Маргарита ЧИМИРИС, Фото Максима ЛЮКОВА и автора. (21 октября 2008, 11:50)
Хроники ресторанных будней Часть первая

Хроники ресторанных будней Часть первая

Комментарии: 6
Маргарита в рабочей форме: «Кушать подано!»

Откровенно говоря, выбирая ресторан, где предстояло трудиться, наша журналистка сразу сделала ставку на крутые заведения. Ей очень хотелось встретить там представителей политической и светской элиты, понаблюдать за тем, как публичные люди ведут себя в неформальной обстановке. Но уже в первые дни работы она поняла, что в тщательно скрываемой от глаз посетителей закулисной жизни ресторана тоже немало интересного. Более того - шокирующего!.. 

Блюда фирменные, публика серьезная 

Этот ресторан полностью меня устраивал. Сюда не раз приходил ужинать президент, здесь любит отдыхать с друзьями его сын Андрей. Кроме того, в заведение частенько заглядывают секретарь киевского мэра Олесь Довгий, известный музыкант Ян Табачник, экс-министр транспорта Николай Рудьковский и многие другие. Блюда фирменные, цены заоблачные. Но как «просочиться» в такое элитное место? Наверняка и претендентов много, и администрация выбирает лишь самых лучших. Вскоре выяснилось, что я ошибалась.

- Вы хотите поработать в нашем ресторане? - низким грудным голосом спросила меня начальница отдела кадров ресторана, с которой я связалась по телефону. - А где вы работали раньше?

Опыта работы у меня, конечно, не было. Тем не менее я заранее придумала убедительную легенду, будто я студентка иняза и неплохо владею английским и французским. В последнее время родители ограничили меня в финансах, а деньги очень нужны. Поэтому готова пахать с утра до ночи, сойдет даже небольшой оклад. Удивительно, но мне поверили и пригласили на собеседование к директору.

Утром следующего дня, миновав группу официантов в белых рубашках, бордовых галстуках и такого же цвета передниках, я смело нырнула в недра ресторана. Но где же роскошь, ковровые дорожки, хрустальные люстры, мебель красного дерева?! В полном изумлении я пробиралась к кабинету начальницы по узкому полутемному коридору, сплошь заставленному ящиками и железными бочками. «Господи, да такую подсобку легко встретишь в любом продуктовом магазине», - нервно подумала я и едва не упала, споткнувшись о картонную коробку с провизией. 

Директор когда-то была официанткой

Моя будущая начальница выглядела примерно на 25 лет. Ослепительно улыбнувшись, она пригласила меня присесть в кресло возле стола, расправила невидимую складку на безупречном костюме и доверительно сообщила:

- У меня даже нормального кабинета нет! Хочу видеть лица всех сотрудников ресторана и знать, что у всех хорошее настроение. Тогда и клиентам будет хорошо.

Позднее я выяснила, что Екатерина Васильевна руководит заведением уже семь лет, со дня его открытия. Поговаривают, будто до этого она работала официанткой. Один из богатых клиентов влюбился в симпатичную девушку и помог ей сделать карьеру. Правда или нет, неизвестно. Но, согласитесь, история красивая. 

- Обычно мы берем на работу со стажем не менее трех лет, - продолжала Екатерина Васильевна. - Следовательно, вам я могу предложить только ставку помощницы официанта. Если устраивает, наймем вас с испытательным сроком две недели. Но учтите, за эти 14 дней вы зарплату не получите.

Хозяйка, видимо, рассчитывала, что я сразу откажусь. Однако я кивнула в знак согласия.  

- Когда примем в штат, каждый день будете иметь чаевые в размере десяти гривен, - директор мило улыбнулась. - Кроме того, получку в 300 долларов. Но только если отработаете 180 часов в месяц. Проще говоря, 15 рабочих дней (три дня работаешь, три отдыхаешь) по 12 часов.

Условия, конечно, выглядели кабальными. Но я заранее была готова на все, чем явно поразила начальницу.

Штраф за опоздание - пять баксов

В первый рабочий день меня остановил на входе приветливый охранник. 

- Новенькая?

- На помощника официанта пробуюсь, - гордо ответила я. И расписалась в журнале регистрации.

- Покажи, что в пакете, - с нарочитой строгостью скомандовал мужчина. - Мало ли что несешь!

Я предъявила кулек с аккуратно сложенными брюками и туфлями. И с замиранием сердца подумала: что будет, если он потребует показать и содержимое сумочки? Там лежали диктофон, фотоаппарат, редакционное удостоверение… Вынуть их я просто забыла. Увидев такой набор, администрация наверняка меня выгонит! 

