Хроники ресторанных будней Часть вторая

Хроники ресторанных будней Часть вторая

Комментарии: 6

Во вчерашнем номере «КП» мы рассказали о том, как нашу журналистку практически с улицы взяли работать в один из самых известных и дорогих киевских ресторанов. Но оказалось, что в этом заведении сотрудников «воспитывают» большими штрафами и увольняют за малейшую провинность. При этом труд у официантов поистине рабский, и, для того чтобы выжить, они идут на невероятные уловки. 

«Главное, чтобы администраторы не увидели, что ты тут запихиваешься»

Работа в ресторане - настоящее испытание силы воли. Каждое блюдо невероятно ароматное и вкусное на вид, однако дотронуться до него ты не вправе. А обед для сотрудников подают довольно поздно. Пока позовут есть, можно и умереть от голода.

- Почему же фрукты не вынесли клиенту? - поинтересовалась я у тезки уволенного Сережи. Мой взгляд упорно обхаживал стакан с нарезанными бананами, яблоками, манго и изюмом.

- Наивная, - улыбнулся официант. - Микс из фруктов подают к овсянке. Но посетители редко съедают все сладости, вот мы и решили не давать им полный стакан. Бросим немного прямо в кашу - пускай лопают. А иногда вообще не выносим, если руки сильно заняты.

- Но они же платят за полную порцию! - не унималась я.

- Не переживай. У этих ходячих кошельков денег хватает. А ты бы лучше сама съела, пока начальство не видит.

Вскоре Сережа принес стеклянный чайник с цейлонским чаем. Видимо, кто-то из клиентов не допил. Не обращая внимания на присутствующих, он быстро налил его в крышечку и жадно осушил. А потом еще и утянул кусок мяса с только что прибывшей из кухни тарелки для клиента.

Я брезгливо отвернулась. Но через время поняла: доедать за клиентами здесь норма. И вот почему. Во-первых, обед в столовой для персонала, как я уже говорила, дают нескоро. Да и готовят далеко не изысканные французские блюда. Во-вторых, официантам просто хочется попробовать то, что они предлагают гостям. Вот и стоят они тут и там целыми группками, «добывая» из посуды кто что принес. Иногда к ним присоединяются бармены, которым, кроме фруктов, поживиться нечем. 

- Главное, чтобы никто из администрации не увидел, что ты тут запихиваешься, - обронила Ира, прочитав ужас на моем лице. - Хотя могут и закрыть глаза. Это уж как повезет.

Спустя час меня наконец-то позвали обедать. Столовая для сотрудников пряталась в подвальном помещении рядом с кухней, складом и прачечной. Овощи и хлеб там нарезали прямо посреди коридора, а еду готовили в огромных кастрюлях на кухне. Официантам туда входить запрещали, поскольку они работают без головных уборов. 

Устроившись за одним из шести столов, я осмотрелась. Картина печальная! Стены грязные, столы засыпаны крошками и солью, на полу кусочки капусты. Тучная повариха в несвежем фартуке насыпала мне огромную тарелку окрошки и дала слипшихся черных макарон с тефтелями. А я подумала: быть может, тягать овощи и мясо из шикарных порций приятнее, чем давиться вот этим?..

Бывший главный железнодорожник требователен к официантам  

В тот день в ресторане появился первый представитель отечественной политической элиты. Настроение у меня сразу поднялось: все-таки не зря мучаюсь!

- Представляешь, он вроде бы на инвалидной коляске ездить должен, а пришел своими ногами, да еще и забрался на второй этаж, - официанты дружно обсуждали очередного клиента.

Заподозрив, что гость может оказаться кем-то известным, я спросила:

- Это вы о ком?

- Да о Рудьковском!

В ту секунду я пожалела, что работаю на первом этаже. Вот бы посмотреть, что заказывает и как себя ведет один из бывших крупных чиновников страны! Но повода подняться на второй этаж у меня не было. Еще и, словно назло, заявилась администратор. Покинуть рабочее место я просто не могла.

- А кто его обслуживает? - поинтересовалась я.

- Егор должен, - вяло ответили девушки. Моего любопытства они явно не оценили и обсуждали маникюр друг друга.

Едва Егор спустился вниз, я накинулась на него с вопросами.

- Ну как тебе крутиться возле Рудьковского? 

- Не люблю его. Вредный он и очень требовательный: то блюдо ему слишком горячим кажется, то, наоборот, чересчур холодным. А если подойдешь, чтобы убрать грязную посуду, жди взгляда с упреком. Да и на чай никогда не расщедривается.  

- Заказывает что?

Егору явно не понравилась моя настойчивость:

- Чего пристала? Пришел, поел, ушел. Что тут интересного?!

«Точно, мало оставил, - подумала я. - Не зря парень такой раздраженный».

- А как насчет звезд эстрады, кино и театра?

- Ритка, зачем тебе эти звезды? - поразилась однажды официантка Ира. - Это же неплатежеспособный контингент. Когда приходят с малознакомыми людьми, значит, рядом спонсор. Если сами закажут, то от силы торт с чаем. А сидеть будут несколько часов.


Каждому сотруднику ресторана полагается свой пропуск.
Каждому сотруднику ресторана полагается свой пропуск.

Мужики млеют, когда им кладут салфетку на колени 

Вскоре среди официанток у меня появилась подруга по имени Юля - смуглая девушка с завязанными в хвост длинными светлыми волосами. Ее можно было бы назвать симпатичной, если бы не блеск тонального крема на лице. 

- Знаешь, как не вкалывать до седьмого пота и неплохо получать на чай? - решила ввести она меня в курс ресторанного дела. - Главное, правильно определить клиента. Видишь того мужичка? Он сто процентов даст много. Сейчас приму у него заказ.

Вернувшись обратно, Юля шепнула мне на ухо:

- Будешь помогать. Сейчас вынесешь хлеб, масло и прибор для специй. А потом аккуратно положи ему на коленки салфетку. Мужики от этого просто млеют и не жалеют чаевых. Ну что, вперед?

Дрожа от страха (а вдруг выверну содержимое тарелки на посетителя?), я пошла в зал и поставила на стол оливковое масло. Помня о советах Юли, дотянулась до салфетки и, умиленно поглядев на мужчину, наклонилась, чтобы положить ему ее на колени. Со стороны, наверное, все выглядело неловко.

- Что вы? - дернулся клиент. - Я сам. Не унижайтесь!

Я вздохнула и призналась, что стажируюсь. 

- Вы хорошо работаете, а я не очень требовательный, - улыбнулся мужчина.

- Ты просто умница, - похвалила меня Юля. - Схватываешь все на лету.

Правда, больше она меня к столу щедрого клиента не подпустила. Видимо, почувствовала конкурентку. Спустя время я увидела, что гость ушел, и с любопытством спросила, сколько он оставил.

- Нормально оставил, - с пренебрежением ответила коллега.

«Куда тянешь, сволочь? Мы же еще чай пьем!»

Однажды я чуть не разгневала замдиректора Наталью. 

- Наталья Ивановна, вам с кухни прислали обед, - приветливо сказала я заместителю директора в какой-то из первых «стажировочных» дней.

- Ты предлагаешь мне самой отнести его в администраторскую? - язвительно уточнила начальница.

Я удивленно уставилась на нее, не понимая, в чем проблема. А официанты за моей спиной зашептались:

- Вот и Ритке досталось…

- Ты пойди к ней в кабинет и накрой как полагается, - тихонько подсказала Ира.

