Александр ШЕВЧЕНКО, Светлана КУЗИНА, Анна КУКАРЦЕВА. Фото Максима ЛЮКОВА. (23 апреля 2010)
Под крылом самолетов - снова Европа

Под крылом самолетов - снова Европа

В аэропорту «Борисполь» сейчас уже сравнительно спокойно.

Авиационный коллапс держал миллионы пассажиров в заложниках неделю - еще с 15 апреля. Сейчас воздушное сообщение налаживается. По данным организации по обеспечению безопасности полетов Евроконтроль, в среду были выполнены две трети рейсов, положенных по расписанию.

Теперь авиаторам надо не только летать вовремя, но и разгребать накопившиеся за неделю проблемы. В аэропорты Европы, где осталось много не улетевших вовремя украинцев, вместо обычных лайнеров летят воздушные суда большей вместимости.

Французский перевозчик Air France предупреждает: «Несмотря на все усилия, мы не можем гарантировать, что вы не испытаете дальнейших неудобств. Скорее всего, мы не сможем перевезти сразу всех пассажиров за несколько первых рейсов».

Авиакомпании подтверждают, что билеты на отмененные по вине вулкана рейсы можно сдать, деньги вернут. Или перебронировать на другие даты.

Украинские аэропорты открыты и работают в обычном режиме.

Онлайн-табло аэропортов Киева и мира, на котором можно узнать всю последнюю информацию о рейсах - здесь.  

КОМПЕТЕНТНО

«Летать сейчас уже не опасно...»

Виктор ТИМОШКИН, эксперт по безопасности полетов:

- В ситуации с авиаперелетами сейчас больше перестраховки. Чем опасны полеты в облаке? Тем, что на лопатках реактивных двигателей, на воздухо- и топливопроводах образуется кристаллический налет. Из-за него эти детали могут выйти из строя. Уже были тестовые полеты на небольших самолетах, и никакого налета не было обнаружено. Вообще известен всего один  случай повреждения самолета из-за вулканического облака. 20 лет назад в Индонезии «Боинг-747» попал в облако ночью. При этом никакого оповещения, как сейчас, тогда не было. И у него последовательно остановились все 4 двигателя.   

Пути решения проблемы есть. Например, полеты под нижней кромкой облака на самолетах меньшей пассажировместимости. Шум вокруг этого извержения напоминает крики о свином гриппе. Летать на самолетах, конечно, будут. Ситуация, в которой мы будем вынуждены передвигаться только поездами, маловероятна. Возможно, кто-то наживется на этом. Но не более того.  

НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Долго ли будет чадить вулкан

Заведующий кафедрой динамической геологии геологического факультета МГУ, профессор, кандидат геолого-минералогических наук Николай КОРОНОВСКИЙ - о вулкане в Исландии.

1. Сколько все-таки будет продолжаться извержение?

- Предыдущее извержение Эйяфьяллайекюль, которое случилось в 1821 году, длилось целый год. Но оно было другое. Поэтому прогноз дать невозможно. Некоторые говорят, что облако исчезнет через день-два, неделю, но все зависит от ветра. Нынешнее - эксплозивное извержение, то есть сопровождаемое взрывами. Когда эксплозивная энергия исчезнет, тогда магма может подняться выше и изливаться без взрывов. Для Исландии это характерно. Но там еще ледник, а он быстро тает. В Исландии ждут наводнения.

- В статье журнала «Нью Сайнтист» ученые рассказали, что, проанализировав состояние вулкана за последние 800 лет, они пришли к выводу, что он не успокоится в ближайшие 60 лет. Это так?

- Не уверен. Все может быть. Хотя все крупные  сопровождаемые взрывами извержения быстро кончались. Возьмите взрыв Везувия в 79-м году, когда за сутки под пемзовым туфом оказалась вся Помпея. Такие же короткие взрывы были на Кракатау в 1873 году. Взрыв - и все, тишина. Конечно, были цунами, пепел, но это одноразовое явление. На вулкане Тамбора в Индонезии тоже было извержение со взрывами. А они, как правило, длятся недолго. Но сколько «недолго», повторяю, мы не знаем.

2. Что там летает в воздухе?

- Главное - выбросы пепла. А пепел вулканический - это разорванная взрывом магма, силикатный расплав. Он мгновенно остывает и превращается в крохотные обломки вулканического стекла размером в доли миллиметра. Они поднимаются вверх и парят в облаках. Пока они выше 4000 метров не поднимались. Но уже около вулкана сам столб этого пепла достигает 8 км. Опасность для нас вот в чем. Пепел - это стекло. Попадая в двигатель самолета, при  высокой температуре он расплавляется, и двигатель останавливается. 

3. Есть ли еще такие опасные вулканы?

- Мы не можем сказать, где и когда случатся извержения. Например, на Гавайях вулкан все время извергается, но как? Взрывов катастрофических нет. В России такие вулканы на Камчатке есть. Тоже постоянно «дымят»...

4. Можно ли противостоять вулкану?

- К сожалению, человек бессилен. И если вулкан решит извергаться долго, никто его не остановит. Но постарайтесь смотреть на это не как на трагедию, а  лишь как на изменение планов.

5. Опасен ли пепел для здоровья?

Кому в принципе по мнению врачей повышенное содержание пепла в воздухе может нанести вред, так это аллергикам, которые реагируют на пыльцу растений - так как пепел увеличивает проницаемость пыльцы.  Может ухудшиться состояние астматиков. Если в пепле будут присутствовать частицы тяжелых металлов, то это может быть опасным для людей с проблемами ЦНС и гипертоников. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Начнем ходить друг к другу в гости и отдыхать на Родине?

Вовлеченными в странные игры исландской природы оказались миллионы. Половина из них неделю торчит по аэропортам Европы. Остальные сидят дома и злятся: конференции, встречи, переговоры летят к чертям, отпуск неумолимо накрывается медным тазом, и никто при этом не виноват. 

А что, если ТАК теперь будет всегда? Что если Эйяфьяллайекюль и впрямь будет коптить небо еще 60 лет? Значит, бежать за авиабилетом по каждому мелкому поводу мы перестанем.

Настанет эпоха вебинаров и скайп-конференций. Действительно, что мешает ученым, сидя в домашнем кресле, обсуждать все то же, что обсуждалось бы на «живой» встрече? Только зря топливо тратить на перевозку этих нескончаемых научных делегаций…

Появятся новые железнодорожные маршруты. Времени на поездки по Европе понадобится больше. Начнем тщательнее прорабатывать свои планы. А вот это наше «метнусь-ка завтра в Амстердам, а оттуда в город-герой Лондон, пожалуй» придется забыть. 

Толпы наших туристов в экзотических странах перестанут раздражать аборигенов. Если полететь в Турцию будет нельзя, глядишь, и впрямь расцветут курорты Крыма.

И потом, когда летать станет некуда - вдруг мы наконец обратим свой взор на то, что рядом? Начнем ходить друг к другу в гости, а? И даже ездить в другие города. А то Европа, Европа… Тут в Виннице и Чугуеве столько хороших людей без нашей дружбы пропадает! 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа в Харькове страховым агентомисточникPeter Jacobson