Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Преступление и наказание

Преступление и наказание
Фото: Андрей Гаценко.

Для этого мы с вами платим налоги, содержим огромную армию чиновников, которая должна помогать обществу существовать в рамках, установленных законом.

В законодательстве говорится, что воровать нельзя. За этим следят налоговая, милиция и еще несколько силовых структур. Более того, бизнесменам нельзя даже необоснованно завышать цены - за этим следит Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Если же предприниматели, которые занимаются производством и продажей какой-либо продукции, решили заработать на своем монопольном положении, то их нужно наказывать.

Это все в теории. На практике преступление и наказание редко бывают равносильными. Вот, например, возьмем гречневый ажиотаж прошлого года. Вчера АМКУ наконец-то признал события годичной давности сговором и постановил оштрафовать участников рынка на общую сумму в 590 тысяч гривен.

Давайте просто посчитаем, насколько, как говорится, преступление соответствовало наказанию. Цены на гречку начали расти еще в августе прошлого года и буквально за месяц поднялись сначала до 17 грн.за килограмм, а потом и вовсе выросли до 34 гривен. Если учесть, что сговор таки был и рост цен был неадекватным, то получается, что на каждом килограмме ушлые дельцы попытались заработать как минимум по 15 гривен.

Потребление гречки в Украине эксперты оценивают в 160 тыс. тонн в год. Пускай половина этого объема была куплена населением по завышенным ценам. Путем несложных умножений получаем, что на 80 тысячах тонн было заработано сверху около 1,2 миллиарда гривен.

Как вам разница? Заработали больше миллиарда и заплатили штраф в полмиллиона гривен. Я не знаю, какие объемы гречки проходили через оштрафованные компании, но получается, что в пересчете на каждый проданный в Украине по заоблачным ценам килограмм крупы был заплачен штраф в 0,3 копейки.

Как говорил Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради 300% прибыли. В нашем же случае прибыль была еще больше, но, судя по штрафу, который наложили на сговорившихся капиталистов, нарушение закона в этом случае было меньше чем на копейку.