Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему не заканчиваются проблемы с горючим: мнения экономистов

Почему не заканчиваются проблемы с горючим: мнения экономистов
Фото: архив "КП"

Сроки решения проблем с нехваткой топлива сдвинулись: если еще месяц назад в правительстве называли июнь-июль, то теперь – август-сентябрь. И это притом, что в августе-сентябре нас ждет сезонный пик потребления. Словом, складывается впечатление, что и этот прогноз не вполне реальный.

- У нас проблема не в дефиците топлива, а в том, что сейчас просто выгодно спекулировать топливом, - уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Создается впечатление, что на спекуляцию «заточен» весь топливный бизнес: даже когда появляется топливо, его специально прячут и перепродают очень дорого. Так что пока не будет контроля за продажей топлива, дефицит и рост цен сохранятся.

С коллегой согласен и аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак. По его словам, рост цен на топливо во многом зависит от бизнесменов, которые владеют автозаправочными станциями. Причины повышения цен на бензин в стране – это не только курс валют, стоимость нефти в мире и перебои с поставками, но и зазор личной прибыли, который делают владельцы АЗС. Оценивая риски потери бизнеса, сейчас они пытаются заработать по максимуму.

- Учитывая, что Украина сегодня импортирует бензин только из ЕС, на заключение новых контрактов на поставки энергоресурсов можно рассчитывать только после того, как власти заговорят о реструктуризации внешнего госдолга. Да и то при условии, что в странах ЕС не будет дефицита и прогнозы о наличии бензина в Европе будут оптимистичными, - считает Максим Орыщак.

Если же Украина примет решение просить кредиторов о списании долгов, то, говорит эксперт, с нами будут заключать договора только по предоплате, и топливный кризис преодолеть не получится.

- Создать необходимый двухнедельный запас бензина не составило бы труда, если бы впереди нам не грозил дефолт, - отметил Максим Орыщак в комментарии «КП в Украине». – Но пока продолжается война, к сожалению, оптимистичных прогнозов для рынка энергоресурсов нет.

В заключение отметим, что вопрос «когда будет топливо?» изрядно достал не только автомобилистов, но и профильных экспертов. 20 июня Сергей Куюн опубликовал на своей странице довольно эмоциональный пост, в котором посоветовал всем «открыть глаза»:

- Люди, откройте глаза! Идет война, что можно вообще прогнозировать и гарантировать? Враг уничтожает производства, нефтебазы, транспортные пути. На том же «минике» (мини-НПЗ. – Авт.) в Губинихе производили бензин в достаточно хороших объемах для регионального масштаба. Теперь эти ресурсы нужно чем-то заместить, а с импортом бензина есть сложности.

Что касается советов восстанавливать НПЗ в Западной Украине, то, говорит Куюн, создается впечатление, что эти советчики живут в другой стране. Российские ракеты долетают до Львова и Ивано-Франковска не хуже, чем до Кременчуга и Киева. Какой смысл их восстанавливать в таких условиях?

Раскритиковал эксперт и советы строить мини-НПЗ, напомнив, что враг уничтожает даже самые незначительные производства.

- Потому профессиональный совет следующий, - резюмировал Сергей Куюн. - Хватит скулить! Нет горючего – сиди дома. Главное, что оно есть у военных, муниципалитетов, бизнеса – на них держится страна. ​