Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Учим ребенка финансовой грамоте

Учим ребенка финансовой грамоте

В трех предыдущих частях мы рассказали вам о советах, которые американка Джолайн Годфри, специалист по финансовому воспитанию детей, дает родителям ребят 5 - 8, 9 - 12 и 13 - 15 лет. По мнению Джолайн, вырастить грамотного, бережливого, рачительного, предприимчивого и вместе с тем не скупого отпрыска - не так-то уж и просто. С одной стороны, без денег и шагу не ступишь. С другой - попробуй разобраться с налету в финансовых документах: банковских счетах, налогах, кредитах, процентах. А без них как прожить современному человеку?

Сегодняшняя, завершающая публикация, построенная на рекомендациях из книги Дж. Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами», посвящена отрокам 16 - 18 лет. В это время у ребят:

- развивается способность к логическому мышлению и планированию;

- обострено стремление добиваться признания у сверстников;

- появляется желание проявить свою независимость;

- наступает пора принятия первых серьезных жизненных решений.

В этот период, как считает Джолайн, пора воспитывать:

- умение активно экономить, тратить и вкладывать;

- умение связывать между собой цели и сбережения;

- формирование ответственности за других и за себя;

- умение вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее;

- формирование представления о деньгах как инструменте власти;

- умение разбираться в формах выплаты заработанных денег, дебетных и кредитных карточках, заполнять бланки налоговых деклараций.

10 упражнений для развития основных навыков обращения с деньгами у ребят 16 - 18 лет

Объясните ребенку систему кредитования, что такое потребительский кредит. Расскажите о том, что у каждого человека есть своя «кредитная история» - и банки обмениваются информацией, насколько честно человек выполняет обязательства договора, когда берет кредит, и что в кредите могут и отказать, если ты в прошлый раз повел себя нечестно.

Обсудите с подростком, ради какой цели стоить экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести собственную машину.

Пришло время ввести для ребенка ежегодный бюджет. Проводите ревизию бюджета каждый квартал. Выберите время, чтобы отпраздновать вступление ребенка в юность, и приурочьте к этому событию анализ ежегодного бюджета.

Если ребенок хочет подработать на каникулах - помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и - обязательно! - договор с работодателем. Объясните ему, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги.

Познакомьте подростка с финансовой ситуацией в семье. Убедитесь, что он понимает свою роль в жизни семьи.

Попросите ребенка перечислить три навыка или таланта, которые у него есть, а также плату, которую он бы считал разумной за эти навыки или таланты. Потом дайте ему возможность сравнить эту информацию с расценками в Интернете на работу людей, обладающих сходными навыками.

Познакомьте ребенка с системами оплаты за работу - сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите его, какую форму оплаты он считает наилучшей.

Обсудите с ребенком, как нужно вести себя на собеседовании, перед тем, как он отправится на поиски своей первой работы.

Дайте ребенку урок по чаевым: когда и сколько стоит платить, за какие услуги платить не надо.

Возьмите ребенка с собой, когда отправитесь совершать для семьи крупную покупку - новый телевизор, машину, мебель. Попросите его поискать в других магазинах или в Интернете эту же вещь по более низкой цене.

Если у ребенка есть мобильный телефон, проанализируйте с ним тарифные планы - определите, какой для него выгоднее.

Обсудите семейные планы относительно недвижимости, расскажите ребенку, на кого оформлена квартира, в которой он сейчас живет, расскажите о документах, которые это подтверждают, и как ими пользоваться на всякий случай.

Обсудите этикет встреч, как вашему сыну или дочери решать вопрос совместных расходов на свиданиях.

Попросите подростка перечислить пять самых важных причин для беспокойства о деньгах (например, что ему может не хватить денег, когда он расплачивается за обед в столовой) и вместе подумайте, как этих ситуаций избежать.

Попросите ребенка составить бюджет выпускного бала, свадьбы или еще какого-нибудь торжества.

Объясните, что такое пенсия. Расскажите, какие есть способы накопить деньги в пенсионном фонде.

Попросите ребенка предположить, что его ежемесячный доход составляет 1500 и 3000 гривен. Предложите составить бюджет для каждого случая. Напомните ему о налогах, сбережениях.

Спрашивайте не «как ты хочешь жить?», а «каким человеком ты хочешь быть?». А затем попросите составить бюджет выбранного образа жизни.

Напомните подростку, что такое ценные бумаги. Объясните, что слово «облигация» происходит от латинского obligato, то есть «обязательство выплатить деньги по этой ценной бумаге».

Расскажите ребенку о предпринимателях, которые находчиво и оригинально осуществляли свои идеи.

Напомните ребенку о его прежних идеях, связанных с заработком денег. Подумайте вместе, что из этого получилось и почему.

Если вы завели ребенку кредитную карту, объясните ему, как защититься от мошенничества.

Ссужая детей деньгами, не забывайте о процентах. Пусть они будут низкими, но вы обязаны напоминать: в будущем ему придется брать кредиты, а их всегда дают под определенный процент.

Попросите перечислить по крайней мере три общественных вопроса, важных для ребенка (например, помощь бездомным животным). Предложите составить план действий в поддержку тех, кто занимается решением этих вопросов.

Попросите ребенка выяснить, какая из известных компаний занимается социально ответственным бизнесом. Пусть объяснит, в чем заключается эта ответственность.

Знать цену деньгам нужно с пеленок!

Еще лет десять - пятнадцать назад сложно было даже представить публикации про воспитание у детей финансовой сметки, умение добиваться достойной оплаты труда, знание основ банковской деятельности и фондового рынка. Не то что школьники - даже их родители в большинстве своем не умели правильно распоряжаться заработанным. Да и в нашей культуре разговор о деньгах считался чем-то зазорным, вроде бесед о сексе. Нынешние наши материалы в «КП» говорят совсем о другом: большинство пап и мам задумываются о том, как научить отпрысков работать, честно зарабатывать и тратить. Почти все отклики, полученные нами, - за то, чтобы давать детям деньги и объяснять им основы финансовой грамотности. Вот только два из самой свежей почты:

Грешна - даю деньги за оценки. Но большой беды в этом не вижу, ребенок знает деньгам цену, умеет их ценить и копит на серьезную вещь.

Татьяна Владимировна.

Абсолютно не согласна с мнением, что детям не надо давать деньги и не надо учить их обращаться с деньгами. Я своим мальчишкам давала такое задание:

- Тебе надо купить продукты на обед для семьи из трех человек. Что ты купишь и примерно сколько денег потратишь?

Старший сын - ему 13 лет - с успехом справился с заданием. Правда, ограничился блюдами типа макароны-сосиски. Младший - ему 8 лет - гораздо хуже представлял, что и сколько стоит, хотя хорошо знает цены, скажем, на шоколад.

Кстати, в классе, где учится младший сын, был смешной и скандальный случай. Мальчику родители дали денег, чтобы он заплатил за дополнительный английский. До обеденного времени оставалось еще много времени, а он захотел есть. Одна из девочек предложила ему бутерброд. Но за деньги. Он отдал 10 гривен. Можете вообразить себе, какое было разбирательство!

В нашей семье мы вместе с детьми планируем некоторые расходы. По крайней мере они в курсе, что деньги не берутся ниоткуда и не уходят в никуда.

А ваши публикации про финансовые уроки я себе сохранила! Спасибо!

С уважением Екатерина Гончарова.