Но, слава Богу, все обошлось. Страж порядка решил не устраивать глобального обыска. А спустя время я вообще выяснила, что зря переживала. Охранники часто пренебрегают своими обязанностями. Даже в разгар рабочего дня их можно увидеть сладко похрапывающими в своей каморке. 

- Приходить на работу надо за двадцать минут до начала рабочего дня, - встретила меня на пороге кабинета Екатерина Васильевна. - Иначе вы не успеете переодеться и привести себя в порядок. Имейте в виду, штраф за опоздание 5 у.е. Впрочем, сегодня я вас пожалею.

В этот момент в кабинет начальницы вплыла блондинка в черной блузке и белых брюках с лоснящимся от тонального крема лицом. Окинув меня оценивающим взглядом, она протянула пакет со спецодеждой. 

- Вот форма и утюг, - сказала женщина. - Меня зовут Маша, я администратор. Прихорашивайтесь и выходите в зал. А по пути почитайте должностные обязанности.

Золушкин труд

В подсобке находилась специальная комнатушка, где стояли шкафчики для личных вещей сотрудников. Там я извлекла из пакета свою новенькую форму и тщательно ее выгладила. Но, примерив, расстроилась. Практически невидимые пуговицы на рубашке постоянно расстегивались, а широкий передник с каким-то стойким запахом доставал мне до пяток. Разве можно в таком виде разносить тарелки? Я живо представила себе, как в первый день с позором растянусь посреди ресторана на глазах у разодетой публики. И мало того что «влечу» на деньги (за разбитую посуду здесь штрафуют), так еще и насажаю синяков! Но делать нечего. Подвернув передник, я принялась изучать должностные обязанности. 

Первым пунктом в хитром документе значилось, что я не имею права ни при каких обстоятельствах разглашать информацию о клиентах ресторана, фирменных блюдах и мероприятиях - например, банкетах или фуршетах. Потом шел длиннющий перечень того, чем мне предстояло заниматься. Отправлять на мойку грязные приборы, чистые раскладывать на специальных подносах, вынимать из лифтов тарелки с едой, просить на кухне свежий хлеб, два раза в день выносить в прачечную грязное белье и забирать оттуда чистое. А также многое другое. Золушкин труд!

- Маргарита, пока вы стажируетесь, у вас не будет своего шкафчика, - раздался за спиной голос директрисы. - Пусть ваши вещи полежат у меня. 

И она забрала мою сумочку. С тяжелым вздохом я отключила телефон и вместе с кошельком отдала его начальнице. Ощущение появилось такое, будто я попала в рабство. 

Райское место для клиентов

Моим рабочим местом было пространство между залом и администраторской. Туда входили коридорчик шириной меньше метра, четырехъярусная полка с корзиной для хлеба, микроволновка, чашечки с пармезаном и упаковки соли. Справа располагались две жужжащие конструкции: мини-лифты. Рядом с ними - большой ящик для приборов, салфеток, пепельниц, подносов, оливкового масла и прочих мелочей. Присесть и отдохнуть хоть минутку негде. 

- Привет, я Ира! - улыбнулась миниатюрная официантка с карими глазами. - Хочешь, расскажу тебе, что к чему? Смотри, это лифт моечный, а это - кухонный. В первом мы передаем на мойку грязную посуду и получаем чистые приборы и пепельницы. Из второго достаем тарелки с едой, масло и хлеб. Такие же лифты на кухне и на втором этаже. 

- А как общаетесь с поварами?

- По телефону. Это намного проще и быстрее.

Ящики с грязной посудой были огромные и наверняка ужасно тяжелые. Смерив меня взглядом с головы до ног, новая знакомая посетовала: 

- Ты такая маленькая. И как только справишься? Не вздумай поднимать их сама. Проси о помощи ребят.

Действительно, официантов в подсобке всегда находилась уйма. 

- А вот это дровер, - Ира махнула рукой в сторону еще одного ящика. - Когда с кухни передадут приборы, ты должна будешь разложить их по отделениям: сюда столовые, а сюда закусочные. Разберешься?


Комната для персонала - ничего лишнего.
Комната для персонала - ничего лишнего.

Обомлев от огромного количества вилок с разными зубьями, я попыталась сообразить, в каком отделении какие из них лежат и чем отличаются друг от друга. Затем обернулась и посмотрела в зал ресторана. Из темной и душной подсобки он показался мне воистину райским местом! Столы для гостей прятались в нишах из белого камня, белоснежные скатерти и до блеска натертые бокалы буквально ослепляли. Желтые розы в изящных вазах задавали романтический тон.

К клиентам официанты и официантки выходили с сияющими улыбками. Все, как на подбор, стройные, высокие и симпатичные, большинство девушек щеголяли наращенными ногтями и длинными искусственными ресницами. Может, администрация подбирает кадры «с дальним прицелом»? Отнюдь нет. В ресторанах подобного уровня «снимать» сотрудниц не принято. Зато посетитель может выбрать официантку, которая будет его постоянно обслуживать. И отказываться ей не разрешается. Хочешь не хочешь, а клиент всегда прав. Лично я с таким положением вещей не смирилась бы. Но другие покорно подчиняются. Что поделать? Деньги-то нужны... 

Кадры решают все

Первый ящик с грязной посудой я запихнула в лифт с невероятным усилием. Тут же прихватило спину. Прикинув, что за 12 часов рабочего дня мне придется поднимать их несколько десятков, решила обратиться за помощью. 

- Не спеши, - растягивая слова, произнес 30-летний официант Кирилл. - Я подниму. Но попозже.

В этот момент из администраторской донесся истерический крик менеджера. Если в таком настроении она заметит гору посуды, штрафа не миновать! Поднатужившись, я снова «взяла вес». От тяжести тряслись руки и колотилось сердце.

- Ну и зачем ты это сделала? Не могла дождаться? - все так же медленно протянул Кирилл.

- Не могла, - с трудом сдерживая слезы, отрезала я. Да, надеяться здесь оставалось только на себя. Что, кстати, прекрасно осознавали все сотрудники ресторана. Они никому не доверяли и почти никогда не обращались друг к другу за помощью.

- Хитрая ты, Ритка, - сказал мне 25-летний бармен Костя с огромными голубыми глазами. - Или дура. Иностранные знаешь, образование получаешь, а пришла сюда бегать с тарелками и пресмыкаться перед клиентами. На стажировке много не заимеешь, зато вымотаешься так, что ног не будешь чувствовать. Лучше бы дома сидела!

- Неужели здесь все без образования? - деланно удивилась я.

- Нет. Самые молодые занимаются на заочном или зарабатывают себе на учебу. Как только находят место получше, увольняются. 

- Сам-то давно тут?

- Уже 7 лет. Сначала был поваром, а три года назад переквалифицировался в бармены. Работа интереснее и, как говорится, на людях. Да и получка на 100 баксов больше. А штрафов меньше.

Вскоре я убедилась, что Костя не обманывает. Когда я впервые сервировала стол в зале для клиентов (поверьте, задание не из легких), туда вышла замдиректора Наталья.

- Ты ее остерегайся, - шепнул мне официант Сережа настолько тихо, что я едва расслышала. - О стену не опирайся, на стулья у барной стойки не садись и к залу спиной не поворачивайся. Она всегда все видит, а потом штрафует на пять баксов. 

И правда, у этой 35-летней женщины при виде отдыхающих официантов в глазах немедленно появляется недобрый огонек. 

На сей раз она набросилась на Сережу.

- Собирай манатки и вали отсюда! Ты отстранен от работы, - голос Натальи Ивановны раскатился по ресторану. 

Позднее оказалось, что парень вышел в зал, забыв накинуть на руку чистую салфетку. И потому его уволили!

Кстати, постоянным клиентам регулярная смена сотрудников в ресторане не по душе. Они бы хотели видеть одних и тех же людей, которые изучили их вкусы. Однако руководство заведения данный нюанс, похоже, не волнует. Главное - экономить на зарплатах.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Эдуард БАГИРОВ, председатель Всеукраинской лиги правозащиты граждан: 

«Работодатель, который не хочет платить сразу, не заплатит и потом»

- То, что испытательный срок для вашего корреспондента увеличили до двух недель, не беда. По закону он может длиться и два месяца. Другое дело - вознаграждение за труд. Испытательный срок вам обязаны оплатить! Согласиться проходить его без денег - большая оплошность. Работодатель, который изначально не хочет раскошеливаться, сразу показывает свою ненадежность. Если же вы по наивности принялись вкалывать за так, подойдите на следующий день к директору и скажите, что ознакомились с законодательством и знаете, что вам обязаны заплатить. И посмотрите на реакцию начальства. Если с вами согласятся, значит, это порядочные люди. Нет - задумайтесь, нужна ли вам такая работа. 

АНОНС

В завтрашнем номере читайте о том, что почем в элитном ресторане, как сотрудники умело воруют еду у клиентов, каким путем официантки разводят гостей на большие чаевые, как Маргариту оскорбил гость-толстосум и почему здесь не любят Рудьковского.

Читайте также "Хроники ресторанных будней. 2 часть"

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт