Учим ребенка распоряжаться деньгами

Учим ребенка распоряжаться деньгами

 К сожалению,  есть много родителей, которые придерживаются такой педагогической теории: «пусть сами выплывают». Но мы-то с вами, надеюсь, ответственные папы и мамы и понимаем: культуре обращения детей с деньгами нужно учить. И дело это довольно тонкое.

Джолайн Годфри - одна из ведущих специалистов, занимающихся в США финансовым воспитанием детей. В издательстве «Добрая книга» вышел перевод на русский ее книги  «Как научить ребенка обращаться с деньгами». Не все ее советы и логические выводы, на мой взгляд, подходят нам. Но взять ее методики за ту точку, из которой мы с вами отправимся в забавное и временами неожиданное путешествие по кошелькам и копилкам наших отпрысков, стоит.

По мнению Джолайн, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень - возраст с 5 до 8 лет.  В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом -  огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что - нет.

Как раз в этом возрасте пора учить, как  вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать  умение отличать желания от потребностей. Закладываются первые представления об этике. 

Джолайн  систематизировала упражнения, которые помогут малышам выработать нужные навыки. Еще раз оговорюсь: есть среди них и спорные для нас. Но все же, кто знает, может, следуя им, вам удастся вырастить финансового гения?

Умение экономить

Раскладывайте карманные деньги по трем ко- робочкам: «Потратить», «Сэкономить», «Отдать». По- говорите о том, что мы копим и экономим: деньги, ста- рую одежду, впечатления. Что означают эти выраже- ния и почему мы ими пользуемся?

 Посетите банк и откройте сберегательный счет. Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ре- бенка его карманные или подаренные деньги, время от времени снимайте деньги со счета.

Умение вести счет деньгам

Научите ребенка подсчитывать деньги, кото- рые он собрал, заработал и потратил за неделю, а по- том вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызы- вать неприятных ощущений (например, подсчеты мож- но вести перед прогулкой или после теплой ванны). Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не должны быть связаны с беспокойством.

Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расхо- дах (на корм собаки, на любимые напитки или моро- женое). Выполняйте это упражнение в течение одно- го-двух лет.

Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место.

Купите ребенку его первый бумажник.

Умение добиваться достойной оплаты своего труда

Составьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выби- рать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем вы- ше, чем она труднее. (В списке могут быть только осо- бые виды работы, а повседневные обязанности долж- ны иметь все члены семьи.) Предлагайте ребенку по- временную оплату, а не твердую ставку. Заранее до- говоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения зара- ботка.

Умение тратить с умом

Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить - одну вещь подороже или несколько подешевле?

Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор - пусть подсчитывает общую сумму в процес- се выбора.

Подавайте пример, разумно тратя деньги.

Умение говорить о деньгах

Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги.

 Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману». Никогда не бойтесь говорить: «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните почему.

Умение жить по средствам

Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив ребенку, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами.

Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.

Умение вкладывать деньги

Вкладывайте деньги в будущее детей. Возможно, пора начать откладывать деньги на обучение в институте. Объясните ребенку, что такое доля и партнерство. «Мы будем равными партнерами по продаже лимонада».

Растолкуйте, что вы дадите деньги на сахар и лимоны, а он вложит свой труд - возможно, это положит начало будущему серьезному партнерству.

Умение проявлять предприимчивость

Поощряйте предпринимательские проекты (про- дажа лимонада, продажа открыток с футболистами или героями детских сериалов). Помогите ребенку опреде- литься с ценами на товары и услуги. Хвалите ребенка за проявление предприимчивости («Хорошо придумано!», «Какая находчивость!»).

Умение возвращать деньги

Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в библиотеке - почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь книгу, ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь книгу в библиотеку, за нее приходится платить.

Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплати- лись кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы про- сто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.

Умение с помощью денег изменять мир

На Пасху или другой праздник, который вы отме- чаете всей семьей, разрешите ребенку оплатить свою еду из своих денег. К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям-свер- стникам.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт