Сенсационное заявление ученых: вулкан Исландии не успокоится 60 лет, а пик извержений будет в 2030-м

Исландский вулкан может оставить нас без теплого лета. Фото: АП

Вулкан, который парализовал авиасообщение в Европе и Украине, просыпался незаметно в течение последних десяти лет. И напоминал о себе подземными толчками. Последнее землетрясение, которое спровоцировал Эйяфьяллайекюль, произошло в конце мая 2008 года. Эпицентр землетрясения магнитудой 6,2 находился в 50 километрах от столицы Исландии - Рейкьявика. Таким образом, уже почти год назад вулкан вошел в активную фазу, взорвался в эту среду, 14 апреля, и не собирается засыпать вновь. Все сейсмографические данные говорят о том, что впереди нас ожидает большое количество извержений и очень крупных землетрясений.

- Вулканы в Исландии просыпаются с периодичностью приблизительно 50-80 лет, - объясняет Торволдер Тордарсон, эксперт по исландским вулканам в университете Эдинбурга (Великобритания). - И повышение сейсмоактивности за последние 10 лет указывает на то, мы, скорее всего, вступили в активную фазу извержений. Поэтому во второй половине 20 века и было так непривычно тихо.

В 1998 году вулканолог Гадрун Ларсен из университета Исландии в Рейкьявике и ее коллеги проанализировали данные исторических отчетов и образцы слоев лавы за последние 800 лет, и убедились, что вулканизм Исландии проходит циклы высокой и низкой активности, сообщает New Scientist.

Пики этих циклов, вероятно, непосредственно связаны с чередой землетрясений, которые ослабляют напряжение на тектонических разломах вблизи Исландии, вызванного рифтогенезом в Атлантическом океане. Рифтогенезом называют процесс горизонтального растяжения земной коры, приводящий к возникновению очень длинных впадин, ограниченных глубокими продольными разломами. В результате чего дно океана как будто раскалывается.

Ларсен и ее коллеги показали, что толщина ледника Ватнаёкуль в Исландии, под которым скрываются очень активные вулканы Гримсвотн и Бардарбунга, взрывалась от 6 до 11 раз каждые 40 лет во время цикла высокой активности, и всего три раза в 40 лет при низкой активности. В других регионах Исландия прослеживается такая же периодичность извержений. К слову сказать, огромное скопление магмы вулкана Гримсвотн извергалось в 2004 году, направив вверх клубы дыма из пепла и диоксида серы, которые были обнаружены далеко от места извержения, недалеко от Норвегии.

- В цикле высокой активности извержения вулканов становятся не только более частыми, но и более интенсивными, - объясняет вулканолог Тордарсон. - Так, например, самые разрушительные извержения в Исландии, включая взрыв вулкана Лаки, были в 1783 году, когда лавы было выброшено несравненно больше, чем при извержении любого другого вулкана. Ею была покрыта площадь в 565 квадратных километров! Погибло более чем половина домашнего скота всей страны. Это в свою очередь привело к голоду, от которого умерло четверть народонаселения. Катастрофа произошла, когда земной раскол в Атлантике только начинался. И теперь, если мы вновь вступаем в более активную фазу, то такие большие извержения станут более вероятными.

Судя по недавней вулканической и сейсмической активности, Тордарсон и его коллеги считают, что Исландия входит в свою новую активную фазу, которая продлится в течение 60 лет или больше, а пик придется на годы между 2030 и 2040 годами.

Кстати, в последний раз Эйяфьятлайокудль начал извергаться в декабре 1821 года, и это продлилось до января 1823 года. Но тогда жизнь людей еще не зависела от самолетов.

Напомним, вчера утром из-за вулкана закрылся аэропорт Борисполь. Сейчас залы аэропорта  переполнены, там не хватает стульев, единственное кафе забито, в автоматы с кофе и напитками стоит очередь. Таксисты берут за поездку из аэропорта от 500 до 700 гривен. (Кстати, похожая ситуация с такси была во время терактов в московской подземке – тогда местные водители тоже в несколько раз подняли цены).

Как рассказала начальник пресс-службы Борписполя Людмила Петрив, не исключено также, что самолеты не будут летать из Борисполя и сегодня.

Билеты тех, кто летит в Европу, авиакомпании перебронируют на другие дни. Пока не ясно, как будет возмещать стоимость билетов тем, кто хочет их вернуть, передают наши корреспонденты из Борисполя. В то же время, пресс-служба Международных Авиалиний Украины сообщила, что готова вернуть деньги своим клиентам.