Я схватила тарелку с супом. Мои руки бешено тряслись. Унизили меня, конечно, сознательно. Но зачем? Ответить на мучительный вопрос я в состоянии только теперь. Видимо, Наталья Ивановна просто проверяла меня на «моральную выносливость». Большинство официантов готовы землю есть, лишь бы им оставили хорошие чаевые, и смущения при этом не испытывают. А клиенты бывают разные, и некоторым из них в кайф «вытирать ноги» о персонал. А огрызаться нельзя. Если хочешь остаться в заведении, должен терпеть. Учтите еще и то, что каждый сотрудник получает не только зарплату и чаевые, но и 1% от суммы проданного за месяц товара. 

Под вечер я по просьбе коллеги дежурила на летней площадке на случай, если кто-то попросит меню, счет или потребуется забрать со стола пустую тарелку. Прямо напротив меня допивали чай двое плотных лысоватых мужчин. Такие, как они, мечта любой официантки: обычно много заказывают и балуют карманными деньгами. 

Спустя пару минут клиенты осушили чашки и отодвинули их на край стола. Надо убрать - решила я и смело подошла к посетителям.

- Можно уносить? - спросила я. 

Но мне никто не ответил. Расценив молчание как знак согласия, я взяла посуду.

- Куда тянешь, сволочь? Мы же еще чай пьем! - раздался окрик.

У меня потемнело в глазах. На самом-то деле в чайнике оставались одни листья от заварки! Я смерила грубияна пренебрежительным взглядом, а он молча глядел на меня и улыбался, ожидая, что я отвечу. Я извинилась и поставила чашки обратно.

На душе скребли кошки. Как же надо нуждаться в деньгах, чтобы здесь работать?

За испорченные брюки - шампанское за три тысячи гривен

- Это еще цветочки, - попыталась утешить меня Юля в курилке, куда я помчалась сразу после этого инцидента. - У меня на днях было хуже! Наш постоянный клиент захотел торт, а я предложила ему еще чай или кофе. Он промолчал. Когда же принесла десерт, устроил скандал. Мол, где американо? Я его заказывал!

Вскоре я услышала еще одну потрясающую историю. Как-то одна из официанток случайно вылила на посетителя молоко. Ругательства посыпались на несчастную девочку градом!.. Испорченные брюки за пару тысяч долларов и, как следствие, плохое настроение заказчика - наихудшее, что могло с ней произойти.

- Тогда ему подарили бутылку шампанского «Кристалл», - говорит Юля. - Три штуки гривен - и товарищ доволен!

- На зарплату девушки это не повлияло?


Эти фрукты клиентам не достались. Аппетитный десерт съели официанты.
Эти фрукты клиентам не достались. Аппетитный десерт съели официанты.

- Нет. Ее пощадили. Правда, мужик пару раз потом жаловался официантам, что он тот несчастный, которому пролили на штаны молоко и расплатились шампанским. Видимо, хотел заполучить еще одну бутылку.

Оказывается, богатые тоже любят считать деньги?! Многим из них откровенно жаль потраченных в ресторане средств. Зачем же тогда они туда приходят? Как выясняется, не только для того, чтобы хорошо провести время и вкусно поесть. Этим людям необходимо поддерживать свой статус и демонстрировать окружению: смотрите, я еще на плаву, раз в состоянии позволить себе здесь отобедать. Вот почему в заведении не переводятся бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины Павел БУБЛИК: «Богатые клиенты действуют по принципу: я плачу большие деньги, значит, могу плюнуть в лицо кому угодно»

- Думаю, описанное вами отношение гостей к официантам возникает по ряду причин. Во-первых, большинство украинских предпринимателей - люди без воспитания и не имеют понятия о культуре поведения.

Во-вторых, у этих граждан за годы работы в политике или бизнесе сформировалась особая модель общения с начальством, подчиненными, партнерами и конкурентами - по вертикали. Когда человек выше по статусу, с ним следует говорить мягко и подобострастно. Если ниже - можно позволить себе грубость. Естественно, обслуживающий персонал ресторана находится на одной из последних ступенек данной иерархии. И любезничать с официантами посетители не считают необходимым, поскольку не привыкли общаться на равных с людьми, которые меньше зарабатывают и, следовательно, меньше значат.

