Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Эксперт рассказал о последствиях транзитной войны

Эксперт рассказал о последствиях транзитной войны
Фото: Фото: 5min.by

Казалось бы, с нового года Украина и Россия уже порвали большинство экономических связей – торговый оборот между нашими странами упал до исторических минимумов. Везде, где можно было, стороны ввели торговое эмбарго. Но Киев и Москва все-таки нашли болевые точки друг у друга и запретили транзит большегрузного автомобильного транспорта по территории двух стран. Со вчерашнего дня украинские фуры не могут ехать через Россию, а российские - через Украину.

Из-за чего возник конфликт?

Напряженные отношения двух сторон начались с того, что 1 января 2016 года российское правительство ввело ограничения на транзит через свою территорию грузов из Украины в Казахстан. После этого, после долгих переговоров транзит был возобновлен, но в весьма своеобразной форме – украинские грузовики едут по территории РФ под конвоем.

В то же время, Москва и Варшава не подписали соглашение взаимном транзите, а так же Москва и Анкара тоже не смогли прийти к консенсусу в этом вопросе. В итоге, многие грузы после нового года из России в ЕС поехали через Украину.

Но это не понравилось нашим активистам. В ответ на притеснения украинских перевозчиков в России, на прошлой неделе они начали блокировать движение российских грузовиков в Украине. Начали с Закарпатской области, а на выходные к ним присоединились почти все регионы Украины. После этого Россия ввела запрет на транзит украинских грузовиков по своей территории.

"На данный момент движение украинских транспортных средств по территории России остановлено, кроме пока транспортных средств, которые движутся в Казахстан, в соответствии с принятым решением, под конвоем. Но эти транспортные потоки пока не постоянные", – заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

В ответ на это украинское правительство приостановило транзитные перемещения грузовых автомобилей Российской Федерации по территории Украины.

"Российская Федерация в нарушение правил и процедур Всемирной торговой организации и двустороннего межправительственного соглашения об автомобильных перевозок в одностороннем порядке приостановила движение украинских грузовых автотранспортных средств по территории России, - сказано в сообщении правительства. - До момента получения объяснений от российской стороны и решения данного вопроса Украина временно прекращает транзитные перевозки грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России, по территории Украины".

После этого стороны начали консультации по возобновлению транзита, но пока никаких решений принято не было.

На трассе в Закарпатье. Фото: mukachevo.net

Как изменятся транспортные потоки: больше всего пострадает Молдова 

Российские перевозчики не могут попасть в Европу по всей территории от Черного до Балтийского морей. Сейчас их не пускают ни Украина, ни Польша. Поэтому основной грузовой поток идет через паромное сообщение в Балтийском море.

- Конечно, объемов паромных  перевозок не достаточно, чтобы  компенсировать весь объем перевозок  российских грузов в ЕС, - говорит  транспортный эксперт Александр  Кава. – Поэтому, если блокада продлится, то российским поставщикам придется менять логистику. Они будут увеличивать поток через железнодорожный транспорт, а так же начнут использовать морской путь из Новороссийска в румынские и болгарские порты. Что касается Украины, то у наших перевозчиков возникнут проблемы с доставкой товаров в страны Скандинавии и Средней Азии. Больше всего от блокады будет страдать Молдова – именно сюда через Украину доставлялось большое количество российских товаров.

Каковы будут потери стран?

Формально страны практически ничего не потеряют. Ведь по международному законодательству за транзит через свою территорию страны плату не берут. Потери в большей степени будут у частных перевозчиков и экспортеров с обеих сторон.

- Отправители вынуждены будут платить неустойки, - говорит Александр Кава. – Кроме того, если придется менять логистику, то это приведет к удорожанию товаров, а значит снизит их конкурентоспособность на внешних рынках. Например, через территорию России объем украинского транзита составляет около 1,5 млрд. долларов. Что касается транзита российских товаров через Украину, то до недавнего времени он был невелик. Только после запрета проезда через Польшу, российские грузовики поехали через Украину.

Кстати, никто не запрещает европейским перевозчикам (кроме польских) возить российские товары через Украину. Или перевозчикам из стран Средней Азии доставлять товары из Украины. Но это автоматически означает, что вместо украинских и российских компаний, начнут зарабатывать их конкуренты.

В Одессе блокируют проезд российским грузовикам. Фото: facebook.com/karp.sich

Будет ли Европа вмешиваться в конфликт?

Эксперты считают, что прямого официального давления на Польшу и Украину из Брюсселя оказываться не будет.

- Возможны какие-то контакты  по дипломатическим каналам, но  открытого давления не будет, - считает эксперт. – Тем более, что Польша – это страна ЕС. Но она этой блокадой преследует свои собственные цели, набивая себе цену пере правительством Германии. Поляки решают ряд своих вопросов внутри ЕС, которые к Украине не имеют никакого отношения.

Что дальше?

Предположить, что будет дальше сложно. Если стороны войдут в раж, то, возможно, следующим будет закрыто и последнее, что связывает две страны - железнодорожное сообщение. Тем более, что российский премьер Дмитрий Медведев уже заявил о возможном "запрете движения по РФ всех видов транспорта из Украины".

СИТУАЦИЯ ПО ОБЛАСТЯМ

Через Харьковскую область фуры ездят без помех

КСТАТИ

Блокировать российские фуры начали в Румынии

Румынские таможенники со своей стороны не пропускают в Украину фуры с российскими номерами. Об этом на официальной странице в "Фейсбуке" сообщила организация "Карпатская Сечь".