Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Как изменилась Украина за последние полгода

Как изменилась Украина за последние полгода
Фото: Как изменилась Украина. Фото: Thinkstock

Первые результаты работы неутешительны: экономика в пике, кредиты не дают, война продолжается, а о "единой стране" мы вспоминаем лишь глядя в верхний угол телеэкрана. Что касается реформ, борьбы с коррупцией, да и вообще хоть каких-нибудь обещанных улучшений, то эксперты констатируют: невзирая на "изменение фасада" Украина продолжает топтаться на месте.

Без работы и зарплат

Сейчас о "лихих 90-х" украинские эксперты вспоминают с завидной регулярностью. Вначале на эти параллели экономистов наталкивало возникновение и ударная работа черного валютного рынка, сейчас - задолженности по зарплатам.

Согласно данным Госкомстата, в ноябре Украина установила очередной антирекорд: долги по зарплатам достигли невиданных 2,2 млрд.грн., причем это – без учета данных по Луганской области. Таким образом, всего за полгода сумма долга выросла в 2,5 раза.  Эксперты тут же напомнили: такое мы уже проходили.

- Сначала начались задержки по заработной плате, а потом эти долги накапливались годами, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Закончилось все лихими 90-ми, когда народ, мало рассчитывая на государство, искал подработку, где только мог.

Эксперты поясняют, что сегодня на ситуацию влияют не только события в Донбассе, но и общая ситуация в экономике, в частности -  ухудшение торговых отношений с нашим северным соседом. Ведь если хотя бы одно крупное предприятие потеряло заказчика в России, это тянет за собой всю цепочку и оставляет без работы смежников. Компании вынуждены сужать производство и увольнять сотрудников – по оценкам экспертов, безработица в стране приближается к 20%. Но некоторые работодатели видят выход в том, чтобы либо переводить работников на неполный рабочий день, либо не выплачивать им зарплату. Эта порочная и, как говорят эксперты, сугубо украинская практика, привела к астрономическим долгам, причем без всякой надежды на их возмещение.

- Я не думаю, что эти 2,2 млрд долгов когда-либо будут выплачены, - говорит экономист Всеволод Степанюк. – Во-первых, украинцы не готовы отстаивать свои права в судах. Во-вторых, практика показывает, что в нашей стране после увольнения о своих деньгах можно забыть навсегда. В-третьих, если предприятие объявит себя банкротом, на деньгах тоже можно будет поставить крест.

По словам эксперта, источников для выплаты долгов по зарплатам в стране просто нет - разве что эмиссия. Но она приведет к тому, что когда человеку через некоторое время выплатят заработанное, на эти деньги он сможет купить лишь буханку хлеба.

Впрочем, и те, кто продолжают получать зарплаты, не могут похвастаться достойными доходами. С начала года гривна девальвировала вдвое,  а реальные доходы населения сократились минимум на треть.

Астрономические долги

Во время Майдана и после него много говорилось 20 и даже 30 миллиардах долларов, которые США и ЕС предоставят "евроинтегрированному" украинскому правительству уже в этом году. Чиновники наперебой рисовали "нью-васюки": мол, эти деньги помогут стране обеспечить небывалый экономический рост. Но год уже подходит к концу, и премьер Арсений Яценюк вынужден констатировать: за 8 месяцев Украина получила всего $9 млрд кредитов. Маловато будет! Особенно учитывая, что долгов за это же время выплачено на $14 млрд.

Впрочем, даже уже взятые кредиты нам еще отдавать и отдавать, ведь страна сегодня в долгах, как в шелках! По данным украинского Минфина, с марта по ноябрь государственный и гарантированный долг Украины вырос на 38% - с 683 млрд. грн. до 945 миллиардов.

- Если на 1 марта 2014 года показатель госдолга к ВВП был на уровне около 45%, то сейчас он вырос до 65%, - констатирует Охрименко. - С такими темпами мы скоро можем выйти и на 100% ВВП!

Не удивительно, что ни США, ни ЕС не спешат предоставлять Украине новые кредиты – они попросту боятся, что Украина их никогда не вернет.

Не до реформ…

Никто не будет фондировать страну, которая сама не хочет себя спасать. Такое мнение высказал директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко и добавил: если мы не идем на непопулярные реформы, денег нам никто не даст!

Действительно, с реформами у нас прям беда! С момента инаугурации Петра Порошенко прошло полгода, правительству Арсения Яценюка – и вовсе уже больше 9 месяцев, но все потуги "реформаторов" пока обернулись лишь повышением налогов и тарифов.

Между тем экономисты утверждают, что у страны уже практически не осталось времени для того, чтобы провести обещанные реформы. И если не начать работать сегодня, то завтра уже и спасать будет нечего! Однако руководство страны просто не слышит эти тревожные предупреждения. Сначала бездействие оправдывалось войной на востоке, потом все были заняты выборами, затем – делили министерские портфели. Словом, работы много – не до реформ…

Коррупционные грабли

Масла в огонь подлил очередной рейтинг Transparency International, который подтвердил: Украина снова и снова наступает на одни и те же коррупционные грабли. В рейтинге восприятия коррупции наша страна заняла 142 место из 175, что позволило нам удержать совсем непочетное звание самой коррумпированной страны Европы. Такие неутешительные результаты вызваны малозаметными шагами в разрушении коррупционных схем. Эксперты международного антикоррупционного сообщества говорят: невзирая на "изменение фасада" Украина продолжает топтаться на месте. В результате мы очутились на одной ступени с Угандой и Коморскими островами.

- Борьба с коррупцией в нашей стране ни к чему не приводит, поскольку ведется в одном векторе: взяточников ловят и наказывают, - объясняет Олег Устенко. – В то же время к гораздо большему эффекту привели бы превентивные меры.

Эксперт уверен, что нам следует идти по пути Румынии, Болгарии, Грузии, которым удалось существенно снизить уровень коррупции. Причем повышение зарплат чиновникам – это не мера, а в лучшем случае лишь одно из условий.

-  Самое главное условие этой борьбы – убрать возможности для коррупции, - говорит Устенко. – Почему у нас до сих пор существуют государственные предприятия? Почему дерегуляцию бизнеса называют "непопулярной реформой"? Мы живем в мифах, подобных тем, что госпредприятия – это хорошо, а дерегуляция бизнеса – плохо. Между тем, чем меньше в нашей жизни будет государственный предприятий и учреждений, тем будет лучше для нас. А люстрация без пересмотра функций государства так и останется лозунгами.

Новости по теме: Украина Петр Порошенко