Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Наши люди в булочную на такси... ездят

Наши люди в булочную на такси... ездят
Фото: - Прикинь, Петрович, киевляне как разленились: сами водить не хотят! - Ну и хорошо: пробок меньше, зарплаты у нас больше! Фото: Евгения ГУСЕВА

Украинским автовладельцам приходится непросто: бензин и газ дорожают, бесплатных парковок все меньше, а дороги такие, что просто убивают автомобиль! Неудивительно, что немало украинцев до сих пор убеждены: личный автомобиль - это не просто средство передвижения, а именно роскошь! И пользоваться общественным транспортом и такси гораздо выгоднее. В то же время владельцы авто со стажем не откажутся от любимой машины ни за какие коврижки, ведь водить самому не только удобно, но и безопасно: кто его знает, кто сидит за рулем вызванного такси?

"КП" в Украине" выслушала аргументы обеих сторон. 

Деньги и нервы

Наши собеседники - супруги Ирина и Андрей. Ирина убеждена, что в Киеве проще и дешевле пользоваться метро и такси, чем тратить время, деньги и нервы на собственный автомобиль. Особенно учитывая, что деньги можно потратить на что-нибудь другое - например, на новую шубу или путешествие. 

Андрей категорически против. Не шубы и путешествий, конечно. Просто он считает, что машина в хозяйстве нужна. Особенно в Киеве. 

- Я всю жизнь живу без машины и вполне довольна общественным транспортом и такси, - приводит свои аргументы Ирина. - Особенно сейчас, когда не обязательно висеть на телефоне, а можно воспользоваться сервисами онлайн-вызова. А если что-то поменялось - опять же не названивать диспетчеру, а позвонить водителю напрямую. Не нужно нервничать, искать парковку - села себе с книжкой на заднее сиденье и расслабляешься.

Андрей категорически не согласен: такси - это далеко не самый удобный вид транспорта.

- Например, если человек после работы ходит на тренировку, значит, с собой нужно брать спортивную сумку, - приводит он свои доводы. - И если машины нет, то ее придется таскать за собой. А если вечером еще и планы поменялись, выходит - вообще целый день протаскался с ней зря! Та же история, если каждый день возишь ребенка на кружки и секции: в руках спортивную форму и всевозможный "инвентарь" носить довольно сложно. 

К тому же такси может быть грязным и прокуренным, а водитель - не вполне адекватным. Так что еще спорный вопрос, где потратишь больше нервов - сидя за рулем в пробке или сидя на заднем сиденье, когда водитель несется на красный свет, лавирует на пешеходном переходе и храбро "подрезает" трамвай. 

Спорить о плюсах такси и своего автомобиля можно долго (подробнее см. Инфографику) - у сторонников обеих версий найдется масса аргументов. Но что же экономически выгоднее? Давайте посчитаем!

Считаем расходы

Мы решили, что автомобиль должен быть новым и относительно недорогим. Покупать дорогую навороченную машину - это не для тех, кто скрупулезно считает, что выгоднее, а для тех, у кого есть лишние деньги. Что касается бэушной тачки, то такая покупка выйдет себе дороже, если, конечно, вы не мастер по ремонту автомобилей. 

В общем, решили, что разумно будет уложиться в 10 тыс. долларов, то есть 260 тыс. грн. Эта цифра и стала нашим стартом для расчетов. 

Машину решили брать на пять лет - после этого срока многие водители ее продают тем, кто хочет купить подешевле и готов за это мириться с периодическими поломками. Мы прикинули все возможные траты (подробнее см. Таблицу), и оказалось, что сумма набегает приличная! Впрочем, для водителей это, конечно, не новость. Им прекрасно известно, что мелкие траты на личное авто буквально раздувают бюджет, а львиную долю расходов занимает бензин.

Но есть и хорошая новость: личный автомобиль - это не только расходы. Ведь через 5 лет мы его будем продавать! Таким образом, часть потраченных денег вернется - примерно 45-50% от первоначальной стоимости. То есть в нашем случае 120-130 тыс. грн. (при условии, что курс сохранится на уровне 26 грн. за доллар). 

Итого получаем, что если за 5 лет с авто не произошло никакого форс-мажора, то на собственный автомобиль за это время ушло порядка 370 тыс. грн., или 74 тыс. грн. в год.  

То есть выходит, что при тех же расходах на такси можно было тратить 74 тыс. грн. в год, или около 6 тыс. грн. в месяц.  

Одна поездка от моего дома до работы на такси обходится в 90-100 грн. То есть за 22 рабочих дня только на поездки на работу и обратно уйдет 4-4,5 тыс. грн. Прибавьте сюда поездки за покупками (минимум каждые выходные), поездки на дачу и к родственникам, короткие и длинные путешествия, и вы увидите, что такси и личное авто обходятся примерно одинаково. Правда, здесь есть один существенный нюанс. 

Дело в том, что не так уж много "безлошадных" киевлян позволяют себе ежедневные поездки на работу и с работы на такси. Это не только дорого, но и, учитывая столичные пробки, часто бессмысленно: быстрее, удобнее и, разумеется, дешевле пользоваться метро. Учитывая это обстоятельство, личный автомобиль, конечно, обходится гораздо дороже. К сожалению, украинцы пока еще не достигли того уровня жизни, при котором машина является просто средством передвижения - для подавляющего большинства она по-прежнему роскошь. 

С другой стороны, личный автомобиль - это, несомненно, удобство и комфорт. Тот самый, за который мы готовы платить. Именно поэтому водители со стажем, даже лишаясь привычного дохода, жертвуют многим, лишь бы оставаться владельцем автомобиля и не перейти в разряд пешеходов. 

ДЕНЕЖКИ

Сколько должен стоить автомобиль

Еще Генри Форд говорил, что автомобиль должен стоить 10 зарплат, а дом - 100. Современные эксперты по личным финансам с королем автомобилестроения в принципе согласны и говорят: личный автомобиль должен стоить в пределах 8-10 месячных зарплат. Все, что больше - это "понты", за которые часто приходится платить очень дорого. Потом замучаетесь оплачивать страховку, техобслуживание, ремонт и истреплете себе все нервы в страхе, что ее угонят.

Что касается того, чтобы брать машину в кредит, то тут эксперты единодушны: делать это следует только в том случае, если от этого зависит ваша работа. Если же нет - пользуйтесь общественным транспортом и такси. 

 

Плюсы такси:

  •  Не нужно получать права.
  •  Не нужно думать о технической стороне обслуживания автомобиля.
  •  Не нужно копить на машину или выплачивать кредит.
  •  Не нужно волноваться по поводу возможного угона или вандализма.
  •  Можно "расслабиться" с друзьями в пятницу вечером, не думая, что делать с машиной.
  •  Можно поспать, если очень устал.

Плюсы своего авто:

  • Можно наслаждаться вождением и ехать в комфорте. 
  • Не надо полагаться на водительское мастерство человека, которого видишь впервые в жизни.
  • Можно рвануть в путешествие, не думая о билетах и датах.
  • Можно в любой момент съездить за город, на дачу, проведать родителей, помочь родственникам с перевозками. 
  • Отпадает масса проблем, связанных с "развозкой" детей по кружкам и спортивным секциям. 
  • Даже спортом заниматься гораздо удобнее - ведь форма и инвентарь всегда в багажнике!