Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Эксперт: МВФ превращается в крупнейшего коррупционера

Эксперт: МВФ превращается в крупнейшего коррупционера
Фото: Фото: Thinkstock

Такое предложение содержится в отчете МВФ о технической помощи в реформе управления госимуществом и надзора за ним. Предусмотрено, что управляющие менеджеры будут привлечены из частного бизнеса.

"Предложение МВФ создать единый мега-холдинг, который объединит крупнейшие и наиболее привлекательные предприятия Украины, приведет к формированию единого центра коррупции взамен существующим нескольким центрам коррупции в каждой из отраслей экономики, - комментирует член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - Похоже, что МВФ разочаровался в идее быстрой победы над коррупцией в Украине. Соответственно, МВФ решил пойти старым проверенным путем: для того, чтобы побороть коррупцию нужно ее возглавить.

По его словам, ключевой идеей такого мега-холдинга должен стать не просто участие, а управление со стороны так называемых международных партнеров Украины - МВФ, ЕБРР, ЕИБ, Всемирный банк. К этому времени кредиторы вполне законно претендовали на контроль за использованием предоставленных средств. Сейчас же эти "партнеры" незаметным движением изменят свой статус с обычных контроллеров до участников коррупционных схем.

- Уже сейчас можно сказать, что такое международно-коррупционное партнерство прослеживается в рамках 300-миллионного кредита ЕБРР для "Нафтогаза", который используется для закупки реверсного газа в ЕС. Такая же судьба ждет следующий 500-миллионный кредит Всемирного банка, - поясняет экперт. - Ведь несмотря на то, что коррупция не только осталась, но и выросла в масштабах, то выгоднее стало контролировать не просто баланс средств, а их целевое использование.

Как известно, с середины 2015 года МВФ и правительство активно обсуждают возможность создания или единой холдинговой компании, или семи государственных холдингов. Уставный капитал условной компании "Укрхолдинг" предлагают сформировать путем передачи в его состав НАК "Нафтогаз Украины", ОАО "Укргидроэнерго", НАК "Надра Украины", "Строительная компания" Укрбуд ", ЗАО" Киев-Днепровское МППЖТ ", Украинский банк реконструкции и развития, Государственный сберегательный банк Украины, Родовид банк, Государственный экспортно-импортный банк Украины, ОАО "Турбоатом", ОАО "Хартрон", Акционерный банк "Укргазбанк".

Хотя в правительстве нет единой позиции по этому поводу. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк предлагает вывести государственные компании из-под подчинения министерств и создать на их базе не один, а семь госхолдингов: "Я буду предлагать членам правительства вывести все госкомпании из-под подчинения министерств и министров. Министр не должен управлять собственностью. Министр должен определять госполитику. Выведены компании должны сформировать семь госхолдингов, которые будут управляться независимыми директорами через назначения на открытом конкурсе с участием наших международных партнеров".

В то же время Министерство экономики предлагало создать единый госхолдинг. Впрочем, это не удивляет, поскольку Минэкономики возглавляет Айварас Абромавчиюс, который не отстаивает интересы государства, а является абсолютной марионеткой в руках МВФ, ЕБРР, Всемирного банка, других кредиторов и полностью выполняет их указания.

- Относительно единого мега-холдинга, то удивляет позиция МВФ, который предлагает и отстаивает устаревший метод управления для экономики Украины, - говорит Юрий Корольчук. - Ведь в ЕС практически отсутствует опыт создания таких мега-холдингов, а наоборот в течение последних 15 лет пропагандируется и реализуется идея разделения влияний и экономическая децентрализации. Тем более в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Словакии, которые проходили похожий на украинский путь, МВФ подобных идей не предлагал. Неполноценность идеи МВФ особенно видно на примере "Нафтогаза". Ведь "энергопакеты" ЕС предусматривают разделение монополиста "Нафтогаза" на три отдельные направления - продажа, добыча и транспортировка ресурсов. О каком холдинг можно в таком случае говорить?

В конце концов, резюмирует эксперт, у всех компаний и банков, которые предлагают включить в мега-холдинг, нет рыночной капитализации - их акции не котируются на международных биржах, они не реализовали IPO, они не проходили предпродажный аудит. Соответственно, даже сейчас нет понимания, какую эффективную роль сможет играть каждое из предприятий в новом мега-холдинге. Соответственно, единственная цель создания такого мега-холдинга - это концентрация коррупции в одном месте; контроль за имуществом, которое можно будет приватизировать; усиление монополизма на рынках Украины.