Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Что ждет экономику украины – оптимистичный и пессимистичный сценарии

Что ждет экономику украины – оптимистичный и пессимистичный сценарии
Фото: Если народ кинется в магазины - это хорошая примета: значит, есть что тратить. Фото: Евгения Гусева

И это неудивительно, ведь изменения основных макроэкономических показателей тут же отражаются на наших кошельках.

Эксперты, опрошенные "КП" в Украине", единодушны: наша экономика настолько слаба и неустойчива, что практически любое изменение обстановки как внутри страны, так и вне ее способно качнуть ее как в одну, так и в другую сторону. Поэтому правильнее сегодня рассматривать три сценария - оптимистический, пессимистический и базовый.

Оптимистический: рост ВВП - на 2-3%, инфляция - 8-12%

Большинство экспертов сходятся в том, что оптимистический сценарий - это прогноз Минфина с инфляцией в 8% и ростом ВВП 3%.

По мнению экономиста Александра Дудчака, оптимистичный сценарий базируется на выполнении Минских соглашений. В этом случае война окончательно останавливается, начинается восстановление разрушенного, жизнь постепенно налаживается.

- При оптимистическом сценарии развития событий рост ВВП составит 2%, инфляция - не больше 12%, курс доллара - не выше 29 грн. на конец 2017 года, рост зарплат - до 250 в долларовом эквиваленте, - приводит конкретные цифры президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Правда, для всего этого необходимы не только прекращение политических баталий и затухание конфликта на востоке страны, но и рост цены на нефть до 70 долларов за баррель.

Пессимистический: падение ВВП - на 2-3%, инфляция - 25% и выше

- Власть пытается поддерживать у населения боевой задор информацией об отбитых атаках агрессора, объясняя этим продолжающееся падение уровня жизни, - безрадостно обрисовал основные черты пессимистичного сценария Александр Дудчак. - Правда, эта тема становится все менее интересна и украинцам, и Западу. Объемы экспорта падают, зато курс доллара растет. Отменяются последние бесплатные рудименты прошлого в области медицины и образования, происходят выплаты по внешним долгам и госдолгу. И, конечно, украинцев регулярно продолжают кормить обещаниями безвиза.

По мнению аналитика Андрея Вигиринского, основная проблема заключается в том, чтобы обеспечить рост ВВП и ликвидировать разрыв торгового и платежного баланса в целом.

- Расходы по погашению и обслуживанию обязательств обойдутся приблизительно в $4,5 млрд, - говорит Вигиринский. - Мы рассчитываем на деньги МВФ - 9,5 млрд на 2 года, но чтобы их получить, нужно выполнять программу и внедрять реформы. По факту это не делается, и если так и продолжится, то дно, которое мы якобы уже прошли, окажется не совсем дном. Кроме того, единственный путь в условиях дефицитного бюджета обеспечить рост ВВП - это привлечь инвестиции, но без реформ и борьбы с коррупцией об этом не может быть и речи.

По словам Охрименко, пессимистический сценарий означает продолжение политических интриг и скандалов, ухудшение ситуации в Донбассе, увеличение военных расходов, продолжающийся исход бизнеса из Украины. В этом случае, говорит экономист, возможно падение ВВП на 2%, ускорение инфляции до 25% и выше и рост курса. Соответственно средняя зарплата в долларовом эквиваленте снизится до $150.

Базовый: рост ВВП - на 1,5%, инфляция - 12-15%

- Скорее всего, Украина получит в первом полугодии очередной транш от МВФ, хотя после деклараций украинских чиновников сам факт получения помощи выглядит несколько абсурдным, - говорит финансовый эксперт FIBO Group Дмитрий Кучер. - Эти деньги на короткое время окажут поддержку экономике и курсу, так что правительство сможет удержать курс в пределах 27-27,5 грн. А вот оснований для экономического роста в 2,5-3% на сегодня нет, - считает Кучер. - Если реальный рост экономики и будет, то в лучшем случае на 1-1,5%. Но, скорее всего, останемся на месте.

- При базовом варианте страну ждет рост экономики в 1%, приблизительно 15-процентная инфляция, курс - не выше 30 грн., - озвучил свой прогноз Александр Охрименко. - Продолжается процесс массовой миграции украинцев на заработки за границу, более-менее нормально работают сельское хозяйство, строительство и торговля. Дефицит госбюджета покрывают за счет эмиссии гривны, банковская система фактически не кредитует, а валютный рынок и бизнес прекрасно работают в тени.

КОМПЕТЕНТНО

Наш поезд стоит не на том пути

- Об украинской экономике 2017 года можно однозначно сказать: вряд ли будет хуже! Потому что мы уже упали катастрофически глубоко, да еще и с колоссальной инфляцией, - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - К сожалению, даже если украинская экономика будет расти на 1,5-2% в год, кардинального улучшения в будущем году не произойдет. Представьте, что поезд мировой экономики мчится со скоростью 3,5-4,5% в год, а наша украинская электричка с трудом дотягивает до 1,5%. Очевидно, что разрыв между нами все больше увеличивается. По оценкам ООН, чтобы бедная страна эффективно боролась с бедностью, она должна расти не менее чем на 5% в год. Для Украины эта задача актуализируется, поскольку 5% нашего ВВП мы отдаем на обслуживание наших внутренних и внешних долгов. Поэтому мы должны расти больше, чем на 5% в год, но на следующий год это нереальная задача.

Каждая экономика может расти за счет разных компонентов. Например, за счет роста внутреннего потребления. Для Украины это пока невыполнимо - население обнищало.

Еще один возможный компонент роста - за счет госрасходов. Для Украины этот вариант тоже не подходит, поскольку у нас дефицит госбюджета. Это значит, что у государства нет возможности активно тратиться на инфраструктуру, дороги, строительство мостов.

Теоретически можем расти за счет инвестиций, но не в следующем году. Любой инвестор смотрит на карту и выбирает страну, где рисков меньше, а доходность - выше. Наша страна относится к странам с мусорным рейтингом, а в такие страны не инвестируют.

Поэтому очевидно: нам необходимы структурные реформы и реальная борьба с коррупцией.