цистерну, и мощный взрыв с неминуемым пожаром стали бы страшной реальностью. Под угрозой оказались бы не только жизни людей, но и судьба лесного урочища, простирающегося вдоль железнодорожного полотна. Но ведь не громыхнуло. А все потому, что скорость приближавшегося поезда изначально составляла почти 50 км/ч, и лишь благодаря вовремя предпринятому экстренному торможению она была сокращена до семи. Но и такой минимальной скорости оказалось вполне достаточно для того, чтобы локомотив буквально сгреб мощный бензовоз и поволок его на пост дежурной по переезду. 

Из материалов служебного расследования:

«На базе Дебальцевской дирекции железнодорожных перевозок была создана специальная комиссия по расследованию причин дорожно-транспортного происшествия на 70-м километре перегона Щетово - Лобовские Копи. Возглавил ее и.о. начальника дирекции Вячеслав Молотов, под председательством которого прошло расширенное заседание при участии всех руководителей железнодорожного узла. Комиссия пришла к однозначному заключению: вины железнодорожной стороны в случившемся нет. Единственно возможным виновником происшествия с трагическими последствиями следует считать представителя Днепропетровской коммерческой фирмы 56-летнего водителя Владимира О.». 

МЕРА ПОРЯДОЧНОСТИ

Не станем продолжать цитирование официальных документов, все и без того ясно: несмываемое пятно обвинения лежит на водителе, допустившем преступную халатность. Такого же мнения придерживается сегодня и штеровская милиция, инкриминирующая злоумышленнику уголовную статью. Пока об этом человеке мало что известно, за исключением лишь некоторых подробностей со слов его работодателей. Дескать, это водитель высокой квалификации, долгие годы колесивший за баранкой на большегрузных длинномерах и привыкший работать на многокилометровых плечах обслуживания. Неоднократно отправлялся с перевозочной миссией в страны Западной Европы, где успешно выполнял поставленные задачи… 

Как же мог профессионал такого высокого уровня допустить роковую ошибку? Неужели изменило самообладание, сдали нервы? Что-то не похоже. Ведь, напомним, чувствовал он себя после случившегося вполне уверенно, не испытывая особого сожаления по поводу произошедшего. А может, попросту переоценил свои возможности, уверовал в свою непогрешимость, забыл о бдительности и понадеялся на зыбкое славянское «авось»? Во всяком случае, как стало известно из достоверных источников, водитель, находящийся в настоящее время в СИЗО, всячески пытается выгородить себя, обвиняя во всем Светлану. Мол, это она ввела его в заблуждение и приказала не двигаться с переездного поста, пока не подоспеет помощь и опущенные шлагбаумы не разведут специалисты. Водителю, увы, вторят и некоторые местные средства массовой информации, недвусмысленно заявляющие, что, мол, Донецкая железная дорога поспешила назвать поступок Светланы Мальцевой геройским. Районные журналисты почему-то стали на сторону водителя и убеждают читателей в том, что погибшая девушка действовала непрофессионально… 

Более порядочно ведут себя руководители фирмы, которые отнюдь не оправдывают действия своего подчиненного и с большим пониманием отнеслись к горю родителей погибшей Светланы. Уже через несколько дней они приехали в их дом и передали на организацию похорон 10 тысяч гривен, высказав сожаление по поводу случившегося. Они также изъявили готовность в будущем финансово оказывать поддержку четырехлетней дочери Светланы в получении образования.  

Тот самый злополучный бензовоз, из-за которого погибла Светлана Мальцева.

ДЕВЧОНКА С НАШЕГО ДВОРА

…Партизанская, что в предместье Штеровки - ничем не примечательная сельская улочка, упирающаяся в бескрайние поля. Здесь в одном из небольших опрятных домов и жила Светлана вместе с родителями. Здесь прошло ее детство, тут она взрослела, учась на твердые четверки в школе - «девчонка с нашего двора», как поется в песне. Такой ее запомнили односельчане: прежде всего, отзывчивой и неравнодушной к жизни. Но мало кто знал, что за внешней улыбчивостью скрывалась тонкая, хрупкая натура. И ромашка ее волновала, и травинка, и капелька росы, она любила лирику Пушкина, Лермонтова, Леси Украинки. Но при этом с особой ответственностью относилась к поручениям сначала учителей, а потом преподавателей в институте, руководителей производства. Так воспитала ее мама - Вера Петровна, больше 25 лет отработавшая на разных должностях в Штеровской дистанции пути. К слову, Вера Петровна - человек особой закалки: сибирячка, более шести лет отслужившая прапорщиком в таежных гарнизонах Дальневосточного Краснознаменного военного округа. Здесь же в 1983 году и родилась у нее дочь, которую по совету сослуживцев назвали Светланой… По признанию самой Веры Петровны, девочка росла очень смышленой и уже в раннем детстве была не по годам рассудительной. Была нянькой своему младшему брату, помогала управляться по хозяйству… Одним словом, во всем и всегда родители могли на нее положиться. 

После окончания школы Светлана уехала учиться в Алчевск, в финансово-экономический институт, и спустя четыре года получила диплом финансиста-бакалавра. Пойти работать на железную дорогу ей посоветовала мама (конечно же, из лучших побуждений): мол, там и надежный социальный пакет, и зарплата неплохая, да и уверенность в завтрашнем дне… Новоиспеченной железнодорожнице нравилась ее работа, но при этом она не раз повторяла, что должность дежурной по переезду для нее - временная, мечтала стать настоящим финансистом. Судьба, увы, распорядилась иначе... 

Руководство Донецкой железной дороги подготовило ходатайство о награждении Светланы Мальцевой высшей отраслевой наградой - орденом «За мужество» посмертно.

КОМПЕТЕНТНО

«Нужно ужесточать наказание за нарушение ПДД»

Сергей Войтенко, главный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта Донецкой магистрали:

- Уверен, что необходимы комплексные профилактические меры, ужесточение нормативной базы против злостных нарушителей Правил дорожного движения. Чтобы каждому находящемуся за рулем транспортного средства и в голову не приходило нажать на акселератор, приближаясь к переезду, временно закрытому для движения. Вот, к примеру, в Великобритании попытка проскочить переезд при приближающемся поезде карается штрафом, равнозначным 15 тысячам гривен. Нам же далеко до таких санкций. А ведь если бы они были, поверьте, не погибла бы молодая женщина в расцвете лет. В наше время всеобщей компьютеризации и спутниковой связи отловить зарвавшегося ночного «наездника» не составило бы никакого труда.

Фото с сайта 0629.com.ua и автора.