Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

22 марта 2008 года близ Гонконга затонул украинский корабль: Кто ответит за гибель моряков с «Нефтегаза-67»?

22 марта 2008 года близ Гонконга затонул украинский корабль: Кто ответит за гибель моряков с «Нефтегаза-67»?

За 12 месяцев люди, похоже, разуверились во всем. Скоро год, как они ожидают результатов экспертизы ДНК, которые им обещали выдать на руки в течение двух месяцев. Из личных вещей своих сыновей, братьев и супругов получили лишь жалкие крохи. Пояснять истинную причину столкновения украинского судна с китайским и наказывать виновных в гибели 18 моряков подавно никто не спешит. Создается ощущение, говорят родственники погибших, что обе стороны - китайская и украинская - специально тянут время. Но зачем?

ОДИН В ПОЛЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ВОИН

Подводя некий итог прошедшему после трагедии году, Людмила Таран, мама Максима Тарана, считающегося погибшим моториста первого класса судна «Нефтегаз-67», в интервью «КП» заметила: жалко, что родственники членов экипажа не объединились с первого дня, как только узнали о случившемся. Не встали стеной так, как, например, родные моряков «Фаины», экипаж которой оказался также фактически брошенным в чужих морях на произвол судьбы.

- Нам изначально следовало держаться вместе и отчаянно бороться за жизнь своих мужей и сыновей, добиваться, чтобы хоть кто-то начал предпринимать активные действия по спасению ребят, - говорит Людмила Ильинична. - А в этой запутанной истории с «Нефтегазом-67» туманом все началось, туманом и закончилось.

Один раз кто-то из наших предложил, мол, давайте в знак протеста против такой мощной информационной блокады со стороны и китайских, и украинских властей голодовку объявим, потребуем, чтобы нам наконец-то правду рассказали, что же все-таки произошло с украинскими моряками у берегов Гонконга. А никто и не собирается ничего толком объяснять! До сих пор чудовищный вакуум. И сплошное вранье.

Из 25 членов экипажа смогли спастись только семеро.

Нам говорили, что тела неопознанных моряков за месяц нахождения в соленой воде превратились в кисель. И именно поэтому гробы открывать не разрешали. Когда я все же добилась, чтобы мне показали, кого предстоит хоронить, я обомлела: кожа совершенно не разложилась, была ровной и по цвету белой! О каком киселе шла речь? Сына своего в представленном мне теле я, по сути, не признала, хоть и похоронила. Во-первых, с него фактически сняли скальп, всю кожу с лица - как можно узнать безликого человека? Во-вторых, у Максима на спине была очень приметная родинка, с самого рождения, и она видна на всех его детских и взрослых фотографиях. На теле человека, которого мне предъявили, родинки не оказалось. Когда я сообщила об этом находившимся рядом со мной экспертам, они ответили, что родинка за месяц попросту рассосалась в соленой воде. Как же так: родинка, значит, бесследно исчезла, а кожа при этом осталась невредимой?

Людмила Таран уверяет: у ее сына с детства обостренное чувство самосохранения. Единственное, что могло случиться - другом всегда был преданным, и если бы видел, что рядом с ним тонет чей-то папа, брат, муж, бросил бы ему собственный спасательный жилет. Об этом в один голос говорят друзья Максима.

- Из личных вещей мало кому что отдали. Например, маме Саши Кардаша вернули только одну туфлю, это ли не издевательство? - возмущается Людмила Ильинична. - А мне в феврале, месяц назад, передали всего две вещи Максима - часы и цепочку с крестиком. Цепочку ему я подарила, крестик оказался слишком маленьким, и я купила сыну другой, побольше, но Максим постеснялся надевать, сказал, знакомые и так пальцем показывать станут, что с такой толстой цепью хожу.

Часы «Ориент» - дедовский подарок на совершеннолетие. Их Максим снимал, только когда шел купаться в ванной или в море - очень дорожил подарком. Часы фирменные, водонепроницаемые, тем не менее, считает Людмила Таран, никак не могли за месяц не испортиться в соленой воде, а они и сейчас чистенькие, к тому же прекрасно идут, встряхнешь - стрелки начинают движение. Невольно возникает вопрос: а находились ли они вообще в воде целый месяц? Ведь браслет даже не поржавел. И если не в воде, то где тогда? Все тут странно. Одни вопросы до сих пор, даже спустя год.

Людмила Таран не уверена, что похоронила именно своего сына.

- А сколько я тогда телеграмм направила и Ющенко, и Тимошенко, и Винскому - до последнего верила, что все-таки помогут корабль поднять со дна в первые часы и дни, сделают все для спасения своих соотечественников, - сетует Людмила Ильинична. - Я тогда вслушивалась в каждое их слово. Ждала, что откликнутся, не станут отворачиваться - потому что не смогут! А вместо ответа пришло соболезнование, причем в штаб. Это тогда, когда мы в глубине души еще надеялись, что ребята живы! Разве не бесчеловечно? В общем, что бы мне ни говорили, до сих пор так и не знаю, чье тело предала земле и кто за все это ответит.

«О ТАКОМ СЫНЕ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ»

Тоскует по своему любимому сыну, тоже Максиму, и Татьяна Нежинская. Говорит, из четверых ее детей (две дочки и два сына) старший - самый целеустремленный и работящий. Макс действительно стал главой семьи, кормильцем. В жизни всего добивался сам.

- Вернулся из армии, дома высидел два дня и сразу поехал на работу в «Черноморнефтегаз» устраиваться, свою жизнь мечтал связать с морем, - рассказывает Татьяна Вячеславовна. - С работой Максиму очень помог Адий Федорович Рыбалко. Как только сын пошел в первый рейс, в Сингапур, прислал домой большую посылку - сгущенку, печенье, конфеты, другие продукты. Баловал нас. Мечтал, чтобы семья зажила наконец-то по-человечески. В Херсонский морской колледж поступил, учился хорошо, в мае 2008-го как раз готовился защищать диплом. Мог стать помощником капитана.

Друзья Макса до сих пор приходят и говорят: нам есть с кого брать пример, Максим для нас - образец настоящего мужского характера. По селу нашему пройдите, спросите, кто не знал моего сына и кто скажет о нем плохо - никто. Его все уважали. Если звали на помощь, никогда не отказывал. С Димкой Акуленко очень сдружился, был у него на свадьбе свидетелем. И когда невесту, Наташеньку, украли, выкуп отдавал песней. Пел «Рідна мати моя, ти ночей не спала…». Меня любил сильно, говорил это каждый раз и очень хотел, чтобы я познакомилась с Димиными родителями, но встретиться с ними довелось только после гибели наших сыновей. Какие славные парни так рано ушли из жизни!

Из личных вещей Макса маме вернули только его мобильник, причем без SIM-карты, еще цифровой фотоаппарат и морские сертификаты, больше ничего - ни личных вещей, ни документов.

Последний раз с сыном Татьяна Нежинская общалась 19 марта, за три дня до трагедии.

- Я, ну как специально, была настолько занята, что попросила Максима перезвонить позже. А Макс, словно чувствовал, не успокаивался: «Мамочка, я сейчас хочу с тобой говорить!..» Так и не пообщались. А вечером 22-го числа выхожу во двор, темно было, пошла за водой и прямо перед собой вижу гроб с моим сыночком - мурашки по коже, привиделось. Как утром узнала про аварию, сильно ругала себя: ну зачем даже мысль допустила?


Татьяна Нежинская: - Максим мог не идти в тот рейс...

Когда Макс в рейс уходил, мы обнялись в коридоре крепко-крепко, сын прижался ко мне, а потом посмотрел в глаза так тоскливо… У меня сердце едва не выскочило.

Позже я еще вспомнила, как мама Димы Акуленко рассказывала: когда наши мальчики почти добежали на летном поле до самолета, на который сильно опаздывали, Максим вдруг повернулся и крикнул Диминым родным: «Вы нас еще увидите из Гонконга! По телевизору!..» Вот и увидели…

Макс мог не ехать в этот рейс - накопил себе десятки отгулов, ему даже в кадрах говорили: возьми отпуск, отдохни. Наотрез отказался, стал уговаривать кадровиков: отпустите, мол, прошу в последний раз…

К нам домой сейчас друзья Макса приходят часто - Саша Данченко и Дима Яцкив, они втроем дружили с первого класса, даже праздники семейные отмечали вместе. Каждую субботу мы едем теперь к Максу на кладбище. И я вижу, правильно говорят: друг познается в беде. По друзьям сына лишний раз убеждаюсь: он у меня вырос замечательный. Даже я к его советам часто прислушивалась, в нашей семье он всегда был самым старшим. Родители мои умерли рано, мне самой в жизни ничего не давалось легко и просто, зато Господь Бог подарил такого сына, о котором можно только мечтать.

За все это время самым тяжелым испытанием для нас, матерей, стало поднятие «Нефтегаза-67», прямо на Пасху, в такой большой и светлый праздник. Мы молились тогда, чтобы вдруг оказалось, что с детьми все в порядке. Но капитану не хватило профессионализма, который в подобных ситуациях дает людям шанс. Условия в том районе на воде крайне сложные, неверный шаг может стоить жизни, и именно поэтому руководить судном должен поистине грамотный человек. Кулемесин не такой. Его оправдания я и слушать не стала - дети все равно домой не вернулись. И спасшиеся - к нам тоже ни ногой. То ли испуганы так сильно, то ли просто не хотят.

Когда гроб привезли, я не стала просить, чтобы его открыли. Может, и неправильно. Но именно потому, что не видела, кого хороню, ощущение, что мой Максим жив. Когда читаю о нем молитвы, думаю так: если погиб - Господи, даруй ему Царствие Небесное, а если живой - помоги выкарабкаться. Сомнения есть, безусловно, но вместе с ним до сих пор остается  надежда. В жизни бывают и не такие чудеса…

ОФИЦИАЛЬНО 

Китайцы нарушили 7 правил, наши - 3

Капитан «Яохая» нарушил 7 положений Международных правил предупреждения столкновения судов в море, капитан украинского судна - 3.

Таковы предварительные выводы Правительственной комиссии по расследованию причин аварии,  сообщала пресс-служба Министерства транспорта и связи Украины в прошлом году. Второй из основных причин аварии комиссия признала то, что береговые службы Морского департамента правительства Гонконга не обеспечили надлежащих взаимосвязи и взаимодействия с буксирами для предупреждения их столкновения.

Кроме того, украинские эксперты считают, что капитан «Яохай» не «обеспечил надлежащего управления судном», а также не оказал помощь экипажу «Нефтегаза-67».

Как известно, спасшиеся моряки рассказывали, что после столкновения китайский сухогруз прошел мимо, не реагируя на их призывы о помощи.

СПРАВКА «КП»

Транспортно-буксирное судно «Нефтегаз-67» (владелец ГАО «Черноморнефтегаз», Украина) 22 марта  в 21.30 столкнулось с китайским сухогрузом «Яохай» недалеко от Сянгана (Гонконг) в Гонконгском проливе. Получив пробоину, украинское судно затонуло. Из 25 членов экипажа семеро (один гражданин Китая и шестеро украинцев) спаслись. Позже были найдены тела трех украинских моряков. Тела остальных 15 обнаружили 29 апреля после поднятия судна со дна моря. Лишь недавно в Украину курьерской почтой прибыли личные вещи погибших ребят.

ЗВОНОК В «ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ»

- К годовщине трагедии семьи погибших моряков получили по 10 тысяч гривен материальной помощи, - сказали нам в пресс-службе ГАО «Черноморнефтегаз». - О моральной компенсации разговор не шел, исков в суде не было. Капитана Кулемесина будет защищать группа адвокатов известной английской юридической фирмы INS&Co (правовая система Гонконга основывается на  принципах английского права. - Прим. авт.). Нанимали их наша компания и Министерство транспорта и связи Украины. О предварительном исходе пока не говорим - этот вопрос в компетенции адвокатов, которые полностью изучили материалы дела.