Ну и, в-третьих, люди бизнеса зачастую вынуждены сдерживать свои негативные эмоции. А официант ресторана идеально подходит на роль козла отпущения. Более того, многие клиенты уверены, что грубость в адрес человека, который не способен ответить, - часть сервиса. Проще говоря: я плачу большие деньги, значит, имею право плюнуть в лицо в этом заведении кому угодно.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Начальник управления КГГА по защите прав потребителей Олег ДУНАЕВСКИЙ: «Требуйте Книгу жалоб»

- То, что посетителям выносят порции меньшие, чем указано в меню, стандартная практика многих ресторанов, - отмечает Олег Дунаевский. - Также бармены и официанты грешат тем, что недоливают напитки.

Как поступить, если вы видите, что вас обманули? Все просто. Недолили коньяк? Смело просите у бармена мерный стакан (он имеется в каждом заведении) и проверяйте. Если вам отказывают, настаивайте. По нашим подсчетам, в трех случаях из восьми людям наливают меньше, чем должны.

- Ну а как насчет размера порций? Как доказать, что тебе досталось меньше мяса?

- На любое блюдо, которое готовят в ресторане, заводится калькуляционная карточка. Там указан вес каждого ингредиента. Если есть подозрение, что в вашем салате зелени больше, чем нужно, а мяса, наоборот, мало, попросите этот документ. Его подписывает инженер-технолог. В случае отказа требуйте Книгу жалоб и звоните нам. За такие нарушения ресторан понесет административную ответственность. 

АНОНС

В завтрашнем номере читайте о том, по какой схеме официанты обсчитывают клиентов, какую инфекцию можно подхватить, пообедав в крутом ресторане, и с кем любят отдыхать старший и младший Ступки.

ДЕНЕЖКИ

Что почем в элитном ресторане:

Салаты

  • Нисуаз со свежим тунцом (оливки, анчоусы, томаты) - 125 грн.
  • «Цезарь» - 85 грн.
  • «Капрез» (моцарелла, вяленые помидоры, помидоры черри, соус) - 70 грн.

Бульоны

  • С молодыми артишоками - 54 грн.
  • «Летний» - 48 грн.

Рыбные блюда

  • Морские гребешки на гриле - 160 грн.
  • Жареное филе палтуса - 147 грн.
  • Гриль - дуэт из осетрины - 169 грн.

Мясные блюда

  • Медальоны из свинины - 80 грн.
  • «Карпаччио» из телятины - 75 грн.
  • Печень гусиная фуа-гра - 220 грн.

Десерты

  • Пирожное Тирамису - 45 грн.
  • Ванильный чизкейк - 42 грн.

Напитки

  • Вино испанское игристое «Кордонью» (250 мл) - 250 грн.
  • Розовое шампанское (700 мл) - 18 тыс. грн. (выбрать вино можно только в бутылках, разливать и выносить в бокалах здесь не принято)
  • Минеральная вода «Эвиан» - 20 грн.
  • Кофе эспрессо - 20 грн.
  • Чай «Белая обезьяна» - 35 грн.

Читайте также "Хроники ресторанных будней. 1 часть"

Политика

Лещенко: мне о вмешательстве Украины в избирательную кампанию США ничего неизвестно
Лещенко: мне о вмешательстве Украины в избирательную кампанию США ничего неизвестно 32

Народный депутат прокомментировал твит американского президента о "саботаже" Украиной его предвыборной кампании.

СМИ: СБУ не пустила консулов к российскому военному Агееву
СМИ: СБУ не пустила консулов к российскому военному Агееву 131

Дипломатам сказали, что с задержанным проводятся следственные мероприятия.

Посольство Украины в США ответило  наехавшему  на Киев Трампу
Посольство Украины в США ответило "наехавшему" на Киев Трампу 448

Дипломаты отметили, что Украина не помогала ни одному из кандидатов на выборах.

