Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

НБУ еще сам не до конца определился, как он будет достигать ценовой стабильности

НБУ еще сам не до конца определился, как он будет достигать ценовой стабильности
Фото: Фото: REUTERS

На этой неделе в НБУ состоялся круглый стол по теме "Дорожная карта по переходу к инфляционному таргетированию".

Как и ранее, регулятор отметил, что его первоочередным приоритетом является ценовая стабильность. А достичь ее планируют с помощью механизма инфляционного таргетирования (комплекс монетарных мер, применяемых с целью контроля над инфляцией), переход к которому предусмотрен постановлением НБУ, напоминает заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский.

- Этим документом на конец 2016-го предусмотрена инфляция 12% с возможностью отклонения плюс-минус 3%, на конец 2017-го - 8% (плюс-минус 2%), на конец 2018-го - 6% (плюс-минус 2%), на конец 2019 - 5% (плюс-минус 1%), - напоминает эксперт. – Правда, в чем будет проявляться это таргетирование, похоже, не до конца определились и в самом Нацбанке.

С одной стороны, предложения предусматривают изменения ключевой процентной ставки денежно-кредитной политики, продолжает эксперт.  Как отмечают в Нацбанке, процентные ставки будут определять условно саму стоимость денег. То есть фактически они должны нивелировать инфляционные потери.

- Тем не менее сегодня можно констатировать, что первый квартал уже позади, а ни одна из ключевых процентных ставок НБУ не сопоставима с уровнем запланированной на конец года инфляции, - говорит Вигиринский. - Фактически текущая ситуация с процентными ставками отражает потерю стоимости гривны на конец года, и инфляции на конец года вряд ли удастся удержаться в рамках 12% плюс-минус 3%.

По мнению эксперта, высокие ставки не создают условий для стимулирования экономики, поскольку финансовый ресурс внутри страны поглощается ростом расходов на самообслуживание (оплату тарифов), не стимулируя спрос в торговле товарами. Это, соответственно, тормозит восстановление промышленности, так что рост производства маловероятен.

Также в предложениях НБУ отмечается, что колебания номинального обменного курса должны служить основным буфером от воздействия негативных шоков. Это означает, что, например, в случае уменьшения спроса на продукцию украинского экспорта и ухудшения условий торговли, умеренное обесценивание гривны даст возможность сохранить конкурентоспособность украинского экспорта. В обратном случае укрепление гривны предотвратит "перегрев" экономики.

- Формально это теория имеет право на жизнь, но при соблюдении ряда условий, - говорит Вигиринский. – Как известно, платежный баланс определяет не только экспорт, а и импорт, инвестиции, финансовые обязательства, так что позиция регулятора о влиянии на курс исключительно фактора состояния экспорта является несколько ограниченной. Незначительную девальвацию в таких условиях можно было бы обеспечить при условии комплекса факторов. Во-первых, это дифференциация экспорта, когда спад стоимости сырьевых товаров частично компенсируется, допустим, ростом стоимости на международных рынках на товары отрасли машиностроения.

Правда, сегодня с такими компенсаторами в Украине есть, мягко говоря, некоторые сложности, говорит эксперт. Спад промышленного производства и недоступность финансирования приводят к тому, что с каждым годом наша продукция становится все менее конкурентоспособной. Неудивительно, что 60% украинского экспорта составляют сырьевые товары, цены на которые в последнее время уменьшаются.

Механизмы инфляционного таргетирования возможны и могут иметь успех у сильных, развитых, дифференцированных экономиках, к которым украинскую отнести нельзя, резюмирует Вигиринский. Наша экономика слабая, однобоко ориентированная и полностью зависящая от изменения цен на группу товаров АПК.

Новости по теме: экономика Украины НБУ