Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Что необходимо менять в украинском образовании?

Что необходимо менять в украинском образовании?
Фото: Будущий успех начинается еще со школьной и студенческой скамьи. Фото из архива «КП».

Но школы работают, вступительная кампания идет, дети выбирают профессию, выпускники ищут работу… Медлить глупо, время для изменений пришло. Что нужно менять в системе образования? 

Мы попросили высказаться специалистов, которые на практике знают и видят проблемы, стоящие перед высшей школой Украины. 

"ПЕРЕД ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ СЕЙЧАС СТОЯТ ДВА ГЛАВНЫХ ВЫЗОВА" 

Ярослав Яковлевич БОЛЮБАШ, директор департамента высшего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта: 

- На сегодняшний день перед системой высшего образования стоят два больших вызова. Во-первых, нужно привести систему подготовки кадров в соответствие с требованиями и нуждами экономики. Высшая школа должна быть динамичной, реагировать на запросы рынка труда. Во-вторых, система высшего образования должна соответствовать европейским традициям и нормам. Это и больше автономии учебным заведениям, и трехступенчатая болонская система "бакалавр - магистр - доктор". Это поможет признанию наших дипломов, мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Структура вузов должна быть европейской, а там они все подчиняются Минобразования. Отраслевые министерства заинтересованы в подготовке специалистов высокого качества. Нужно освободить министерства от не свойственных им функций. Минобразования должно быть единым образовательным центром, а профильным министерствам следует заявлять, каких и сколько специалистов нужно, а затем предоставлять места для практики и трудоустройства. Важно говорить также и о большем внедрении высоких технологий, и о повышении эффективности науки. 

"НЕОБХОДИМО  НАЛАДИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВУЗАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ" 

Николай Федорович ДМИТРИЧЕНКО, ректор Национального транспортного университета, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор: 

- Увеличился разрыв между вузами и работодателями, между сферой образования и рынком труда. Проблемой является формирование системы многопрофильной подготовки специалистов, основанной на изучении рынка труда. Поэтому важнейшая задача - наладить связь между вузами и работодателями. Студенты смогут овладевать профессиональными умениями во время учебных и производственных практик. Необходимы программы адаптации выпускников на первичных должностях, программы по их трудоустройству. Практическая подготовка - важный момент. Мы готовим специалистов для транспортного и дорожно-транспортного комплекса Украины и зарубежных стран. Фирмы, корпорации заинтересованы в них, поэтому с III курса студенты работают, к ним присматриваются и выбирают лучших. Взамен - материально-техническая помощь, создание учебно-научных производственных комплексов. Расширение сотрудничества с профильными корпорациями, предприятиями и организациями - залог развития вуза. Результаты такой работы налицо: высокий конкурс в наш университет, почти 200 договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями, значительное число трудоустроенных выпускников, высокая эффективность университетской науки. 

Есть и другие назревшие проблемы. Многие годы ведется подготовка бакалавров, но их место на рынке труда до сих пор не определено, они недостаточно востребованы как специалисты. 

"ПРИЗЫВАЮ К  ЗДОРОВОМУ И КОНСТРУКТИВНОМУ КОНСЕРВАТИЗМУ" 

Николай Федорович ГОЛОВАТЫЙ, проректор по научной работе Межрегиональной академии управления персоналом, доктор политических наук, профессор: 

- Изменения в образовании имеют общую исходную точку - концептуальную модель. Ранее у нас была классическая университетская система образования. Она базировалась на общефилософском, общетеоретическом образовании человека, на взаимодействии образования и воспитания, что формирует личность с определенными ценностями, на определении склонности человека к конкретному роду деятельности. И, наконец, на государственном сопровождении выпускника вуза к месту работы. Эта модель завершалась за счет преемственности дошкольного, школьного, послешкольного образования и обеспечивала единый народнохозяйственный комплекс, плановую экономику. 

Сегодня украинская система образования не имеет четко обозначенной стратегии развития, собственной модели. Проще взять на вооружение что-то мировое, европейское, чем что-то свое, национальное. Но при этом забывается, что каждая страна имеет: 

1. Собственное, исторически сложившееся образование, развивая которое страна избирательно обращается к мировому опыту.

2. Собственную педагогику, культуру обучения и воспитания личности, ломать которую нелогично и опасно. 

3. Собственную систему функционирования образования в едином общегосударственном комплексе.

Перечисленные вопросы являются основоположными, а все другие - производными. Потому, если не возвратиться к определению и применению базовых основ украинского образования, мы утратим остатки системы, которая вызывала восхищение и пользовалась авторитетом в мире. И это не ортодоксальный, а сознательный и конструктивный консерватизм. 

"СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДАВНО ТРЕБУЕТ РЕФОРМ"

Сергей Витальевич ИВАНОВ, ректор Национального университета пищевых технологий, профессор, доктор технических наук. 

- По количеству вузов и студентов Украина обогнала уже все страны Европы. Казалось бы, армия выпускников давно должна превратить нашу страну в самое процветающее государство мира. Однако это далеко не так. Наша система образования давно требует реформирования. Очевидно, что украинскому образованию необходимы системные изменения. При нынешней организации образовательной системы невозможно выполнить задачи, стоящие перед Украиной. 

Требуется изменение структуры и сети учебных заведений. Беда в том, что у нас мало современных конкурентоспособных вузов. Необходимо создавать на базе существующих учебных заведений мощные региональные университеты с развитой наукой, современными педагогическими школами и соответствующей материально-технической базой. Другая назревшая проблема высшего образования в том, что длительное время ведется подготовка и выпуск бакалавров, но их статус на рынке труда до сих пор не определен, в результате чего они не востребованы как самостоятельные специалисты. Коренных изменений требует аспирантура (докторантура). Считаю, что она должна быть полноценным образовательным этапом, который бы выходил за рамки только написания диссертации.