Антон ЮЛАЕВ. Фото из отчета МАК. (3 июня 2009)
Перед гибелью пассажирка успела отправить SMS: «У командира голос абсолютно пьяного человека...»

Перед гибелью пассажирка успела отправить SMS: «У командира голос абсолютно пьяного человека...»

Под Пермью 14 сентября 2008 года погибли 88 человек.

Межгосударственный авиакомитет (МАК) опубликовал свое расследование катастрофы «Боинга-737», рухнувшего при заходе на посадку в Перми 14 сентября прошлого года. Погибли все 88 человек, бывших на борту. Среди них - два пилота, четыре бортпроводника и 82 пассажира. Напомним, пилоты, не справившись с управлением, заставили самолет сделать «бочку» и разбили машину. Это, пожалуй, самый подробный отчет о катастрофе, который МАК когда-либо выставлял на всеобщее обозрение. На 168 страницах документа эксперты шаг за шагом разбираются в причинах трагедии. После изучения доклада становится понятно: катастрофа стала закономерным итогом наплевательского отношения к обеспечению безопасности полетов в компании «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет. Драма стала следствием огромного множества недосмотров, халатного отношения к инструкциям, отсутствия подготовки у пилотов и технических проблем. Общее ощущение такое: в кабину неисправного самолета посадили двух спящих трактористов, а потом внезапно растолкали и заставили сажать машину на землю...

Мы приводим выдержки из сенсационного документа.

БОРТПРОВОДНИКИ СКАЗАЛИ, ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО

Пассажиры почувствовали неладное с самого начала, еще перед взлетом: «Комиссией был получен текст сообщения (SMS), отправленного с борта самолета одной из пассажирок своему знакомому в Великобритании. Сообщение было отправлено перед запуском двигателя, примерно в 20.59. В данном текстовом сообщении говорится, что отправитель очень сильно напуган, так как при предполетном обращении к пассажирам голос КВС (командира воздушного судна. - Ред.) звучал, как голос «совершенно пьяного человека». Из данного сообщения следует, что среди пассажиров возникло сильное беспокойство, но бортпроводники сказали, что все нормально.

ВОЗДУШНАЯ АКРОБАТИКА

Но все было очень ненормально. Опустим сам процесс полета, он шел более-менее штатно. А вот при посадке началась настоящая эквилибристика. Пилоты «раскачали» огромный лайнер, как гнилой зуб. Один тянул штурвал влево, другой - вправо. Остается только догадываться, что в это время чувствовали пассажиры.

«После срабатывания предупреждающей сигнализации и окрика второго пилота: «А! Ты куда? Ты что делаешь?» - экипаж, вероятно, совместными усилиями вернул самолет в горизонтальный полет. Однако при этом самолет вновь был переведен в набор высоты, который никем из пилотов замечен не был. В результате вновь произошла потеря скорости...»

При этом оба пилота, похоже, не вполне понимали, что происходит и как вообще управлять чертовой железякой, внезапно ставшей летящим к земле гробом. 


Лайнер накануне катастрофы. Обведены фрагменты, уцелевшие после падения.

Лайнер накануне катастрофы. Обведены фрагменты, уцелевшие после падения.

«В 23.08.55 второй пилот попросил командира взять управление («...возьми, а! Возьми, возьми..!»), очевидно, понимая, что он сам не справляется с управлением самолетом. Однако и КВС к этому моменту не был готов взять управление: «Да что «возьми», нцв (нецензурные выражения. - Ред.), я ж тоже не могу!» Тем не менее спустя секунду резким движением штурвала влево КВС увеличивает крен с 30° до 76°. КВС не только неправильно определил направление вывода из крена, но и сделал необычное для нормального пилотирования резкое отклонение штурвала.


Белые точки - это обломки самолета...

Белые точки - это обломки самолета...

Это свидетельствует о наступившем нервном срыве и потере хладнокровия. Второй пилот немедленно среагировал на ошибочные действия командира: «Наоборот, в другую сторону!» - и, скорее всего, в очередной раз помог КВС вывести самолет из глубокого крена.

С момента времени 23.09.03 и до конца полета самолетом управлял КВС. Резкие, несоразмерные движения штурвалом то в одну, то в другую сторону при полном отсутствии контроля и управления говорят о том, что КВС потерял пространственное положение из-за неправильной трактовки крена на авиагоризонте. Второй пилот, видя такие действия командира, пытался остановить его: «(нцв...), ...что мы делаем-то?!..» Однако КВС уже был не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. В 23.09.14 он совершает критическую ошибку - резко отклоняет штурвал влево, практически до упора».

«НИЗКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ»

Проблемы были и с самолетом. Причем начались они давно, и в авиакомпании об этом знали. Но ничего не сделали.

«В последний полет 13 сентября 2008 года самолет был выпущен с 2 открытыми отложенными дефектами (такие дефекты, вылет с которыми разрешен при условии их дальнейшего устранения. Тем не менее такие неисправные системы задействовать в полете запрещается. - Ред.), включая автомат тяги. Этот дефект начал проявляться с 6 августа и, несмотря на неоднократные записи членов экипажей в бортжурнале, техническим составом устранен не был. Комиссия установила, что во всех 7 полетах, включая аварийный, 4 разных экипажа использовали автомат тяги в полете. Использование в полете систем самолета, официально внесенных в список отложенных неисправностей, свидетельствует о низкой культуре в области безопасности полетов у летного состава авиакомпании».

А КАК ОНИ ТАМ ОКАЗАЛИСЬ?

Так почему же пилоты не смогли нормально произвести посадку?

«Оба пилота не имели опыта работы в составе двухчленного экипажа на воздушных судах, оснащенных современным электронным оборудованием. Специальную подготовку по программе вывода самолета из сложных пространственных положений никто из пилотов не проходил.

При переучивании КВС на тип Boeing 737 был выявлен ряд недостатков:

  • после переучивания, перед прохождением программы ввода в строй, КВС в течение 4 месяцев продолжал полеты на прежнем типе Ту-134, который имеет принципиальные отличия от Boeing 737;
  • при перерыве после переучивания более 90 дней обязательная тренировка на тренажере не проводилась».

Но виновны не только пилоты, а еще и те, кто вообще разрешил им летать.

«Комплектование экипажа было выполнено без учета уровня профессиональной подготовки КВС и второго пилота. К командиру ВС, имеющему малый опыт работы в этой должности, в состав двухчленного экипажа был назначен второй пилот, имеющий малый опыт работы на данном типе ВС, причем оба ранее выполняли полеты только в составе многочленного экипажа».

УСТАЛОСТЬ И АЛКОГОЛЬ

«Продолжительность предполетного отдыха экипажа соответствовала установленным требованиям. Однако за последние три дня КВС выполнял 7-й полет, из которых 3, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11 - 12 сентября КВС выполнил 4 полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Таким образом, накопившаяся усталость могла оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние и действия КВС.

По результатам судебно-медицинской экспертизы установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. В течение по крайней мере последних 30 минут полета уровень психоэмоционального напряжения КВС на 40 - 70% превышал нормальный рабочий уровень. Наиболее вероятными причинами явилось наличие алкоголя в его организме и/или накопленная усталость, а, скорее всего, комбинация этих факторов».

Читайте полный отчет МАК

Политика

 МР3-диски менял? : киевляне встретили Луценко на Петровке
"МР3-диски менял?": киевляне встретили Луценко на Петровке [фото]

Генпрокурор был в кроссовках и футболке и шел вместе с сыном.

Парламентарий упрекнул Вадима Рабиновича в пиаре на военнопленных
Парламентарий упрекнул Вадима Рабиновича в пиаре на военнопленных 46

Народный депутат от "Оппозиционного блока" Николай Скорик выступил с резким заявлением.

Перенесший операцию Маккейн возвращается на работу в Сенат
Перенесший операцию Маккейн возвращается на работу в Сенат 348

Сенатор на прошлой неделе перенес операцию по удалению опухоли, которую врачи обнаружили в головном мозгу политика.

Происшествия

На отдыхе в Карпатах отравились 13 туристов
На отдыхе в Карпатах отравились 13 туристов 3

Пятеро пострадавших - жители Германии, шестеро - жители Польши, еще двое - украинцы.

Работники днепровского кафе - о перестрелке:  Кровь отмываем  Кока-Колой
Работники днепровского кафе - о перестрелке: "Кровь отмываем "Кока-Колой" [фото] 23

Местные жители и работники кальянной рассказали, как встретили утро после перестрелки. На месте трагедии уже появились первые траурные цветы.

В Одессе сгорел ресторан

Экономика

Берлин зарабатывает 177 миллионов евро в год на ЛГБТ-парадах
Берлин зарабатывает 177 миллионов евро в год на ЛГБТ-парадах 327 2

Расчетливые немцы давно вывели формулу финансовой привлекательности гей-туристов: "двойной доход и нет детей”.

Когда украинские зарплаты достигнут уровня 2013 года
Когда украинские зарплаты достигнут уровня 2013 года 1530

Судя по настрою министра социальной политики Андрея Ревы, этого не произойдет даже через 4 года.

За 20 дней подорожали 14 из 23 социальных продуктов
За 20 дней подорожали 14 из 23 социальных продуктов 1601 1

Несмотря на летнее затишье, цены продолжают идти вперед.

Общество

Сегодня днем, 25 июля, столбик термометра превысит отметку в 30 градусов по всей стране
Сегодня днем, 25 июля, столбик термометра превысит отметку в 30 градусов по всей стране 65

Дожди,грозы,град и шквалы обрушатся на запад Украины.

Рисунок Трампа выставят на аукцион за 9 тысяч долларов
Рисунок Трампа выставят на аукцион за 9 тысяч долларов 196

Очертания домов Нью-Йорка с небоскребом Trump Tower президент США нарисовал в 2005 году на благотворительном мероприятии.

Ученые назвали простой способ защититься от болезней мозга
Ученые назвали простой способ защититься от болезней мозга 971

Медики утверждают, что накапливание в головном мозге токсинов с возрастом приводит к развитию воспалений и заболеваний.

Светская хроника и ТВ

Рок-музыкант Элис Купер нашел в кладовке картину известного художника Энди Уорхола
Рок-музыкант Элис Купер нашел в кладовке картину известного художника Энди Уорхола 185

Музыкант приобрел полотно у художника в 1972 году за 2 500 долларов.

Музыканты Linkin Park написали открытое письмо Честеру Беннингтону
Музыканты Linkin Park написали открытое письмо Честеру Беннингтону 406

Группа отменила запланированный тур в поддержку нового альбома.

Вера Брежнева подробно рассказала о своем рационе питания
Вера Брежнева подробно рассказала о своем рационе питания 1171

Певица не ест сахар и молочные продукты.

Спорт

Майк Тайсон признался, что в детстве стал жертвой сексуального домогательства
Майк Тайсон признался, что в детстве стал жертвой сексуального домогательства 397

Экс-чемпион утверждает, что именно это подтолкнуло его на мысль стать боксером.

Холифилд:  Реванш с Кличко - хорошая идея, но Джошуа должен контролировать эго
Холифилд: "Реванш с Кличко - хорошая идея, но Джошуа должен контролировать эго" 536

Знаменитый боксер прокомментировал ответный бой украинского и британского супертяжеловесов

Звание Шацких отдали Реброву
Звание Шацких отдали Реброву 474

Премьер-лига пересчитала количество голов у лучших бомбардиров в истории чемпионатов страны.