Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

7 профессий, которые изменились за годы независимости

7 профессий, которые изменились за годы независимости
Фото: В советское время практически на каждом предприятии существовал отдел кадров. Фото: Thinkstock

1. Кадровик – рекрутер, хедхантер

В советское время практически на каждом предприятии существовал отдел кадров, главными задачами которого были оформление сотрудников в штат, ведение личных дел, контроль безопасности и охрана труда. Сейчас эта должность осталась преимущественно на госпредприятиях, а в частных компаниях появились HR-отделы, в которых работают рекрутеры, хедхантеры, корпоративные тренеры, специалисты по удержанию и развитию персонала.

Их функционал включает не только документооборот, но и непосредственную работу с людьми. Задачей рекрутера является поиск и отбор претендентов на должность. Хедхантер, в отличие от рекрутера, находит редких и особо ценных специалистов, в том числе путем переманивания из других компаний.

Спектр обязанностей HR-специалиста еще шире: он занимается не только подбором персонала, но и адаптацией, оценкой, обучением, замеряет эффективность труда и разрабатывает систему мотивации.

2. Психолог – бизнес-тренер, коуч

На развитие коучинга влияли многие отрасли знания, в том числе психология. Как отдельное направление коучинг сформировался в начале 90-х. Бизнес-коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей: продвижение по карьерной лестнице, усиление лидерства и навыков стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, а также создания продуктивной команды.

Большинство профессиональных коучей имеют глубокие познания в психологии, однако специфика работы предполагает знание области, в которой работает клиент, наличие опыта успешного решения проблем и достижения результатов, а также лидерских и коммуникативных навыков.

3. Оператор ЭВМ – IT-специалист, программист

Развитие IT-отрасли способствовало появлению множества специальностей. Помимо операторов ЭВМ и системных администраторов, которые остаются востребованными в ряде компаний, на рынок пришли разработчики, тестировщики и SEO-специалисты. Сегодня бизнес во многих отраслях "ушел" в интернет. Например, продвижение товаров и услуг или финансовые операции теперь осуществляются через Сеть.

4. Художник-иллюстратор – графический дизайнер

Если еще пару десятилетий назад работа иллюстраторов предполагала создание рисунков и графики от руки, то с развитием технологий они стали прибегать к возможностям компьютерной обработки. Отдельным направлением дизайна является web-дизайн, связанный с разработкой и оформлением сайтов и web-приложений.

5. Пресс-секретарь – PR-специалист

Как правило, пресс-служба является подразделение госучреждения, органа власти, суда или корпорации. Ее главной задачей является информирование о деятельности организации. В большинстве коммерческих компаний работают PR-специалисты. Круг их обязанностей более широк и, кроме взаимодействия со СМИ, включает формирование положительного имиджа компании, повышение узнаваемости на рынке, продвижение продуктов и услуг.

6. Статистик – аналитик

Статистик – специалист, занимающийся сбором, обработкой и изучением количественных показателей. Однако сложные задачи, которые предстоит решать бизнесу, требуют специалистов иного профиля, которые могли бы не только собирать и систематизировать данные, но и исследовать рынок с помощью разных методик и инструментов, предлагать готовые решения, прогнозировать и разрабатывать программы развития. Это требование рынка способствовало тому, что в разных отраслях появились узкопрофильные специалисты - бизнес-аналитик, инвестиционный аналитик, аналитик программного обеспечения.

7. Контролер качества продукции – тайный покупатель

В эпоху ГОСТов и строгого соблюдения стандартов практически на каждом предприятии была должность контролера качества продукции. Рынок сегодня – это в первую очередь рынок услуг. Поэтому возникает необходимость контролировать не только качество товаров, но и качество сервиса. Для этого был взят на вооружение метод исследований под названием Mystery Shopping, а на рынке труда появилась новая профессия – тайный покупатель. Этот специалист совершает визиты в точки продаж, рестораны, на автозаправочные станции под видом клиента, чтобы оценить качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Профессии будущего: оператор дронов и мастер 3D-печати

Известный футуролог Томас Фрей описал специальности XXI века, которые только зарождаются или вовсе еще не изобретены.

Новости по теме: Работа Профессии