Подготовили Наталия ГРАЧЕВА (Наш соб. корр.), Владимир ЛАГОВСКИЙ и Юлия СМИРНОВА. Фото REUTERS. (17 апреля 2010)
Всего один вулкан вернул людей с небес на землю

Вулкан выбрасывает зловонные тучи каждую минуту.

НЕ ЖДАЛИ

Извержение вулкана с названием, которое почти невозможно выговорить - Эйяфьятлайокутль (Eyjafjallajoekull), началось еще 21 марта. И поначалу лишь радовало  путешественников. Фантастическое зрелище - огонь вырывается из-подо льда! За редкими кадрами в Исландию полетели любители экзотики. А местные жители начали угощать их мясом, поджаренным на вулканическом жаре.

Но успокоившийся было вулкан снова разбушевался 14 апреля. Начал выбрасывать на огромную высоту тучи пепла, лава стала растапливать лед, талая вода - заливать окрестности.

За короткое время атмосферные потоки разнесли вулканический пепел на огромные расстояния. К сегодняшнему дню он, по сути, накрыл всю Европу. А это привело к тому, что пришлось отменить тысячи рейсов. Европейские аэропорты закрываются один за другим.

Извержение вулкана стало полной неожиданностью. Ученые его не предсказывали. Да и сам Эйяфьятлайокутль считался спокойным - последний раз извергался в 1821 году. Правда, буйствовал аж до 1823 года.

Однако прогноз, который эксперты сделали 21 марта, подтвердился. Тогда ученые пугали, что возможно гораздо более сильное извержение. Так и случилось 14 апреля.

ПАХНЕТ СЕРОЙ, КАК В АДУ

Авиарейсы отменяют, потому что вулканический пепел опасен для самолетов. А чем?

- Вулканический пепел состоит из частичек стекла размером менее 2 миллиметров, - объясняет авиаинженер Игорь Васенков. - Частички очень твердые. Они действуют на детали, словно абразив. Сначала повреждают элементы компрессора. Плавятся в камерах сгорания, закупоривая их. И налипают далее на лопатках турбины. Двигатели в итоге могут остановиться. И такое бывало.

Бог огня показал свой лик. Исландский вулкан извергается сейчас из трех жерл. Они контрастно проявились на снимке, сделанном в тепловых лучах, и образовали некую кошмарную физиономию - то ли дьявола, то ли бога огня.

Бог огня показал свой лик.

Игорь Андреевич рассказал о случае, который произошел в июне 1982 года. «Боинг-747» британской авиакомпании, следовавший из Лондона в Новую Зеландию, пролетел через облако пепла. Его выбросил индонезийский вулкан Галунгунг.

Экипаж пепла не видел, но заметил, что стекло кабины стало светиться. Далее свечение перекинулось на двигатели. В салоне запахло серой. Через несколько минут все 4 двигателя самолета-гиганта заглохли. И он, планируя, устремился вниз с высоты 11 километров.

Через 12 минут планирования на высоте 4 километров удалось сначала запустить два двигателя, потом еще один. В итоге лайнер благополучно совершил аварийную посадку в аэропорту Джакарты.

КАК ДОЛГО ПРОДЛИТСЯ ШОУ

Вулканический пепел со временем оседает, освобождая дорогу самолетам. И процесс этот уже идет. Но продолжается и другой - извержение, которое сопровождается неослабевающими выбросами пепла. Конкурируя, эти процессы и влияют на ситуацию.

Делать прогнозы никто не рискует. Сколько продлится нынешнее извержение, неизвестно. Но в позапрошлом веке Эйяфьятлайокутль  плевался пеплом более 12 месяцев. К тому же ученые опасаются, что извергающийся ныне вулкан разбудит соседние. Например, вулкан Катла, который исторически просыпается каждые 50 лет. Но не извергался с 1918 года.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Пропало лето?

Метеорологи сравнивают нынешний коллапс со страшным извержением Кракатау в 1883 году. Тогда на всей планете похолодало на несколько градусов.

- Воздушные потоки над Европой обычно движутся с запада на восток, - рассказал «Комсомолке» ведущий специалист российского центра «Фобос» Леонид Старков. - В том же направлении несет и облако пепла - из Северной Атлантики на Европу и дальше, в Россию.

В ближайшие сутки ветер будет юго-восточным, так что под прицелом вулкана окажутся Великобритания, Франция, Германия, затем страны Балтии, Скандинавия и северо-запад России. К тому же скорость ветра увеличится. В этом есть и плюс, и минус. Плюс в том, что пепел будет быстрее рассеиваться. Минус - облако будет нести на восток быстрее.

- Изначально облако пепла находилось на высоте около 7 - 8 километров, - поясняет Леонид Старков. - Сейчас оно оседает. И  Европейцы уже вдыхают частицы вулканического пепла. Жителям России и Украины, думаю, надевать противогазы не придется. - Скорее всего, визуально они ничего и не заметят. Определить, что шлейф исландского извержения начал накрывать, можно только с помощью радиоспектрального и химического анализа.

