Сенсационное заявление ученых: вулкан Исландии не успокоится 60 лет, а пик извержений будет в 2030-м

Исландский вулкан может оставить нас без теплого лета. Фото: АП

Вулкан, который парализовал авиасообщение в Европе и Украине, просыпался незаметно в течение последних десяти лет. И напоминал о себе подземными толчками. Последнее землетрясение, которое спровоцировал Эйяфьяллайекюль, произошло в конце мая 2008 года. Эпицентр землетрясения магнитудой 6,2 находился в 50 километрах от столицы Исландии - Рейкьявика. Таким образом, уже почти год назад вулкан вошел в активную фазу, взорвался в эту среду, 14 апреля, и не собирается засыпать вновь. Все сейсмографические данные говорят о том, что впереди нас ожидает большое количество извержений и очень крупных землетрясений.

- Вулканы в Исландии просыпаются с периодичностью приблизительно 50-80 лет, - объясняет Торволдер Тордарсон, эксперт по исландским вулканам в университете Эдинбурга (Великобритания). - И повышение сейсмоактивности за последние 10 лет указывает на то, мы, скорее всего, вступили в активную фазу извержений. Поэтому во второй половине 20 века и было так непривычно тихо.

В 1998 году вулканолог Гадрун Ларсен из университета Исландии в Рейкьявике и ее коллеги проанализировали данные исторических отчетов и образцы слоев лавы за последние 800 лет, и убедились, что вулканизм Исландии проходит циклы высокой и низкой активности, сообщает New Scientist.

Пики этих циклов, вероятно, непосредственно связаны с чередой землетрясений, которые ослабляют напряжение на тектонических разломах вблизи Исландии, вызванного рифтогенезом в Атлантическом океане. Рифтогенезом называют процесс горизонтального растяжения земной коры, приводящий к возникновению очень длинных впадин, ограниченных глубокими продольными разломами. В результате чего дно океана как будто раскалывается.

Ларсен и ее коллеги показали, что толщина ледника Ватнаёкуль в Исландии, под которым скрываются очень активные вулканы Гримсвотн и Бардарбунга, взрывалась от 6 до 11 раз каждые 40 лет во время цикла высокой активности, и всего три раза в 40 лет при низкой активности. В других регионах Исландия прослеживается такая же периодичность извержений. К слову сказать, огромное скопление магмы вулкана Гримсвотн извергалось в 2004 году, направив вверх клубы дыма из пепла и диоксида серы, которые были обнаружены далеко от места извержения, недалеко от Норвегии.

- В цикле высокой активности извержения вулканов становятся не только более частыми, но и более интенсивными, - объясняет вулканолог Тордарсон. - Так, например, самые разрушительные извержения в Исландии, включая взрыв вулкана Лаки, были в 1783 году, когда лавы было выброшено несравненно больше, чем при извержении любого другого вулкана. Ею была покрыта площадь в 565 квадратных километров! Погибло более чем половина домашнего скота всей страны. Это в свою очередь привело к голоду, от которого умерло четверть народонаселения. Катастрофа произошла, когда земной раскол в Атлантике только начинался. И теперь, если мы вновь вступаем в более активную фазу, то такие большие извержения станут более вероятными.

Судя по недавней вулканической и сейсмической активности, Тордарсон и его коллеги считают, что Исландия входит в свою новую активную фазу, которая продлится в течение 60 лет или больше, а пик придется на годы между 2030 и 2040 годами.

Кстати, в последний раз Эйяфьятлайокудль начал извергаться в декабре 1821 года, и это продлилось до января 1823 года. Но тогда жизнь людей еще не зависела от самолетов.

Напомним, вчера утром из-за вулкана закрылся аэропорт Борисполь. Сейчас залы аэропорта  переполнены, там не хватает стульев, единственное кафе забито, в автоматы с кофе и напитками стоит очередь. Таксисты берут за поездку из аэропорта от 500 до 700 гривен. (Кстати, похожая ситуация с такси была во время терактов в московской подземке – тогда местные водители тоже в несколько раз подняли цены).

Как рассказала начальник пресс-службы Борписполя Людмила Петрив, не исключено также, что самолеты не будут летать из Борисполя и сегодня.

