Сергей Шойгу: «Мы надеемся, что под завалами еще есть люди»

Сергей Шойгу: «Мы надеемся, что под завалами еще есть люди»

Число погибших при взрыве на шахте Распадской возросло уже до 60 человек, подтвердил глава МЧС Сергей Шойгу.

Спасатели проверили около 70% шахты. Сегодня ночью прошли 18 лаву, обнаруженные там тела погибших шахтеров сейчас поднимают наверх. Работа усложнена тем, что сейчас на этом участке от потолка до пола не больше метра.

Сейчас отделение спасателей направляется на самый удаленный участок шахты.
- По нашим расчетам, они должны дойти в самый дальний забой в ближайшие 4 часа, - рассказал Шойгу. – Если там обнаружатся люди, понадобится почти сутки, чтобы их от туда вывести.

Запуск вентиляции центрального ствола шахты было решено отложить на сутки. По словам министра, есть еще места, где можно работать и не запуская вентиляцию.


Спасательная операция на шахте «Распадская» продолжается круглые сутки. Фото РИА «Новости».
Спасательная операция на шахте «Распадская» продолжается круглые сутки. Фото РИА «Новости».

Сейчас в шахте уровень загазованности метаном в некоторых местах превышает допустимый уровень в три раза.  И все-таки, пока концентрация всех газов позволяет спасателям работать в дыхательных аппаратах.

О причинах аварии, по словам Шойгу, говорить еще рано, сначала надо провести спасательные работы. Понять, где был эпицентр взрывов.

На разборке завалов работают как спасатели, так и шахтеры.

Некоторые участки приходится проходить по нескольку раз, тела погибших могут быть под завалами.

Но если ли еще надежда на то, что под землей остаются живые люди?

- Моя профессия предусматривает только один ответ на этот вопрос, конечно, мы надеемся, что надежда есть, - сказал глава МЧС.


Глава МЧС Сергей Шойгу, Владимир Путин и первый вице-премьер Виктор Зубков были потрясены масштабами разрушений. Фото AFP.
Глава МЧС Сергей Шойгу, Владимир Путин и первый вице-премьер Виктор Зубков были потрясены масштабами разрушений. Фото AFP.

ВЕРСИЯ

Глава МЧС Сергей Шойгу: «Пока не увидим разрушения внутри шахты - невозможно назвать причину взрыва»

Даже спустя три дня с момента взрыва никто не может назвать точную причину: из-за чего на шахте, которая считалась самой безопасной в Кузбассе, прогремели два взрыва? - У следствия пока приоритетной версии нет. Мы рассматриваем две возможности - неисправность электрооборудования (датчиков, фиксирующих выброс метана. - Прим. ред.) и нарушение технологии во время добычи угля. Вообще о точных причинах говорить рано, поскольку в шахты пока никто из наших сотрудников не спускался, - прокомментировала официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре по Кемеровской области Надежда Ананьева. - Пусть вначале закончатся поисково-спасательные работы.Глава МЧС России Сергей Шойгу на вопрос о причинах ЧП ответил так:- Есть версии, что именно взорвалось: это газ и угольная пыль. А вот почему взорвалось... Пока мы еще не знаем о всех разрушениях, что там внутри. Мы видим только, что снаружи. Сначала произошел хлопок метана, который поднял угольную пыль. Потом из-за сочетания метана и пыли произошел второй взрыв через четыре часа. В причинах еще надо разбираться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Федеральный медико-биологический центр имени Бурназяна ФМБА России в Москве находится в критическом состоянии один из пострадавших при взрывах на кузбасской шахте "Распадская".

"На сегодняшний день двое из пострадавших тяжелые, но стабильные. Двое - крайне тяжелые, один из них находится в критическом состоянии. Мы боремся за его жизнь", - сказал генеральный директор этого центра Константин Котенко (далее).


Спасательные работы не прекращаются ни на минуту

Спасательные работы не прекращаются ни на минуту
Фото: АП

Сергей Шoйгу: «Пришло время сложных решений»

Спасатели пока не могут пробраться к месту, где предположительно могут находиться пропавшие без вести горняки шахты «Распадская», сообщил вечером во вторник, 11 мая, глава МЧС Сергей Шойгу.