- Катастрофические извержения меняли даже климат на Земле. Чего ждать от нынешнего?

- Облако пепла из  вулкана Кракатау, взорвавшегося в 1883 году, два раза обогнуло Землю. И на несколько лет на всей планете средняя температура понизилась на несколько градусов.

Механизм «вулканической зимы» такой: когда концентрация частиц пепла в атмосфере велика, они становятся экраном - отражают солнечные лучи и не дают им нагревать воздух.

Дым над Северным полушарием

Пепел, поступающий из Исландии, может дать картину, более похожую на ту, которая сложилась после извержения вулкана Эль-Чичон в Мексике в июне 1982 года. Тогда шлейф дыма и пыли намотался на Северное полушарие и словно бы накрыл его шапочкой. Шапочка рассасывалась три года. И несколько последующих зим стали очень холодными. А в другом полушарии - например, в Австралии - случились засухи.

Не исключено, что аналогичным образом климат будет вести себя и после нынешнего извержения.

Видео, фотогалерея и репортажи об  извержении вулкана - здесь>>

Коновалюк рассказал, что нужно сделать для привлечения инвестиций из Китая 19

Специальный закон о защите инвестора, в котором будут прописаны государственные гарантии и условия реализации инвестпроектов, должен быть принят парламентом в ближайшее время.

Савченко сказала, что идет в президенты, а ее партия - в парламент
Савченко сказала, что идет в президенты, а ее партия - в парламент 289 2

Народный депутат решила достичь максимума в политической карьере и занять пост главы государства. Говорит, что готова нести ответственность за Украину.

Рынок земли даст фермерам стимул долгосрочного инвестирования в нее 40

Открытый рынок земли даст стимул для инвестирования в аграрные проекты с долгосрочной окупаемостью и выращивания более сложных, но высокомаржинальных сельхозкультур.

В Киеве поймали на взятке замначальника управления Генпрокуратуры
В Киеве поймали на взятке замначальника управления Генпрокуратуры [фото] 11

Коррупционера поймали во время передачи денег.

В Киеве будут судить 16-летнюю внучку, которая убила бабушку
В Киеве будут судить 16-летнюю внучку, которая убила бабушку 186

Подростки с особой жестокостью расправились с пенсионеркой и завладели средствами на сумму 6240 гривен.

В Днепре нарушитель ПДД покусал оператора информагентства
В Днепре нарушитель ПДД покусал оператора информагентства 340

Сын с мамой явились к журналистам, требуя опровергнуть информацию, и не смогли удержать себя в руках.

Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12%
Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12% 18

Уже сейчас многие компании вынуждены повышать тарифы на свои услуги, чтобы платить повышенные зарплаты.

Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита
Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита 810 2

Эксперт: на скорое возвращение Донбасса правительство уже не рассчитывает.

Несмотря на кризис, Бахматюк планирует прибыль Ukrlandfarming на уровне 10-15% 68

Глава совета директоров крупнейшего в Евразии агрохолдинга Ukrlandfarming Олег Бахматюк прогнозирует рост EBITDA компании на уровне 10-15% по итогам 2017 года.

Мать призывника-срочника:  Сына – в армию, а меня – в АТО
Мать призывника-срочника: "Сына – в армию, а меня – в АТО"

Весенний призыв в армию – заканчивается. На службу призовут 14 тысяч человек.

Щитовидная железа: 7 симптомов, что с ней проблемы
Щитовидная железа: 7 симптомов, что с ней проблемы 967

25 мая вся планета отмечает Всемирный день щитовидной железы.

Не плагиат: Джефф Кунс купил авторские права на статуэтку украинской художницы
Не плагиат: Джефф Кунс купил авторские права на статуэтку украинской художницы 222

Сам скульптор ранее заявлял, что фарфоровую статуэтку он случайно нашел на заброшенном советском заводе.

Пираты карибского моря 5 : игрушечное кино
"Пираты карибского моря 5": игрушечное кино 32

"КП" в Украине" побывала на премьере пятой части легендарной саги о пирате Джеке Воробье.

Режиссер Роман Полански показал Каннам трусы
Режиссер Роман Полански показал Каннам трусы [фото] 410

Прославленный режиссер засветил нижнее белье. Навряд ли эта картина покажется кому-то впечатляющей, но маэстро всегда великолепен, не так ли?

В Одессе  Правый сектор  готовит протест против концерта Лободы
В Одессе "Правый сектор" готовит протест против концерта Лободы 822 1

Проукраинские активисты возмущены тем, что после выступлений певицы в российских ток-шоу, ее пригласили в одесский клуб.

Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта
Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта 618 7

Это означает, что федерации этих видов могут претендовать на господдержку.

Тарас Степаненко стал отцом в третий раз
Тарас Степаненко стал отцом в третий раз [фото] 947

В семье полузащитника "Шахтера" пополнение накануне матча против киевского "Динамо"

Поветкин выйдет на ринг против украинца Андрея Руденко
Поветкин выйдет на ринг против украинца Андрея Руденко 423

Экс-чемпион мира попытается вернуться после допингового скандала.