Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Отравленная вода приплывет к нам уже в среду?

Отравленная вода приплывет к нам уже в среду?
Фото: Спасатели заливают в реку смесь из глины и кислоты и засыпают гипс, чтобы остановить распространение отходов.

Целую неделю все европейские страны задают один вопрос: что происходит в Венгрии? Власти страны уверяют, что ситуация под контролем, а ядовитый красный шлам в Дунай не попадет. В то же время на кадры трагедии страшно смотреть: облысевшие животные, обожженные люди, сотни спасателей в противогазах и химических костюмах…

«Комсомолка» попыталась провести свое расследование.

Напомним, что в понедельник днем венгерские власти сообщили, что возле городка Айка прорвало дамбу. Поток воды разрушил резервуары с отходами (700 тысяч тонн), и ядовитая жижа смыла несколько поселков. Но спустя несколько дней поступили новые данные: на заводе произошел взрыв. Причем в почву попали не 700 тысяч тонн яда, а миллионы. Нас уверяют, что красный шлам не настолько опасен. Почему же тогда от него гибнут люди?

- Каждый день появляются новые версии о причинах аварии и о количестве яда, - говорит доктор биологических наук Илья Глущенко. - Животные лысеют, птицы умирают, люди с непонятным диагнозом попадают в больницы. С чем мы имеем дело, сказать не могу. Но то, что разлилось в Венгрии, на красный шлам похоже только цветом.

Вызывает у специалиста подозрения и тот факт, что венгерские власти не просят помощи у соседних государств.

- Десятки стран предлагают помощь, Украина даже отряд отправила на границу, но венгры молчат, - продолжает Илья Григорьевич. - И это несмотря на то, что им не хватает техники, специалистов. Может, в городе Айка был не алюминиевый завод, а, к примеру, военное химическое предприятие? Ведь по характеру воздействия красного вещества на природу можно предположить, что мы имеем дело с биологическим оружием… 

Согласен со своим коллегой и директор Черноморского биосферного заповедника, кандидат географических наук Дмитрий Черняков. По словам ученого, кроме венгров происхождение красного вещества пока никто не знает. 

- У меня серьезные сомнения, что наши аналитические службы смогут определить, что за яд плывет в Украину по Дунаю, - говорит Дмитрий Черняков.  - У нас есть печальный опыт, когда наши службы не могли понять, что за отходы попали в Днепр два года назад. А мы должны знать, как защищаться. Могу гарантировать: администрация Дунайского и Черноморского заповедника не будет скрывать информацию. Покрывать венгров не станем.  

Тем временем в Украине всех волнует вопрос: когда ядовитая жижа достигнет нашей границы? К сожалению, точных расчетов сделать никто не может. Ведь скорость течения Дуная постоянно меняется - в среднем она составляет до 10 км/ч (см. карту).

- Пока никаких мер мы не принимаем. Ждем, надеясь, что пронесет, - говорит гидробиолог Николай Задорожный.

По словам Николая, население Одесской области обеспокоено и ежедневно разметает прессу, чтобы узнать последние новости. А в магазинах стала дефицитом питьевая вода.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ЧИСТЯКОВ, глава Ассоциации рыболовов Украины:

- Дунай - это европейская канализация. Все страны, по которым он протекает, сбрасывают туда отходы. Украина находится самой последней в этой цепочке, потому мы принимаем весь этот мусор, сливая его в Черное море.

КСТАТИ

Красный шлам не опасен

На территории Украины есть свой красный шлам. Хранится он в резервуарах Николаевского глиноземного завода - около 20 миллионов кубометров. Мы созвонились с руководством завода, чтобы узнать, может ли венгерская трагедия повториться в Украине.

- Нужно понять, что это за красное вещество в Венгрии, - сказала «КП» начальник пресс-службы предприятия Ирина Прохорова. - Ведь в красном шламе содержится небольшая концентрация щелочи. Его используют в металлургии, при изготовлении бетона, и самое главное - им удобряют поля. Как он мог вызвать такие реакции в Венгрии, ума не приложу.

На всякий случай сделаем внеплановые проверки наших резервуаров.