Украинская труба может превратиться в груду ржавого железа

Украинская труба может превратиться в груду ржавого железа

Комментарии: 48
За пять лет убытки ГТС могут составить 10 миллиардов долларов.

Украинская труба уже в ближайшее время может превратиться в чемодан без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко. Миллиардов, необходимых на ее реконструкцию, в бюджете не предусмотрено, а Европа не спешит помогать Украине в такой ситуации. 

Цена газового вопроса

Но давайте начнем с того, сколько ж денег нужно вложить в украинскую трубу. В этом вопросе оценки экспертов отличаются: одни считают, что можно обойтись 3-4 миллиардами, другие говорят о значительно больших суммах. Так, компания "Укртранс-газ" начала реконструкцию и модернизацию украинской газотранспортной системы за собственные средства, и была озвучена цифра в 5,3 млрд долларов. 

И эта сумма может быть не окончательной, ведь около 70% общей длины газопроводов и около 80% компрессорных станций отработали более 20 лет. Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требований их эксплуатации.

- Модернизировать ради самой модернизации не надо, - уверен президент Украинской нефтегазовой академии, экс-глава правления "Укргазпром" Богдан Клюк. - Модернизировать надо для того, чтобы иметь возможность загрузки системы. Надо найти заказчика. Есть ли другие источники поставки газа в Европу, кроме России? Нет. Значит, нам надо искать пути решения вопроса именно с Россией и с Европой.

Евросоюз на помощь не спешит 

Казалось бы, можно обратиться к европейским партнерам, ведь от состояния украинской трубы зависит их энергетическая безопасность. До сих пор большинство поставок российского голубого топлива поступает в ЕС через территорию Украины. Любая авария в нашей стране может оставить без тепла всю центральную Европу.

Однако европейские партнеры не только не собираются помогать Украине, но и ведут свою двойную игру. ЕС начал активно строить газопроводы в обход нашей страны. Вместо того чтобы вложить несколько миллиардов в украинскую ГТС, они готовы тратить десятки миллиардов на строительство Южного и Северного потоков.

Чем это грозит Украине? Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что с запуском первой ветки газопровода "Северный поток" объемы транспортировки газа и выручка компании НАК "Нафтогаз України" снизятся примерно на 20% начиная уже со следующего года. 

- Если будут запущены эти потоки, а Европа не увеличит потребление, Украина останется не у дел, - считает экс-глава Комитета по ТЭК в ВР Михаил Ковалко. -  Поэтому необходимо сохранить существующие на сегодня объемы прокачки российского газа, сохранить саму украинскую ГТС и придать ее работе новый современный технологический уровень.

Дорогая консервация

В последние годы в ЕС наметилась тенденция по снижению потребления газа. И делают это иногда даже жесткими методами. Еврокомиссия недавно угрожала регулятивными мерами, которые могут привести к уменьшению потребления газа в странах ЕС с нынешних 500 до 400 млрд кубометров в год. Кроме того, принципы экологической политики Европы декларируют необходимость минимизировать потребление нефти и газа к 2050 году. Это уже приводит к тому, что в мире наблюдается тенденция к росту избытка мощностей инфраструктуры транспортировки газа. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), если в докризисном 2007 году избыток составлял 12%, то прогноз на 2015-й - 27%.

В такой ситуации Украина может законсервировать часть газотранспортной системы. Об этом уже заявил премьер-министр страны Николай Азаров. По его словам, Украина несет большие затраты на обслуживание газопровода, при том что он не используется на полную мощность.

- С учетом того, что Европа практически отказалась участвовать в финансировании модернизации и реконструкции украинской ГТС и усиленно ищет альтернативу российскому газу, а Россия наращивает темпы строительства обходных газопроводов, Украина может потерять свои транзитные позиции, - заявил  независимый эксперт Валентин Землянский. - В таком случае нам придется искать деньги не на реконструкцию, а на консервацию устаревших мощностей, которые через 5 лет не будут интересовать ни Москву, ни Брюссель. При таком развитии событий недополученная прибыль и прямые убытки Украины в ближайшей пятилетке могут составить более 10 млрд долл. 

Нетрудно посчитать, что каждый день промедления в решении этого вопроса - 5,5 миллиона долларов. За те 10 минут, пока вы читали эту статью, наша страна потеряла около 40 тысяч долларов.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт