Представляем 25-й том коллекции «КП» - Дега: «Скаковая лошадь»

Представляем 25-й том коллекции «КП» - Дега: «Скаковая лошадь»

Комментарии: 4
Автопортрет, 1854-1855 гг.

- Шестьсот тысяч... Раз. Шестьсот тысяч - два... Три! «Танцовщицы у перекладины» проданы. Прошу расходиться - аукцион окончен.

А в самом конце огромного нервного зала, забившись в угол и сгорбившись, сидит старик в старом поношенном пальто. Он сидит неподвижно, как слепой Гомер, с пустыми глазами... И шепот, как ветер, по залу: «Сам Дега здесь, сам Дега...» И вот к нему подходят, улыбаются, поздравляют. Такой успех! Такие деньги!

Он чуть улыбается, кивает медленно седой головой: «Забавно, картины, которые я продавал за тридцать франков... Ах, господа, оставьте - я только скаковая лошадь. Я выигрываю Гран-при, но довольствуюсь своей порцией овса...» 

Так описывали триумф Дега (1834-1917) литераторы. Этот художник не был баловнем судьбы или счастливчиком. Мастерства и признания он добивался упорным трудом. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Впрочем, отец ему прочил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании.

Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Эдгар был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности. Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, который, как шутили, мог прекратить работу над картиной, если только ее у него отобрать.

В 20 лет (1854 год) он поступает в ученичество в мастерскую известного в свое время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра. В знакомой семье Дега случалось видеть Энгра, и он надолго сохранил в памяти его облик и на всю жизнь - любовь к энгровской певучей линии и ясной форме. Эдгар любил также других великих рисовальщиков - Никола Пуссена, Ганса Гольбейна - и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.

Дега несколько раз посещал Италию, где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров итальянского Возрождения. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма, то с жесткой реалистической правдивостью исполнения.

Увлеченный многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж  - улицы, театр, кафе, скачки - в непрерывно меняющихся аспектах, воссоздавая атмосферу большого города. 

Искусству мастера присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического. Трезвый и тонкий наблюдатель, он фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд.

Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчетом.

«Перед стартом», 1862 г.
«Перед стартом», 1862 г.

Утонченная сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем все больше дополняется эффектами резкого искусственного света. В позднем периоде работы Дега обретают напряженный характер. 

В конце 1880-х - начале 1910-х гг. он много занимался скульптурой - в фигурах балерин, купальщиц, лошадей, часто этюдных по лепке, добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом цельность и конструктивность фигуры.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Эдгар Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований. 

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 году, он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

ВИКТОРИНА «КП»

Ответьте правильно на наш вопрос - и получите альбом «Дега» из книжной коллекции «КП»!

Эта знаменитая картина французского импрессиониста называется: 

 

1) «Париж»

2) «Кафе»

3) «Портрет неизвестной»

4) «Абсент»

5) «Ожидание»

До 21 марта отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - правильный вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 24 марта.  

Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный  фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО «Украинские Радиосистемы», лицензия НКРС  №120093 от 16.05.2006 г. ООО «АСТЕЛИТ», лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО «УМС» 29.12.2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО «Издательский Дом УМХ». Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.

 

Правильный ответ на вопрос предыдущей викторины: В фильме «Тяжкий путь познания» роль Гойи сыграл актер Донатас Банионис. Победитель -  Лариса Логина, Донецк, постоянная подписчица «КП».

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 46

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

нотариус работа Донецкпогода в ЧерноморскомEmily Blunt