Справка аэропорта Борисполь: 044 585-72-54. Правда, дозвониться сегодня туда будет сложно. В пресс-службе аэропорта советуют пробовать узнавать информацию у своих туропертаторов или на сайтах авиакомпаний, которыми вы собирались лететь.

Отметим, что сайт аэропорта тоже недоступен. Главная страница встречает пользователей таким сообщением: «The page you are looking for is temporarily unavailable. Please try again later». Как рассказали нам в пресс-службе Борисполя, он перестал работать из-за того, что не выдержал наплыва посетителей.

Мы также писали о том, что Донецкий и Днепропетровский аэропорты тоже отменили все рейсы.

А в Луганском и Харьковском аэропортах задержали рейсы на Борисполь.

Уважаемые читатели, если вы обладаете какой-либо информацией по поводу отмены рейсов и возврата билетов пишите нам в комментариях!

Министр экологии Франции потерял сознание во время выступления в парламенте
Министр экологии Франции потерял сознание во время выступления в парламенте 132

Чиновник с самого начала пожаловался на плохое самочувствие.

Иран обвинил США в провокации из-за стрельбы в Персидском заливе
Иран обвинил США в провокации из-за стрельбы в Персидском заливе 96

В оборонном ведомстве страны сказали, что экипаж судна не обратил на этот инцидент внимания.

Истребитель НАТО подняли на перехват российских бомбардировщиков в районе Черного моря 705 1

Российская авиация оказалась рядом с воздушной зоной альянса.

В  Борисполе  задержан экс-чиновник Генпрокуратуры
В "Борисполе" задержан экс-чиновник Генпрокуратуры 236

Правоохранители подозревают его в растрате имущества.

Молодая жена серийного убийцы Сергея Ткача:  Мама, я люблю маньяка!
Молодая жена серийного убийцы Сергея Ткача: "Мама, я люблю маньяка!" 641

Как сумел самый жестокий украинский убийца обрести в тюрьме семейное счастье.

Скниловская трагедия: вину за гибель 77 зрителей никто так и не признал
Скниловская трагедия: вину за гибель 77 зрителей никто так и не признал 296

С момента авиакатастрофы во Львове прошло 15 лет.

Евросоюз опубликовал соглашение об ассоциации с Украиной
Евросоюз опубликовал соглашение об ассоциации с Украиной 308 1

Документ вступит в силу с 1 сентября.

Эксперт: Если цены растут, значит, люди готовы покупать
Эксперт: Если цены растут, значит, люди готовы покупать 807 1

С 1 июля в Украине было отменено госрегулирование цен на продукты.

Новые  пенсионеры будут получать в полтора раза больше  старых
"Новые" пенсионеры будут получать в полтора раза больше "старых" 1428

Через 10 лет "новые" пенсионеры будут получать в среднем 6040 гривен пенсии.

Назаренко объяснил, почему подал в отставку
Назаренко объяснил, почему подал в отставку 516

Бывший глава погранслужбы говорит, что это решение связано с его состоянием здоровья.

А как вы к этому относитесь?
А как вы к этому относитесь? [вопрос дня] 88

Некоторые политики стали позволять себе публично ругаться матом.

Одесский школьник стал лучшим в мире знатоком физики
Одесский школьник стал лучшим в мире знатоком физики 325

11-классник Роман Солецкий завоевал золото на международной олимпиаде, обойдя участников из 88 стран.

Украинская студия Gloria FX третий год подряд может победить на  MTV Video Music Awards 2017
Украинская студия Gloria FX третий год подряд может победить на MTV Video Music Awards 2017 [видео] 65

Ребята из Днепра, создающие спецэффекты для клипов мировых знаменитостей, снова номинированы на престижную премию.

Сандре Буллок - 53 года: как  Мисс Конгениальность  менялась с годами
Сандре Буллок - 53 года: как "Мисс Конгениальность" менялась с годами [фото] 596

26 июля актриса празднует День Рождения.

Певица Луна стала лицом грузинского модного бренда
Певица Луна стала лицом грузинского модного бренда [фото] 233

Дизайнер при создании нарядов вдохновлялась "лунным сиянием".

Ярмоленко:  С  Янг Бойз  будет интересно
Ярмоленко: "С "Янг Бойз" будет интересно" 87

Капитан киевского "Динамо" ответил на вопросы о предстоящем старте еврокубкового сезона

Марадона:  Мой гол рукой? Его бы не засчитали при системе видеоповторов
Марадона: "Мой гол рукой? Его бы не засчитали при системе видеоповторов" 52

Аргентинец высказался в поддержку новых технологий.

Хацкевич:  Шахтер  и  Янг Бойз ? Прошлогоднюю игру не анализировали