Билеты тех, кто летит в Европу, авиакомпании перебронируют на другие дни. Пока не ясно, как будет возмещать стоимость билетов тем, кто хочет их вернуть, передают наши корреспонденты из Борисполя. В то же время, пресс-служба Международных Авиалиний Украины сообщила, что готова вернуть деньги своим клиентам.

Справка аэропорта Борисполь: 044 585-72-54. Правда, дозвониться сегодня туда будет сложно. В пресс-службе аэропорта советуют пробовать узнавать информацию у своих туропертаторов или на сайтах авиакомпаний, которыми вы собирались лететь.

Отметим, что сайт аэропорта тоже недоступен. Главная страница встречает пользователей таким сообщением: «The page you are looking for is temporarily unavailable. Please try again later». Как рассказали нам в пресс-службе Борисполя, он перестал работать из-за того, что не выдержал наплыва посетителей.

Мы также писали о том, что Донецкий и Днепропетровский аэропорты тоже отменили все рейсы.

А в Луганском и Харьковском аэропортах задержали рейсы на Борисполь.

Уважаемые читатели, если вы обладаете какой-либо информацией по поводу отмены рейсов и возврата билетов пишите нам в комментариях!

Прописалось оно в 2015 году : Матиос опубликовал фото  крымский  паспорта экс-налоговика
"Прописалось оно в 2015 году": Матиос опубликовал фото "крымский" паспорта экс-налоговика [фото] 780

Один из 23 задержанных налоговиков, который пытался в день задержания сбежать из страны, имел российский паспорт с пропиской в оккупированной Ялте.

Ярославский купил у "Евраза" Сухую Балку 361

Страны  Большой семерки  подписали декларацию о борьбе с терроризмом
Страны "Большой семерки" подписали декларацию о борьбе с терроризмом 190 2

При этом представители G7 не смогли достичь соглашения по климатическому соглашению.

Египет нанес удары в Ливии после расстрела христиан
Египет нанес удары в Ливии после расстрела христиан 715 1

Авиация атаковала базы, которые располагаются на востоке страны.

Фото: в Берлине авто протаранило людей на лестнице станции метро
Фото: в Берлине авто протаранило людей на лестнице станции метро [дополнено] 779

По предварительной информации пострадали шесть человек, о погибших не сообщается.

Видео: в Москве взорвался и сгорел пассажирский автобус
Видео: в Москве взорвался и сгорел пассажирский автобус [фото, видео] 827

В результате никто не пострадал, так как пассажиров в транспорте не было.

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 600 1

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине
В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине 923

Об этом на своей странице в соцсети рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес 264

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

Животы разболелись : мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой
"Животы разболелись": мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой 888 3

Когда пицца была почти вся съедена мусульманские супруги поняли, что лакомились свининой.

Укрзализныця  назначила дополнительные поезда на Троицу
"Укрзализныця" назначила дополнительные поезда на Троицу 175

Поезда будут курсировать по самым востребованным направлениям.

Омелян: в этом году в Украине может появиться отечественный лоукостер
Омелян: в этом году в Украине может появиться отечественный лоукостер 190 1

На данный момент создание национальной авиакомпании находится на стадии переговоров.

Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский

Экс-советнику президента США было 89 лет. Он умер в ночь на 27 мая. Рядом с Бжезинским была его супруга.

Ариана Гранде даст благотворительный концерт в поддержку пострадавших в Манчестере 122

Артистка прервала свой европейский тур.

Шоу Холостяк-7: стало известно имя победительницы
Шоу Холостяк-7: стало известно имя победительницы 7344

Главный герой проекта "Холостяк" Дмитрий Черкасов надел кольцо на палец девушке, в которую влюбился.

Паулу Фонсека:  Я хочу продолжать быть  женатым  на  Шахтере
Паулу Фонсека: "Я хочу продолжать быть "женатым" на "Шахтере" 191

Главный тренер донецкого клуба провел пресс-конференцию после поражения от киевского "Динамо"

Сергей Ребров:  Надеюсь, поговорю с президентом сегодня-завтра
Сергей Ребров: "Надеюсь, поговорю с президентом сегодня-завтра" 268 1

Тренер киевского "Динамо" ответил на вопросы журналистов после победы над "Шахтером" в Харькове

Экс-футболист  Тоттенхэма  оставит спорт ради карьеры в порно
Экс-футболист "Тоттенхэма" оставит спорт ради карьеры в порно 426

Тренер клуба попытается его уговорить остаться.