По словам Шойгу, по одной из самых сложных точек, где были ограничения по времени в 48 часов из-за угрозы затопления, удалось уже пройти половину пути.

- Впереди еще 3,4 километра, - сказал тогда министр. - Но были проведены дополнительные исследования геологами и другими специалистами, и, по их расчетам, с момента остановки насоса водопонижения до затопления этого участка есть семь суток, трое из них уже прошли.

Еще на одном участке согласно расчетам специалистов до накопления предельной концентрации по метану остаются сутки. Это как раз тот участок, где было больше всего людей и к которому спасатели до сих пор не могут пройти (далее).


1
Масштаб разрушений огромен 
Фото: АП

Александр Сергеев, председатель Независимого профсоюза горняков России: «У нас один шахтер гибнет за 2 млн. тонн угля. На Западе - за 30 млн.»

- Одни и те же системные просчеты каждый раз вскрываются при шахтерских трагедиях.Причина первая - технологическая. Метан - это постоянный спутник угля. И чем больше и быстрее мы его добываем, тем больше метана выделяется. Шахта «Распадская» - очень производительная. И при добыче 1 тонны угля выделяется более 15 кубометров метана. Существующая технология предусматривает просто комбинированное проветривание, нагнетание воздуха. Но устаревшие системы не успевают за современными производительными комбайнами.

Например, в австралийских и американских шахтах руководствуются нормой: если газоносность более 9 кубометров на добытую тонну, то обязательно применяется принудительная дегазация угольного пласта. Для этого бурятся длинные скважины по всему пласту и откачивается метан еще до того, как туда придет угольный комбайн. После трагедии на шахте «Ульяновская» в 2007 году в Госдуму был внесен законопроект об обязательной дегазации. Он до сих пор не принят. Видимо, у собственников шахт довольно сильное лобби, которое не позволяет принять этот закон.Принудительная дегазация приводит к удорожанию тонны угля на 5 - 10 долларов.

Но даже не в этом основная причина - например, в Австралии и США предприятиям, которые внедряли такую систему, давали пятилетние льготы. У нас на этот счет в законодательстве ни строчки. И на «Распадской» получилось так: внедрили высокопроизводительную технику, но правила ведения горных работ и техники безопасности не поменяли, они прежние, устаревшие.Второе. Причиной такого большого количества жертв на «Распадской» стал не только метан, но и угольная пыль. Сегодня ее просто заливают водой. Но это неэффективно, нужны специальные пылеотсосы. Но опять-таки это дополнительные затраты - еще 5 - 7 долларов на тонну угля...

Третья проблема - в системе оплаты труда. Сегодня у нас горняки получают по выработке. Выполняешь норму - имеешь приличные деньги: 40 - 60 тысяч рублей. Это при выработке 5 - 7 тысяч тонн угля в месяц, как это было на «Распадской». Предполагаю, что шахта работала на пределе возможностей. Но если постоянно выделяется метан, то срабатывают датчики, система безопасности не дает добро на работу. Тогда шахтер норму не выполняет и получает только ставку - 12 - 15 тысяч рублей. Много говорят о том, что сами шахтеры закрывают датчики фуфайками. Но на это, как правило, дает разрешение или начальник участка, или непосредственный надзор на смене. Начальство говорит: «Гони!» И шахтеры «гонят» с риском для жизни. Во время кризиса же зарплата у всех упала, все рабочие сидят в кредитах...

Мы строим частную экономику, но система отношений на шахтах остается прежней: круговая порука. И принцип «я начальник, ты дурак»: сегодняшние правила позволяют собственнику безболезненно перекладывать свою ответственность на шахтера. Нужно менять систему оплаты труда. Человек должен получать 30 тысяч рублей только за умение работать. И тогда он подумает: а стоит ли рисковать собой и товарищами ради дополнительного заработка?Нужно обязать собственников шахт вкладываться в безопасность труда. Не государство должно платить вдовам за каждого шахтера по миллиону рублей, а собственник. И не по миллиону рублей! А по миллиону долларов! У нас сегодня за 2 млн. добытых тонн угля гибнет один шахтер. На Западе - за 30 млн. тонн.

Андрей РЯБЦЕВ


2
Ущерб от аварии на шахте "Распадская оценили в 5 миллиардов рублей 
Фото: АП

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа в Донецке офисный водительпогода.киевЮрис Стренга