Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Премьерственность планов

Премьерственность планов
Фото: Владимир Гройсман идет туда, куда не дошел Арсений Яценюк. Фото: Олег Терещенко

На нынешнее правительство возлагается задача в экстренном темпе начать и закончить все то, что не успели "попередники". Поэтому, наверное, не удивительно, что программа Кабмина Владимира Гройсмана очень сильно напоминает программу реформ Арсения Яценюка, с которой он выступал в парламенте в декабре 2014 года. Даже если прочитать весь двухсотстраничный документ, то сразу бросается в глаза, что почти по каждому пункту есть как минимум абзац, который называется "Что уже было сделано в предыдущий период". То есть составители даже не скрывают, что фактически продолжают дело Арсения Яценюка.
Правда, текст был доработан, так сказать, под сегодняшние реалии. После офшорного скандала, куда попали многие украинские политики, включая президента Петра Порошенко, в документе появились задачи, связанные с деофшоризацией экономики.

Для людей: европейские зарплаты


Наверное, больше всего улыбок и смешков среди простых украинцев вызвало обещание премьера обеспечить в стране среднюю зарплату в 1000 евро. Правда, премьер предусмотрительно не уточнил, когда это может случиться.


- Если мы возьмем наших европейских партнеров, увидим, что средняя заработная плата в этих странах, например в Польше или Словакии, равна примерно 1 тысячи евро, когда в Украине это 150-170 евро, - подчеркнул премьер. - Мы понимаем, что, в принципе, имея колоссальный потенциал, природные ресурсы, при грамотном, качественном управлении Украина может достичь этих показателей, и это будет означать, что мы можем стать конкурентными, а люди начнут получать возможности для качественной жизни.


Также премьер пообещал людям уменьшение бумажной волокиты со стороны государства. 


- Власть должна минимизировать любое влияние и давление на гражданина. Нельзя бегать за справками, стоять в очередях на получение положенной тебе государственной помощи. Мы будем все делать для того, чтобы продолжить дерегуляцию,  чтобы минимизировать контакты человека с чиновниками, и для этого информационные технологии являются очень важными, - подчеркнул Владимир Гройсман. 


Так, в 2016 году запланировано внедрение государством 10-15 электронных услуг.
Также правительство обещает продолжить передавать больше полномочий на места. На децентрализацию в этом году предусмотрен 1 млрд гривен.

Для бизнеса: рост экономики


Для бизнесменов Владимир Гройсман пообещал рост экономики, борьбу с коррупцией и многое другое.


- Невозможно развивать страну, когда мы имеем нестабильную банковскую систему, когда мы имеем непонятные инфляционные процессы, когда мы имеем слабую, зарегулированную, закрытую экономику, неэффективное управление государственными предприятиями, когда мы имеем достаточно высокий уровень коррупции и невысокое доверие и эффективность судебной системы. Наша главная задача - обеспечить макроэкономическую стабилизацию, которая показывает свои возможности сегодня, и обеспечить в среднесрочной перспективе макроэкономический рост, - отметил глава правительства. 

Первоочередные шаги правительства премьер пообещал осуществлять в направлении установления верховенства права и противодействия коррупции. 
Говорят наши чиновники, конечно, складно, посмотрим, что из этого удастся воплотить в жизнь. 

 

КОМПЕТЕНТНО

Чего не хватает в программе

- Охарактеризовать этот документ как "Задачи по реализации радикальных реформ уже в 2016 году"  я лично не могу, - поясняет экономист Борис Кушнирук. - Налоговой реформы не предвидится. Объявления хотя бы на уровне осознания необходимости снижения фискального процента ВВП, как одного из приоритетов налоговой и бюджетной политики, нет. Как нет шагов по формированию открытого единого общегосударственного электронного реестра получателей социальных льгот.

В правительстве не собираются проводить кардинальную реформу тотально коррумпированной и неэффективной системы социального страхования. Также нет осознания того, что в существующем виде солидарная пенсионная система безнадежна. Не вижу и четких обязательств по массовой приватизации государственных предприятий. Нет обеспечения стопроцентного учета поставок тепла в многоквартирные дома уже в этом году. Создание стимулов и принуждений к реализации мероприятий по энергосбережению населением не планируется. И так далее.

В этом документе, бесспорно, есть много правильных идей, предложений и шагов. То есть он не совсем пустой и беспредметный для обсуждения. Но с учетом вызовов и задач, стоящих перед правительством, гражданами и государством в целом, этот документ у меня лично оптимизма не вызывает.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

"Теоретически рост экономики в разы возможен"

- Несмотря на то что согласно мировым стандартам среднесрочной перспективой являются 3-5 лет, премьер, говоря о сроках, вероятнее всего, имел в виду 2016-2017 годы, - отметил "КП" в Украине" директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. -  Что касается зарплат, то для того, чтобы они выросли с нынешних 150 евро до 1000 евро, украинский ВВП должен увеличиться пропорционально , то есть в 6-7 раз. Правда, для того, чтобы эти цифры стали реальностью, необходим не только рост экономики, но и замедление инфляции. Ведь именно когда инфляция стремится к нулю, зарплаты в долларовом эквиваленте растут пропорционально номинальным.

Теоретически рост экономики страны в разы возможен. Для этого есть два пути.

Путь первый - внешний фактор. Например, для нефтяных стран таким фактором в свое время стал рост цен на нефть. К сожалению, у нас такого фактора нет.

Путь второй - внутренние факторы. Изменения внутри страны должны быть настолько существенными, чтобы сюда захотели вкладываться и пришел поток инвестиций. К сожалению, пока для нас это тоже события далекой перспективы - должно пройти как минимум лет 10.

Что касается премьерского обещания достичь макроэкономической стабильности, то здесь важен путь, которым собираются достичь столь благой цели. Если премьер выберет путь администрирования (то есть приказать НБУ держать курс 24, а, например, Госкомстату - удерживать "правильную" инфляцию), то это путь в никуда. Правительство должно просто выполнять свои прямые обязанности: создавать благоприятные условиях для ведения бизнеса, принимать нужные законы и следить за их соблюдением, сделать прозрачную приватизацию и т.д. И если больше работать, но меньше заниматься популизмом, то макроэкономическая стабильность действительно наступит.