Происшествия

В Сумской области автоворы едва не пристрелили девушку
В Сумской области автоворы едва не пристрелили девушку 158

Похищенную машину они замаскировали в кустах, а сами хотели замести следу, пересев на другой автомобиль.

Очевидцы кровавых разборок в Днепре:  Это Чикаго 1927 года
Очевидцы кровавых разборок в Днепре: "Это Чикаго 1927 года" [фото] 506

"Бизнес-встреча" в кальянной переросла в гангстерскую перестрелку с убитыми, ранеными и до истерики перепуганными горожанами.

 Цена  днепровской бойни - 119 тысяч долларов: все подробности
"Цена" днепровской бойни - 119 тысяч долларов: все подробности [фото, видео, инфографика] 543

Трое убитых, четверо раненых - такова оказалась цена за одну квартиру, неразделенную между партнерами -застройщиками.

Экономика

Евросоюз опубликовал соглашение об ассоциации с Украиной
Евросоюз опубликовал соглашение об ассоциации с Украиной 102

Документ вступит в силу с 1 сентября.

Эксперт: Если цены растут, значит, люди готовы покупать
Эксперт: Если цены растут, значит, люди готовы покупать 625

С 1 июля в Украине было отменено госрегулирование цен на продукты.

 Новые  пенсионеры будут получать в полтора раза больше  старых
"Новые" пенсионеры будут получать в полтора раза больше "старых" 1203

Через 10 лет "новые" пенсионеры будут получать в среднем 6040 гривен пенсии.

Общество

В Дубае доставкой еды будут заниматься дроны
В Дубае доставкой еды будут заниматься дроны 54

Беспилотники смогут отправлять грузы весом до пяти килограммов.

Компания Michael Kors  поглотила  легендарный бренд обуви Jimmy Choo
Компания Michael Kors "поглотила" легендарный бренд обуви Jimmy Choo 210

Обе компании в последние годы испытывали проблемы с продажами.

Кременчугский лебедь Гриша, избивший пловца, станет отцом
Кременчугский лебедь Гриша, избивший пловца, станет отцом 345

Негласный герой Кременчуга бороздит просторы озера в одиночку, его подруга – на кладке.

Светская хроника и ТВ

Четыре звезды 90-х попали в базу  Миротворца
Четыре звезды 90-х попали в базу "Миротворца" [фото] 22

В черном списке сайта оказались Рома Жуков, Татьяна Овсиенко, Кай Метов и Шура.

Кинопремьеры: леди в поисках крысы, денежки из брючного кармана и заросшие люди
Кинопремьеры: леди в поисках крысы, денежки из брючного кармана и заросшие люди 11

На этой неделе в кинопрокате: шпионский боевик, пацанячье фэнтези и добрый мульт про Йетти.

Толстяк Сэм Тарли из  Игры престолов :  Не ждите хеппи-энда в этой истории
Толстяк Сэм Тарли из "Игры престолов": "Не ждите хеппи-энда в этой истории" 75

Актер Джон Брэдли рассказал корреспонденту "КП" о новом сезоне, своем герое и бестактных вопросах от преданных фанатов.

Спорт

Обидчики  Шахтера  замахнулись на  Динамо
Обидчики "Шахтера" замахнулись на "Динамо" 6

Киевский клуб стартует в квалификации Лиги чемпионов, соперник - "Янг Бойз", который в прошлом сезоне выбил "горняков".

 Мариуполь  написал открытое письмо  Динамо :  Приглашаем Суркиса лично проинспектировать безопасность
"Мариуполь" написал открытое письмо "Динамо": "Приглашаем Суркиса лично проинспектировать безопасность" 115

В клубе говорят, что опасения киевлян понимают, но отказ приезжать в их город не принимают

Майк Тайсон:  Это будет цирковой номер - Мейвезер просто прибьет Макгрегора
Майк Тайсон: "Это будет цирковой номер - Мейвезер просто прибьет Макгрегора" 227

Легендарный экс-чемпион мира высказал свое мнение о поединке боксера и представителя смешанных единоборств