Ольга СИТНИКОВА. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА. (30 июля 2008)
Не заставляйте детей тупо писать диктант

Не заставляйте детей тупо писать диктант

Особо ретивые мамаши пытаются накачивать детишек знаниями даже на пляже.

Лето, море и солнце - это здорово! Но зачастую за долгих три месяца отдыха детишки успевают благополучно забыть все, чему их учили в школе. Конечно, в век компьютеров и многофункциональных смартфонов можно не так волноваться из-за невыученной таблицы умножения и исторических дат. Даже непрочитанное произведение школьной программы теперь можно благодаря Интернету «освоить» за 15 минут. С компьютером, кажется, и вправду проще восстановить перед началом учебного года школьные знания. Казалось бы, что проще - найти для ребенка нужную программу, например по истории, которую теперь можно учить в формате игры, биологии или географии. По крайней мере так считают современные родители. Бабушки и дедушки же, обнаружив, что внук или внучка не помнят, сколько будет дважды два, и пишет диктант с двадцатью ошибками, устраивают своим наследникам «летнюю школу», заставляя в разгар лета зубрить параграфы учебников и писать бесконечные диктанты. Какой метод правильнее?

Рассказывает Екатерина КАШИРСКАЯ, нейропсихолог, консультант по образованию:

Как помочь ребенку наверстать упущенное в школе на каникулах?

- Обычно волноваться по поводу того, что ребенок что-то не выучил, родители начинают весной, перед контрольными, или осенью, сразу после начала нового учебного года. Самое главное тут - определить причину, почему ребенок плохо усваивает материал. Может быть, он не умеет концентрировать внимание или усидчивости не хватает. С этим поможет справиться специалист. Например, если ребенок в диктанте делает по 20 ошибок, то это может происходить по 10 разным причинам. И их стоит выяснить. Главное - не надо тупо писать диктанты и пытаться зубрить материал. 

За какое время нужно начинать готовить ребенка к школе во время каникул?

- Прежде всего ребенок летом должен отдыхать! Загружая его, мы можем добиться прямо противоположного эффекта. Но если все-таки остались «хвосты» на лето, то с ребенком можно позаниматься где-то в начале июля, потом сделать перерыв и повторить пройденное в середине августа. Перед началом учебного года должна быть хотя бы неделя перерыва, отдыха.

Нужно ли родителям устраивать «летнюю школу», играть в строгого учителя?

- Не нужно. Некоторые родители специально составляют домашнее расписание уроков и покупают для дома школьную парту и доску с указкой, считая, что это поможет ребенку собраться и более серьезно относиться к занятиям. Специалисты не советуют организовывать занятия в такой форме. А в идеале обучением ребенка не должны заниматься родители, так как они слишком сильно вовлечены в процесс эмоционально, если что-то не получается, начинают волноваться, злиться и переживать. 

В какой форме лучше организовать занятия?

- Специалист может помочь подобрать упражнения, не связанные напрямую с учебной деятельностью, например на тренировку внимания каждый день по 15 минут. Даже находясь на природе и отдыхая, ребенок может тренировать внимание. Заниматься можно, но это не должна быть учебная деятельность. Просто тренируйте те функции, из-за которых у ребенка проблемы в школе. Если родители хотят непременно заниматься по каким-то учебникам, пособиям, то они должны быть не школьными, а специальными, разработанными для домашнего обучения.

Когда стоит показать ребенка специалисту-психологу?

- Обычно родители приходят с ребенком к психологу, консультанту по образованию только тогда, когда проблема стала величиной с дом. Например, ребенок не успевает почти по всем предметам или его вообще хотят оставить на второй год. Родители, отчаявшись зазубрить с чадом учебный материал по вечерам и выходным, приходят к нам за помощью в самый последний момент. Не надо пренебрегать советами специалиста, который может рассказать об особенностях ребенка, выявить, какие навыки у него развиты хорошо, а какие плохо, и предложить подходящие для конкретного ребенка упражнения и методики. С учетом поставленных целей специалист поможет спланировать занятия так, чтобы они были максимально эффективными.

А можно просто найти в Интернете или на диске какие-нибудь полезные обучающие игры? Это не вредно?

- Мы не против Интернета и обучающих компьютерных игр. Но это не надо делать бесконтрольно. Особенно если ребенку еще нет десяти лет. Сначала программу, тест или игру должны просмотреть родители. Даже в том случае, если ребенок растет малообщительным и родителям кажется, что, запретив компьютер, они помогут ему скорее наладить контакт со сверстниками. Это тоже может вызвать обратный эффект, потому что сейчас во всех школах используют компьютеры и Интернет, и дети так или иначе соревнуются и в этой области: кто какие программы освоил, в какие игры играл. Просто нужно стараться заинтересовать его тем, что действительно полезно и не принесет вреда.

ЕСТЬ ВОПРОС

Как научить ребенка пересказывать текст?

Мой сын перешел в третий класс. Дело в том, что у него возникают трудности, когда нужно пересказать текст. Скажите, есть ли какие-то специальные методики для того, чтобы легче запомнить прочитанное, а затем четко пересказать?

Елена Ханенко, Киев

Как утверждают психологи, любой текст можно представить мысленными образами. На этом и основана одна из самых удачных техник запоминания, которой следует обучать детей. Итак, как помочь ребенку запомнить, а затем и пересказать текст? 

Для начала определите вместе с ребенком основную идею и содержание текста. Выявите главное - о чем же идет речь? Для этого дайте ребенку бегло просмотреть текст. Обязательно обратите его внимание на заголовок.

Спросите у ученика, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь малышу поставить вопросы к каждой из них, основываясь на подзаголовках (если таковые есть) или на абзацах, а затем при чтении дайте ребенку возможность найти на них ответы. Это позволит ему проследить развитие главной идеи произведения.

Составьте с ребенком план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно просто подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

Предложите малышу пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

Теперь ребенок должен тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении попросите ребенка зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с отпрыском самые существенные из них.

 Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям ребенка. Выясните, что он думает об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите чадо доказать свою точку зрения. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самого ребенка. Старайтесь, чтобы он не ограничивался согласием или несогласием с автором, а выражал, почему считает именно так. Попросите малыша точно описать, что ему нравится, а что нет.

В заключение дайте ребенку возможность ответить на шесть простых вопросов: кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт